Уровни Интернет-зависимости студентов, и ее коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявление уровня Интернет-зависимости студентов.
Гипотеза исследования: у студентов-очников будут выявлены средний и начальный уровни Интернет-зависимости, а у студентов-заочников минимальный и средний уровни Интернет-зависимости.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме Интернет-зависимости у студентов.
Анализ полученных в ходе исследования результатов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ................................................6
1.1 Понятие Интернет-зависимости и её причины..............................................6
1.2 Психологические особенности студенческого возраста...............................9
1.3 Особенности Интернет-зависимости в студенческой среде.......................12
Вывод......................................................................................................................16
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ..............................................17
2.1 Методика исследования..................................................................................17
2.2 Анализ результатов диагностики...................................................................17
2.3 Профилактическая программа.......................................................................20
Вывод......................................................................................................................41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................43
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................45

Вложенные файлы: 1 файл

Инт-завис студентов.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Профилактическая  программа

Пояснительная записка

Цель данной программы - профилактика Интернет-зависимости  у студентов.

Задачи программы:

1) развить  коммуникативные навыки Интернет-зависимых студентов;

2) поднять  самооценку Интернет-зависимых студентов;

3) снизить  тревожность Интернет-зависимых  студентов.

Результатами  проделанной работы должны стать:

- информированность  студентов о последствиях Интернет-зависимости,  влиянии сети на сознание и организм человека;

- развитость  умения студентов общаться за  пределами виртуальной реальности;

- снижение  тревожности студентов;

- повышение  самооценки студентов;

- уменьшение  процента Интернет-зависимых студентов.

Предлагаемая  программа рассчитана на группу студентов из 10-15 человек в возрасте 18-24 года. Она предполагает 7 занятий длительностью 1 – 1.5 часа каждое.

  1. «Правило поднятой руки». Если участник желает высказаться или у него возникли вопросы, он должен поднять руку и только после этого обратиться к ведущему.

2. Правило  «Участвуют все». В играх должны  участвовать и высказываться  все, никто не должен оставаться  в стороне, за исключением тех  игр, где требуется один или  несколько участников.

На первом занятии участникам следует разъяснить несколько правил, которые они должны будут соблюдать на занятиях:

3. Правило  «Три хлопка». Если ведущий  три раза хлопает в ладоши, все должны прекратить свои  занятия и посмотреть на него.

Ниже в  таблице 3 представлена программа профилактики Интернет-зависимости у студентов

Таблица 3

Тематический  план программы профилактики Интернет-зависимости  у студентов

№ п/п

Тема занятия, цель

Содержание

Оборудование

1

Тема: «Знакомство»

Цель: знакомство членов группы друг с другом, с правилами  работы в группе, с темой занятий

Упр. «Снежный ком»

Упр. «Визитка»

Упр. «Немного о себе»

Упр. «Клочки  самохарактеристики»

Карточки (прямоугольники бумаги), листы бумаги, ручки, булавки, фломастеры

2

Тема: «Интернет-зависимость»

Цель: просветить участников относительно влияния сети на сознание и организм человека

Упр. «Привет»

Упр. «Пересядьте  те, кто..»

Беседа с участниками  об Интернет-зависимости

Мини-лекция о влиянии  сети на человека

Упр. «Я могу заменить Интернет…»

Мяч, лист бумаги, фломастер

3

Тема: «Общение»

Цель: развитие коммуникативных навыков участников

Упр. «Пум-пум»

Упр. «Установление  контакта»

Упр. «Испорченный телефон»

Упр. «Просьба-отказ»

Упр. «Подарок»

-

4

Тема: «Общение, самооценка, тревожность»

Цель: развитие коммуникативных навыков участников, повышение их самооценки и снижение тревожности

Упр. «Коллективный  счёт»

Упр. «Рукопожатие»

Упр. «Дракон»

Упр. «Комплименты»

Упр. «Разговор через  стекло»

Повязка на глаза

5

Тема: «Самооценка»

Цель: повышение  самооценки участников

Упр. «Букет»

Беседа на тему «Почему человек может быть неуверен в себе?»

Упр. «Я первый в…»

Упр. «Я хороший, потому что…»

Упр. «Волшебная рука»

Листы бумаги, ручки, фломастеры, часы

6

Тема: «Тревожность»

Цель: снижение реактивной и личностной тревожности  участников

Упр. «Стрессовые  ситуации»

Упр. «Насос и мяч»

Упр. «Два стула»

Упр. «Хорошо - плохо»

Упр. «Позитив»

Листы бумаги, ручки

7

Тема: «Прощание»

Цель: завершить  занятия, получить обратную связь с  участниками

Обсуждение  прошедших занятий

Упр. «Солнце  и планеты»

Упр. «Моё будущее»

Упр. «Чемодан»

Упр. «Пожелания»

Листы бумаги, ручки, фломастеры


Ниже приводится более подробное описание каждого  занятия.

Описание  содержания программы профилактики Интернет-зависимости у студентов

Занятие 1

Тема: «Знакомство»

Цель: знакомство членов группы друг с другом, с правилами работы в группе, с темой занятий.

Оборудование: карточки (прямоугольники бумаги), листы  бумаги, ручки, булавки, фломастеры.

Ход занятия:

1. Ведущий  представляется группе, рассказывает  о целях их будущих занятий  и объясняет правила работы в группе.

2. Упражнение  «Снежный ком»

Участники сидят  в ряд. Первый участник встаёт и называет своё имя; после него встаёт второй, повторяет имя предыдущего и  называет своё имя; третий повторяет  имя второго и называет своё и  так далее до последнего человека.

3. Упражнение  «Визитка»

Участникам  раздают карточки и булавки. Каждого  просят написать на карточке своё имя, которым его будут называть на протяжении всего тренинга, и приколоть  булавкой карточку на груди. Ведущий  тоже делает себе такую карточку. Их можно украсить каким-либо рисунком. Это поможет участникам группы и ведущему скорее запомнить имена друг друга. Эти «визитки» участники будут надевать несколько первых занятий, пока не запомнят имена друг друга.

4. Упражнение  «Немного о себе»

Участникам предлагается закончить предложения:

- Больше всего  я люблю …

- Мне нравится…

- Я увлекаюсь…

- Я хотел  бы быть …

- Я чувствую  себя счастливым, когда …

- Я надеюсь,  что когда-нибудь …

- Я хотел  бы быть более…

- Мне очень  грустно, когда…

- Я хочу  познакомиться с …

- Я хотел  бы больше узнать о …

Это поможет  участникам и ведущему лучше узнать друг друга.

5. Упражнение  «Клочки само характеристики»

Участники сидят  в круг или в ряд. Ведущий даёт участникам один лист бумаги. Каждый отрывает себе от листа столько кусочков, сколько хочет. Клочки должны быть у всех участников. После этого ведущий даёт задание каждому назвать столько своих качеств, сколько он оторвал себе клочков.

6. Ведущий  объявляет, что на сегодня занятие  окончено, собирает у участников  их «визитки» и прощается до следующего занятия.

Занятие 2

Тема: «Интернет-зависимость»

Цель: просветить участников относительно влияния сети на сознание и организм человека.

Оборудование: мяч, лист бумаги, фломастер.

Ход занятия:

1. Ведущий  приветствует группу, раздаёт участникам их визитки.

2.  Упражнение  «Привет, я рад тебя видеть…»

Ведущий говорит: «Начнем занятие с пожеланий  друг другу на сегодняшний день. Вы бросает мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание или комплимент этому человеку. Начинайте его со слов: «Привет, я рад тебя видеть!» Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему своё пожелание». Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый участник не поймает мячик.

3. Упражнение  «Пересядьте все те, кто …»

Участники садятся  в круг на стулья, которых на один меньше, чем участников. Выбирается водящий, который стоит в центре круга без стула. Инструкция: «Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Он называет этот признак, например: «Пересядьте все те, кто любит мороженное». И все, кто любит мороженное, должны поменяться местами. Тот, кто стоит в центре круга, должен успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без стула, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы лучше узнать друг друга».

4. Беседа с  группой на тему Интернет-зависимости  по вопросам:

- Что такое  Интернет?

- Для чего  можно его использовать?

- Приносит  ли он нам какую-то пользу  в жизни?

- А есть  ли отрицательное влияние сети на человека? Какое?

- Когда можно  сказать, что человек зависим  от сети Интернет?

- Похожа ли  зависимость от «паутины» на  другие виды зависимости –  от сигарет, наркотиков, алкоголя? Чем?

- Попробуйте  описать человека, который зависим от Интернета. Как он выглядит, какими чертами характера обладает? (участники называют качества, а ведущий записывает их фломастером на листе, прикреплённом к доске, чтобы все участники могли видеть список)

- Как вы  думаете, можно ли назвать общение  через Интернет полноценным? Почему?

- Почему так  много людей сейчас сидит в  Интернете?

- Какие ассоциации  у вас возникают со словом  «Интернет»? (ведущий записывает  их на листе)

5. Мини-лекция  о влиянии сети на человека.

Ведущий рассказывает группе, что такое Интернет-зависимость, о её типах и признаках, о том, какие группы населения больше всего подвержены ей и какое негативное влияние оказывает долгое сидение в сети на сознание и организм человека. После этого он просит участников высказать свои мысли по поводу услышанного.

6. Упражнение  «Я могу заменить Интернет…»

Участники делятся  на две равные команды (если количество участников нечётное, ведущий тоже принимает участие в игре). Инструкция к упражнению: «Вспомните сейчас всё  то, чем вы обычно занимаетесь в Интернете – общаетесь, ищете информацию, картинки, видео, фильмы, книги, посещаете какие-либо интересные сайты… Вам надо придумать, чем это можно заменить. Например: «Я могу заменить общение в «аське» на прогулку с друзьями. Я могу заменить время, проводимое в Интернете, на плавание…» и так далее. Участники из разных команд говорят свои варианты по очереди. Проигрывает команда, у которой первой кончатся варианты, чем можно заменить Интернет».

7. Ведущий  объявляет, что на сегодня занятие  окончено, собирает у участников их «визитки» и прощается до следующего занятия.

Занятие 3

Тема: «Общение»

Цель: развитие коммуникативных навыков участников.

Ход занятия:

1. Упражнение  «Пум – пум»

Выбирается  водящий. Он отмечает нескольких участников, объединённых каким-то общим признаком (цвет одежды, длина волос, обувь, сидят рядом и т.д.) и произносит фразу: «У следующих играющих (перечисляет их имена) есть пум – пум, а у других пум – пума нет». Участникам предлагается отгадать, что загадал ведущий. Отгадавший становиться водящим.

2. Ролевая  игра «Установление контакта»

Участники группы в парах по очереди разыгрывают  различные сценки на установление контакта. Основному играющему дается инструкция: «Ты должен установить контакт с  собеседником для того, чтобы…». Например, один участник – администратор гостиницы, основной участник должен устроиться в гостиницу; один участник – продавец, основной участник должен поменять купленные вчера джинсы; один участник – спешащий прохожий, основной участник должен узнать, как доехать до улицы… и т.п. Основной участник должен использовать все средства, чтобы расположить собеседника и добиться поставленной задачи. На роль основных участников стоит выбирать необщительных застенчивых участников группы.

3. Упражнение  «Испорченный телефон»

Один участник остаётся в комнате, остальные выходят  за дверь и по приглашению ведущего заходят по одному. Каждому входящему  дается инструкция: «Представьте себе, что Вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему участнику группы. Текст телефонограммы Вам сейчас зачитаю, его можно не передавать дословно, главное – как можно точнее выразить содержание». Затем ведущий зачитывает текст телефонограммы первому участнику группы, он должен передать его следующему вошедшему, тот – следующему и т.д. Если текст при передаче от одного участника другому сократился до такой степени, что выполнение упражнения становиться бессмысленным, т.к. передача его становиться слишком легкой задачей, то очередному участнику ведущий зачитывает весь текст заново.

Текст телефонограммы: «Звонила Мария Александровна. Она  просила передать, что задерживается  в банке, т.к. там она договаривается о получении кредита на покупку  новых компьютеров. Она должна вернуться  к 13.30, к началу второй смены, но если она не успеет, то надо передать шестиклассникам, что у них изменилось расписание уроков на среду и вместо урока истории будет география». Упражнение помогает понять, как может исказиться информация в пересказе нескольких человек и откуда берутся слухи.

4. Упражнение «Просьба – отказ»

Участники разбиваются  на пары. Один должен просить о чем-либо, а другой отказывать, но при этом не говорить «нет» и не грубить. Предварительно ведущий объясняет парам, в чем  будет заключаться просьба. Например: попросить брошку на вечер, денег взаймы, попросить написать за друга сочинение, взять себе котёнка и т.п.

Во второй части упражнения задание меняется. Нужно предложить или попросить  что-то такое, в чем будет очень  сложно отказать, например предложить свою помощь, совет. Второй участник должен отказать словами: «Нет, нет, нет».

5. Упражнение  «Подарок»

Участники встают в круг. Инструкция: «Сейчас мы будем  делать подарки друг другу. Начиная  с ведущего, каждый по-очереди жестами  изображает какой-то предмет (мороженное, котёнка, гирю, цветок и т.п.) и передает его своему соседу справа. Говорить ничего нельзя, а изображать надо так, чтобы друг вас понял. Если вы догадались, что вам хотят подарить, надо назвать этот подарок вслух и удостовериться, что вы поняли всё правильно».

Занятие 4

Тема: «Общение, самооценка, тревожность»

Цель: развитие коммуникативных навыков участников, повышение их самооценки и снижение тревожности.

Оборудование: повязка на глаза.

Ход занятия:

1. Упражнение  «Коллективный счёт»

Участники сидят  на стульях. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. Участник, называя число, должен встать. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число; во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы.

2. Упражнение  «Рукопожатие»

Участники становятся в круг. В центре – водящий с завязанными глазами. Один участник должен подойти к водящему и поздороваться с ним за руку. Водящий должен определить, кто перед ним – мужчина или женщина и кто именно из участников перед ним. В зависимости от этого произнести: “Здравствуй, Оля!”, “Здравствуй, Миша!” Если он угадал, то водит тот, кого он узнал.

Информация о работе Уровни Интернет-зависимости студентов, и ее коррекция