Урок-как основная форма организации работы в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:29, реферат

Краткое описание

Урок – основная структурная единица учебного процесса в школе. Она имеет следующие признаки:
Постоянный состав обучаемых групп;
Относительно стабильный состав педагогов;
Предметная система обучения;
Относительная структурная законченность определенного цикла обучения (проверка пройденного, изучение нового, упражнение, контроль усвоения).

Вложенные файлы: 1 файл

Урок как основная форма организации обучения в школе.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

4. Комбинированные уроки.

5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

 

 

Уроки изучения нового учебного материала.

 

Цель уроков первого типа заключается  в овладении учащимися новым материалом. Для достижения этой цели учащиеся должны усвоить новые понятия и способы действия, сформировать систему ценностных ориентиров, усвоить самостоятельную поисковую деятельность. Такой тип урока чаще всего применяют в средних и старших классах, потому что именно в них происходит изучение довольно объемного материала. Формы проведения уроков первого типа разнообразны. Это и лекция, и объяснения учителя с привлечением учащихся для решения некоторых вопросов, и самостоятельная работа с учебником, и эвристическая беседа, и постановка и проведение опытов, экспериментов. Этот тип урока включает в себя разнообразные виды занятий, среди которых встречаются: семинары, лекция, теоретические и практические самостоятельные работы, киноуроки, смешанные уроки.

Общим для них является то, что  время урока учащиеся посвящают  изучению нового материала — с  использованием всевозможных приемов, позволяющих глубже и эффективнее изучить ею. Учитель придает изложенному материалу проблемный характер, использует яркие факты, примеры, учащиеся подключаются к их обсуждению, подкрепляются изложенные учителем положения собственными примерами, используют наглядный материал и технические средства обучения.

Кроме того, учитель ненавязчиво  возвращает учеников к ранее изученному материалу, потому что невозможно изучать  новое, если недостаточно хорошо усвоено  старое.

 

Уроки совершенствования  знаний, умений и навыков

 

Дидактические задачи, которые решаются на этом типе урока, сводятся к следующему:

• повторение и закрепление ранее  пройденного материала;

• обобщение и систематизация новых  знаний;

• применение новых знаний на практике для их закрепления, как и ранее

  усвоенного материала;

• формирование новых умений и  навыков;

• контроль за ходом изучения нового материала;

• совершенствование знаний, умений и навыков.

 

В свою очередь такая классификация  урока разбивается еще на несколько типов:

• урок повторения;

• урок закрепления ранее изученного материала;

• урок формирования знаний, умений и  навыков;

• урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

 

К видам второго типа урока относятся:

• урок - лабораторная  работа;

• урок - самостоятельная  работа (письменные или устные упражнения);

• урок экскурсия;

• урок - практическая работа

• урок - семинар.

Урок совершенствования знаний, умений и навыков предполагает, что одновременно с изучением нового материал учащиеся будут постоянно возвращаться к старому, благодаря чему произойдут систематизация знаний, закрепление  умений и навыков, их совершенствование, причем не только в пределах изучаемой темы,  но и на межтематическом и межпредметном  уровне.

При планировании такого урока учитель может делать упор в основном на контроль и систематизацию знаний, умений и навыков. А если предстоит контрольная работа, то учитель может весь урок посвятить только повторению в пределах одной темы, когда на протяжении всего времени будут совершенствоваться какие-либо определенные навыки.

 

Уроки обобщения  и систематизации.

 

Урок данного типа решает две основные дидактические задачи — установление насколько хорошо учащиеся овладевают теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по основным моментам программы, и проверка знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материал, изученному на протяжении длительного периода времени — четверти, полугодияя или же всего года обучения.

Такие уроки действуют на учащихся на психологическом уровне. Они  стимулируют их к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала. Этот тип уроков позволяет учащимся осознать системный характер знаний, найти способы решения типовых задач и перенести их на нестандартные ситуации, которые могут возникать при решении необычных задач.

В уроки обобщения и систематизации знаний входят все основные виды уроков, применяемые в рамках пяти их типов. Третий тип уроков отличается от других тем, что учитель заранее обозначает вопросы, которые необходимо решить в течение этого времени или в домашнем задании. Он говорит, что необходимо повторить, указывает источники, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе повторения, если необходимо, организует обзорный курс лекций, дает задания учащимся, проводит групповые и индивидуальные консультации, рекомендует, как лучше подготовиться к самостоятельной работе.

В старших классах наибольшее распространение  получили уроки-семинары, на которых  путем дискуссий производится углубление, закрепление и систематизация определенного содержания раздела учебной программы.

 

Комбинированные уроки.

 

Наиболее распространенным типом урока в современной учебной практике является четвертый тип, т. е. комбинированный урок. На нем решаются все дидактические задачи, описанные выше, поэтому его и называют комбинированным. В методическую подструктуру этого типа входят следующие элементы:

  • повторение и проверка знаний учащихся, выявление того, насколько хорошо они усвоили изученное на предыдущих занятиях;
  • актуализация тех знаний, умений и навыков, которые могут понадобиться для изучения нового материала;
  • подготовка учащихся к занятиям;
  • объяснение учителем нового материала и организация занятий учащихся, направленных на усвоение и осмысленное полученных знаний;
  • обсуждение домашнего задания и проведение инструктажа по способам его выполнения; первичное закрепление изученного материала у учащихся и выработка у них умений и навыков по применению этого материала;
  • подведение итогов урока, оценка работы некоторых
  • учеников и выставление отметок.

Структура комбинированного урока может быть гибкой и подвижной, поскольку перечисленные компоненты взаимодействуют между собой и иногда переходит друг в друга, меняя свою последовательность. Такое взаимодействие возможно в зависимости от характера учебной ситуации и педагогического мастерства учителя. Гибкая структура комбинированного урока позволяет учителю избегать в своей учебной деятельности повторения и шаблона.

Комбинированный урок дает учителю возможность в процессе изучения нового материала сразу осуществлять его закрепление и применение, а во время закрепления происходит контроль знаний, умений и навыков. А еще школьники учатся применять новые знания, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях. Благодаря такому взаимодействию урок становится многоцелевым.

При его проведении учитель вынужден правильно регламентировать время  на его отдельные этапы. Например, ему надо уделить проверке знаний около 10—15 мил в начале урока, а  все остальное время посвятить  изучению нового материала. В противном  случае учитель ничего не 3спеет рассказать, а учащиеся будут вынуждены сами изучать новый материал, чтобы правильно выполнить домашнюю работу

Комбинированный урок станет результативным и эффективным только в том случае, если учитель четко ответит на вопрос о том, чему он должен научить детей за его время, как лучше использовать занятия для разумной организации деятельности учащихся. На таком уроке должна царить деловая творческая обстановка, учащиеся должны хотеть размышлять и охотно вступать в диалог с учителем, своими одноклассниками, а также авторами тех или других теоретических гипотез и концепций.

 

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

 

 

Последний в данной классификации  тип — урок контроля и коррекции  знаний, умений и навыков — предназначен для оценки результатов знаний школьников. На нем проверяется, насколько хорошо ребята усвоили теоретический материал, разобрались в научных понятиях данного курса, каков уровень сформированности их умений и навыков, необходимо ли привнесение в технологию обучения новых изменений. К видам такого урока относятся:

• индивидуальный, групповой ила фронтальный устный опрос;

• диктанты, изложения, решение примеров и задач и другие виды письменного  опроса;

• лабораторная работа;

• зачет;

• самостоятельные контрольные работы;

• практикумы;

• экзамены.

Этот тип урока специально предназначен для контроля за знаниями учеников, и обычно такому контролю посвящается все его время, а то и нескольких уроков сразу. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков обычно проводится после изучения достаточно большого объема материала. Такие уроки планируются в  конце четверги, полугодия, иногда после прохождения крупных тем изучаемого предмета. Заключительной формой проверки и оценки знаний является экзамен, назначаемый на конец учебного года. После урока проверки знаний проводится специальный урок, на котором анализируются и разбираются ошибки, допущенные учениками, выставляются недостатки в знаниях, умениях и навыках, в познавательной деятельности учащихся. Эти пробелы, как правило, учитель с классом стремятся преодолеть на нескольких последующих уроках.

       Методическая  подструктура уроков контроля и коррекция знаний учащихся состоит из трех уровней.

1. Вступительный. Учитель проводит инструктаж и психологическую подготовку учащихся к выполнению предстоящей работы.

2. Основной. Учащиеся проводят самостоятельную  работ а учитель осуществляет  оперативный контроль и консультацию, чтобы поддержать учеников, вселить в них спокойствие и уверенность в своих силах.

3. Заключительный. Учитель ориентирует учащихся на предстоящее изучение нового материала.

       Но количество этих уровней может быть и больше. Так, урок этого типа может также включать в себя не только организационную часть, но и объяснение домашней работы, ответы на вопросы учеников, выполнение ими заданий, сдачу сделанного, окончание урока. Иногда домашняя работа не задается, потому что весь урок посвящается контрольной работе, и новый материал не проходят.

    Кроме вышеперечисленных  типов уроков, могут существовать также и другие. Например, в настоящее время многими дидактами  выдвигается так называемый проблемный урок. Надо помнить и о том, что пе6речисленные типы уроков редко существуют в чистом виде. Чаще всего бывает, что один урок может содержать в себе элементы разных их типов. Основным же остается то, что все равно существуют элементы, которые будут превалировать над другими. Вот почему классификация уроков до сих пор остается одной из самых актуальных тем в дидактике.

 

 

 


Информация о работе Урок-как основная форма организации работы в школе