Уроки с компьтерной поддержкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – составить методические рекомендации к разработке урока с компьютерной поддержкой.
Задачи исследования:
Выявить современные проблемы компьютеризации обучения младших школьников;
Определить специфику компьютерного обучения младших школьников;
Изучить педагогический опыт обучения младших школьников с применением компьютерных технологий;
Составить методические рекомендации к разработке урока с компьютерной поддержкой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1 Компьютеризация обучения младших школьников как научно-педагогическая проблема………………………………………………………6
1.1 Современные проблемы компьютеризации обучения младших школьников ……………………………………………………………………..6
1.2 Специфика компьютерного обучения младших школьников…………….9
Выводы к 1 разделу……………………………………………………………...13
РАЗДЕЛ 2. Методические основы проведения уроков с компьютерной поддержкой…………………………………………….………………………14
2.1 Педагогический опыт обучения младших школьников с применением компьютерных технологий…………………………………………………….14
2.2 Методические рекомендации к разработке урока с компьютерной поддержкой …………………………………………………………………….19
Выводы ко 2 разделу…………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Уроки с компьютерной поддержкой.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Главным остается вопрос организации урока и дисциплины работы с программой.

Предположим, что  класс разбит на 3 группы. Каждой из групп Вы подготовили четкое небольшое  модульное задание, рассчитанное на 10-12 минут самостоятельной работы с компьютером. Как обеспечить в такой ситуации равномерную загруженность учащихся, избежать суеты и неразберихи? Будем исходить из того, что каждое задание индивидуальное и работа в парах (тем более - в тройках) не предусмотрена. При общем времени 10 минут за программой представляется неоправданной тратой машинного времени заставлять ученика отвлекаться на другие виды деятельности.

Возможны следующие решения. До урока, каждый из учащихся узнает номер своего компьютера (компьютеры в классе должны быть пронумерованы). Один и тот же номер сообщается трем ученикам, принадлежащим к трем различным подгруппам.

Задание учащегося сильной подгруппы  строится по примерной схеме:

1. Постановка  цели урока - 2 минуты.

2. Работа за  компьютером - 10-12 минут.

3. Работа с  учебником - 10-12 минут.

4. Решение задач - 10 - 20 минут.

5. Подведение  итогов урока, домашнее задание  - 4-5 минут.

Задания учащегося средней подгруппы  строится по схеме:

1. Постановка  цели урока - 2 минуты.

2. Работа с  учебником - 10-12 минут.

3. Работа с  компьютером - 10-12 минут.

4. Решение задач - 10 - 20 минут.

5. Подведение  итогов урока, домашнее задание  - 4-5 минут.

Для слабой подгруппы схема задания  может выглядеть так:

1. Постановка  цели урока - 2 минуты.

2. Работа с  учителем - 10-12 минут.

3. Работа с  учебником и тетрадью - 10-12 минут.

4. Работа с  компьютером - 10 - 20 минут.

5. Подведение  итогов урока, домашнее задание  - 4-5 минут.

Таким образом, урок разбивается на пять этапов. 2 этап начинается для всех одновременно. А вот смена этапов для каждого  учащегося индивидуальна. Учащиеся второй и третьей подгрупп знают очередность своей работы за компьютером с данным номером. Как только учащийся первой подгруппы освободил компьютер, за него сразу садится учащийся второй подгруппы, а потом - третьей.

Сильные учащиеся освобождают рабочее место, как правило, быстро. Учителю придется проследить за тем, чтобы учащиеся второй группы не занимали компьютер

 

Выводы  ко 2 разделу

Педагогика  начальной школы призвана сегодня  критично подходить к меняющейся действительности, окружающей детей  в высокотехнологизированном мире. При этом следует объективно изучать и сравнивать как негативные воздействия, так и позитивные дидактические возможности новых технологий, чтобы выработать ориентированную на будущее методику и практику построения учебных занятий в начальной школе. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее  время, в век научно-технической  революции, в век компьютеров  и компьютерных технологий, в век  современных информационных связей и Интернета нельзя отгораживаться оттого, что многие дети, имея дома компьютер  и общаясь с ним почти ежедневно, привыкли к работе с ним. В данном факте, конечно же, есть свои "минусы", но от этого никуда не деться. Чтобы избежать отрицательного влияния компьютерной техники на детей, необходимо, в первую очередь, научиться самим и научить их безопасным правилам обращения с ней, контролировать время, проведенное за компьютером и рядом с ним (если он включен). Педагоги начальной школы должны привить детям культуру общения с компьютером, приучить к бережному обращению с ним. При выполнении всех этих ограничений компьютер сможет стать другом и помощником учителя и детей в учебном процессе.

Сегодня актуальной является задача создания компьютерной поддержки учебных программ школ, разработки гибких, индивидуально направленных способов обучения, управления и контроля над процессом познания.

По результатам  изучения педагогической и методической литературы по проблеме исследования можно сделать вывод, что применение современных информационных технологий на уроках позволяет:

  • отбирать содержание учебного материала, приемы и способы, позволяющие позитивно мотивировать ученика к конкретной учебной деятельности (например, читать, работать на компьютере, выполнять упражнение и т.д.), развивать учебную самостоятельность, творческую и поисковую активность ребенка;
  • планировать ход урока для оптимального использования времени урока;
  • конструировать урок, хранить и представлять учебно-методические материалы, оптимизировать учебную нагрузку;
  • организовывать и использовать различные образовательные среды (игровая психологическая, коммуникативная, правовая, информационная и др.) для решения конкретной педагогической задачи (развитие учебной самостоятельности, обучение самооцениванию и взаимооцениванию, развитие творческой, поисковой активности);
  • демонстрировать профессионально подготовленные учебные образцы из хранилища и предоставлять детям варианты решения, возможные для выполнения конкретного задания;
  • инициировать пробные действия детей с учебными заданиями на компьютере и корректировать дальнейшую работу класса с опорой на возникающие по ее ходу индивидуальные варианты решений;
  • в рамках фронтальной работы включать каждого ученика в общеклассную работу и работу в малых группах;
  • эффективно отслеживать результативность (успешность) обучения каждого ребенка по каждому предмету, выявлять его достижения и проблемы (затруднения);
  • устанавливать взаимодействие с коллегами, используя разработанные ими учебные материалы и предоставляя свои разработки для общего доступа.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –1994. -№2.

2. Белавина И.Г.  Восприятие ребенком компьютера  и компьютерных игр. // Вопрос психологии. – 1993. – № 3.

3. Белавина И.Г.  Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. – 1991. – №3.

4. Буцин Е.С.  Обучение младших школьников  началам информатики. //Информатика  и образование. – 1991. – №3.

5. Варченко В.И.  ПМК "Радуга в компьютере" – технология игрового обучения  в начальной школе. // Информатика и образование. – 2001. – №3.

6. Варченко В.И.  Радуга в компьютере. // Начальная  школа. – 1997. – №10. – С92.

7. Видерхольд. Компьютер  в начальной школе. // Информатика  и образование. – 1993. – №2.

8. Витуховская А.А. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу "Информатика и образование". – 2001г. – №1 .

9. Выготский Л.С. Собрание сочинение. Т.4, - М., 1972.

10. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. – 1994. – №4.

11. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 1994 . – №4.

12. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика – 1994. – №5.

13. Давыдов В. В., Рубцов В. В. Тенденции информатизации современного образования // Современная педагогика. – №2. – 1990.

14. Заничковский Е.Ю. Проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. – 1994. – №2.

15. Зинченко Г.П. ЭВМ в начальной школе. // Информатика и образование. –1991. – №3.

16. Каракозов М.С. Формирование навыка работы с клавиатурой. // Информатика и образование. – 1994. – №2.

17. Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников. // Информатика и образование. – 1997. – №2. – С13.

18. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. – М.: Радио и связь, 1997.

19. Коджаспирова Г.М., Петров К.В.Технические средства обучения и методика их использования. – М., 2005. – 352с.

20. Кржен Дж. Компьютер дома. – М., 1996.

21. Лапчик М. Информатика и технология: компоненты педагогического образования. // Информатика и образование. – 1991. – №6.

22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972.

22. Луцкий Р.М. Графика “Агата” – новые возможности. // Информатика и образование. – 1992. – №1.

24. Маргоми Я.М., Иванов А.М., Баранкина З.С. Содержание и методы непрерывного обучения информатике в начальной и средней школе. // ИНФО, 1991. – №1.

25. Материалы XII международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". Сборник трудов. Часть III. – М.: МИФИ, 2002.

26. Мехонцева Д. Научное обоснование теории воспитания как управления формированием личности. Монография. – Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1998

27. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. –1994. – №4.

28. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1979.

29. Плеухова Л.Ф., Ситников Ю.К. Компьютерные системы заданий//Информатика и образование. – 1999. – №2.

30. Подласый И.П. Педагогика. - Том 1. – М.: Владос, 1999.

31. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Из. Центр «Академия», 2001.

32. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1980.

33. Селевко Г.К.  Энциклопедия образовательных технологий. Т.1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

34. Смирнов В.  «Компьютер помогает школе»// Народное  образование, №12, 1988 г.

35 . Сутирин Б., Житомирский В. Компьютер в школе сегодня и завтра //Народное образование. – 1986. – №3. – С 21.

36. Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. – 1994. – С. 3.

37. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 512 с.

38. Шауцукова Л.З. Информатика: Учеб. Пособие для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2000. – 416 с.


Информация о работе Уроки с компьтерной поддержкой