Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:30, курсовая работа
Цель исследования – составить методические рекомендации к разработке урока с компьютерной поддержкой.
Задачи исследования:
Выявить современные проблемы компьютеризации обучения младших школьников;
Определить специфику компьютерного обучения младших школьников;
Изучить педагогический опыт обучения младших школьников с применением компьютерных технологий;
Составить методические рекомендации к разработке урока с компьютерной поддержкой.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1 Компьютеризация обучения младших школьников как научно-педагогическая проблема………………………………………………………6
1.1 Современные проблемы компьютеризации обучения младших школьников ……………………………………………………………………..6
1.2 Специфика компьютерного обучения младших школьников…………….9
Выводы к 1 разделу……………………………………………………………...13
РАЗДЕЛ 2. Методические основы проведения уроков с компьютерной поддержкой…………………………………………….………………………14
2.1 Педагогический опыт обучения младших школьников с применением компьютерных технологий…………………………………………………….14
2.2 Методические рекомендации к разработке урока с компьютерной поддержкой …………………………………………………………………….19
Выводы ко 2 разделу…………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1 Компьютеризация обучения младших школьников как научно-педагогическая проблема………………………………………………………6
1.1 Современные проблемы компьютеризации обучения младших школьников ……………………………………………………………………..6
1.2 Специфика компьютерного обучения младших школьников…………….9
Выводы к 1 разделу……………………………………………………………
РАЗДЕЛ 2. Методические основы проведения уроков
с компьютерной поддержкой…………………………………………….……
2.1 Педагогический
опыт обучения младших школьников
с применением компьютерных технологий……………………………………………………
2.2 Методические
рекомендации к разработке
Выводы ко 2 разделу………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметам.
Прежние попытки вести обучение с помощью компьютерных программ, предпринимавшиеся еще в начале и середине 80-х годов, потерпели неудачу, потому что несовершенство программных средств не позволяло получить явное преимущество компьютерных технологий перед традиционными формами обучения. Другой важной причиной являлось то, что компьютер не являлся доступным средством обучения. Ни учителя, ни учащиеся не были готовы принять компьютер как регулярное учебное средство. В настоящее время ситуация изменилась, современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать учебные ситуации. Назрела насущная необходимость вовлечения компьютера в массовое образование.
Современное общество требует знаний работы с компьютером, С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием.
Дидактические
вопросы включения
Современные исследования Н.В. Апатовой, А.А. Дикой, А.Ю. Кравцовой, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, B.C. Леднева, И.В. Марусевой, С.В. Панюковой, И.В. Роберт, Г.В. Рубиной, В.Д. Симоненко, А.В. Смирнова, Ю.Л. Хотунцева, А.В. Хуторского, М.А. Щербакова и др. посвящены выявлению дидактических особенностей процесса обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий; исследованию условий, позволяющих реализовать возможности этих технологий; развитию дидактических принципов обучения; разработке методов и организационных форм обучения; обоснованию и разработке содержания образования, включающего современные информационные технологии.
Современное общество нуждается в специалистах, знающих компьютерную технику. В связи с этим использование компьютера на уроках с его огромными универсальными возможностями является необходимостью с целью приобщения учащихся начальной школы к современным компьютерным технологиям. В то же время дидакты рекомендуют использовать компьютер как одно из современных средств эффективного обучения младших школьников.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования «Уроки с компьютерной поддержкой» актуальна и требует тщательного изучения.
Цель исследования – составить методические рекомендации к разработке урока с компьютерной поддержкой.
Задачи исследования:
Объект исследования – процесс обучения в начальной школе с использованием программных средств и компьютерной техники.
Предмет исследования – организация уроков с компьютерной поддержкой в начальной школе
В ходе эксперимента были применены следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;
- наблюдение за учебно-воспитательным процессом в начальных классах;
- подбор и составление задания для компьютерного обучения в начальных классах.
Структура курсовой работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, два раздела, заключение, список источников. Список литературы состоит из 38 наименований. Курсовая работа включает в себя 33 страницы.
РАЗДЕЛ 1.
Компьютеризация обучения младших школьников
как научно-педагогическая проблема
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в Украине за последние десятилетия наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.
Начиная учиться в
школе, он может почувствовать
Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Возникает вопрос, следует ли использовать компьютеры в школе? Многие педагоги считают, что да. У некоторых имеются возражения философского или чисто практического характера. Однако все согласны с тем, что какая-то адаптация школы к компьютерному веку необходима.
Общество претерпевает
быстрые и фундаментальные
Часть людей убеждены в том, что компьютер предоставляет новые возможности для творческого развития детей и их учителей, позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идей и средства выражения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы.
Ряд педагогов сомневаются в реальности достижения целей компьютерной грамотности в младших классах. Некоторые из них считают, что компьютеры представляют не что иное, как еще одно средство отвлечения внимания детей в классе. Другие настаивают на том, что невозможно подготовить учителей к использованию компьютеров на уроках и компетентному обучению детей компьютерной грамотности без серьезной профессиональной подготовки их в области вычислительной технике. Третьи выражают опасение, что постоянное использование компьютеров в школе приведет к такому положению, когда цельное поколение людей не сможет складывать и вычитывать числа, если не будет рядом компьютера. Одним из серьезных аргументов против включения компьютеров в содержание школьного обучения является столь быстрое развитие вычислительной техники, что даже постоянно обновляемая программа будет хронически отставать от него.
Еще более серьезным возражением является то обстоятельство, что дети будут гораздо меньше общаться друг с другом, поскольку значительную часть времени они будут проводить за компьютером
Компьютер является лишь точкой фокуса для тех изменений в содержании обучения, которые должны быть осуществлены в качестве ответной реакции на сдвиги, которые происходят в мире.
По сравнению с прошлым в наше время пользоваться компьютером стало намного проще, для них характерно “дружественное” по отношению к пользователю программное обеспечение с простым меню и легко выполняемыми инструкциями, а информация представляется с помощью четких графических изображений и звуковых эффектов. Чтобы заставить компьютер делать то, что вы хотите, теперь вовсе необязательно владеть программированием. Нас повсюду окружает новая техника, и для современных детей компьютер сегодня страшен не более чем стереосистема.
Для разработки нового высококачественного программного обеспечения совершенно необходимо тесное сотрудничество квалифицированных специалистов по программному обеспечению и опытных педагогов начальных классов. Именно для самых младших школьников следует требовать создания самого лучшего, дидактически продуманного и мотивированного программного обеспечения.
Итак, компьютер вошёл в нашу жизнь и современное образование. Несмотря на существующие проблемы в этой области, компьютер признан одним из эффективных средств обучения, способствующий усвоению знаний, развитию познавательных способностей.
Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой регулируется двумя требованиями – гигиеническими и учебными.
В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации. Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.
При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, ток как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21 °С, относительная влажность - 55-62%. Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно. Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.