Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:04, курсовая работа
Цели исследования: проанализировав научную и методическую литературу, выявить методические условия, способствующие развитию умственной активности дошкольников при использовании загадок.
Объект исследования: процесс изучения загадки как способа развития умственной активности в дошкольной практике.
Предмет исследования: методические условия, способствующие умственному развитию на материале загадки.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Анализ загадки как жанра русского фольклора. 7
1.1 Определение понятия. 7
1.2 Эволюция загадки и процесс ее изучения. 9
Глава 2. Методика работы с загадкой. 13
2.1 Педагогическая ценность загадок. 13
2.2. Анализ программ развития дошкольников с использованием загадки. 14
Глава 3. Условия развития умственной активности детей старшего дошкольного возраста при изучении загадки как жанра. 17
3.1 Констатирующий эксперимент. 17
3.2 Формирующий эксперимент. 20
3.3 Контрольный эксперимент. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Древность загадок не ставилась фольклористами под сомнение, но происхождение их недостаточно ясно раскрыто наукой[14, c. 16].
Фольклорист и этнограф Д. К. Зеленин, освещая вопрос о словесных и бытовых запретах, говорил, что знание загадочной речи было обязательным для каждого человека, желающего обеспечить себе и своему роду благополучие и достаток, и что проверка этих знаний становилась одним из обязательных условий принятия юноши в ряды равноправных членов племени [12, c. 103].
К середине 17-го века загадки были распространены в народном быту и имели языческое, обрядовое значение. Тогда этот самостоятельный жанр подвергался осуждению церкви и правящих кругов. C развитием верования загадка была включена в религиозные обряды и литературу. «Беседа трёх святителей» – произведение, переведённое с греческого, пришло на Русь через болгарское посредство, в ней - вопросы о христианской религии и ответы на них. Возможно, эта книга стала праобразом первых публикаций русских загадок[12, c. 103].
Знаменитый путешественник ХYIII-го века С.П.Крашенинников отметил остатки древней тайной речи у русских охотников по соболю: «Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь – востроверхою, бабу – шелухою или белоголовкою, девку - простыгою, коня – долгохвостым, корову – рыкушею, овцу – тонконо-гою, свинью – низкоглядою, петуха – голоногим и прочее; но ныне все, кроме вышеобъявленных слов, оставили» [12, c.104].
«Загадки, которые мы знаем в поздних записях, иногда содержат в себе эти древние образные «зёрна». Подставное слово «низкоглядая» воспроизведено в загадке про свинью: «По земле ходит, неба не видит». Иногда такое «зерно» прорастает и разворачивается в целый образ. Так, условное обозначение «востроверхая», данное церкви, превратилось в развёрнутое описание: «Плеть плетена вверх сведена о ста углов, о тысяче рублей» [12, c.107].
Загадки сохранили в остаточной форме свою прежнюю непосредственную связь с тайной речью. Практическое назначение условной речи древности во многом объясняет и функции первых загадок. «Весьма ценны данные статьи К.П.Герда, опубликованной в «Трудах научного общества по изучению Вотского края» за 1927 г. К.П.Герд описал вечера загадок, которые ещё можно было наблюдать в удмуртских сёлах в первое десятилетие ХХ в. «Здесь, - пишет исследователь, - загадки загадываются постепенно расширяющимися, концентрическими кругами предметов и явлений. В центре их стоит человек. Прежде всего, начинают загадывать о человеке, функциях его тела; затем о доме и предметах, находящихся в нём, ит.д.<…>Определённый порядок в загадывании облегчал положение тех, кто отгадывал загадки». Сведений о существовании вечеров загадок у русского народа не сохранилось, но важно, что и в русском фольклоре существуют тематические круги загадок. Одно это говорит о системе. Что же касается самой передачи знаний от поколения к поколению, то традиция лежит в основе быта, жизни и труда всех народов мира. Можно с уверенностью предполагать, что и у русских загадки помогали усвоить образную иносказательную систему подставных слов тайной условной речи. Такова первая функция загадок» [6, c. 38].
Основа наших знаний о загадках – записи 19 – 20 веков. Зачинатели новой поры в собирании и публикации загадок – И. П. Сахаров, И. М. Снегирёв и В. И.Даль. Сначала загадки публиковали вместе с пословицами. Первым ввёл отдельную публикацию И.П.Сахаров. В 60-е годы XIX века издают свои сборники загадок И.А.Худяков и Д.Н.Садовников. Правила записи народных загадок складывались постепенно. Они изменялись с течением времени, но существенных перемен не происходило. Как у В. Даля, у Д. Н. Садовникова расположение материала при издании загадок – по тематике отгадок[6, c. 39].
В.И.Чичеров предложил классификацию по художественному строению загадок. Указывать место записи загадки и исполнителя предложила М. А. Рыбникова. В. И. Чичеров писал: «Загадки, как особый жанр народно - поэтического творчества возникли в глубокой древности, они были порождены условиями жизни первобытного общества. Основой их явилась общественно-полезная трудовая деятельность людей, в процессе которой человек накапливал опыт и познавал мир. Загадка тренирует сообразительность, умение сравнивать и сопоставлять, а поэтому вошла в обряд испытания зрелости ума человека»[21, c. 232].
Вопрос генезиса загадки нельзя считать решённым, тогда как чётко выяснены общественная функция и назначение первых загадок – учить, передавая опыт, тренируя молодёжь в иносказательной речи[21, c. 232].
В наше время научно–технического прогресса людям не нужна тайная речь, нет ни бытовых, ни охотничьих запретов, вместе с древними народными обрядами исчезла связь их с загадкой. Теперь загадка как жанр устного народного творчества служит развлечением, игрой и серьёзным помощником в воспитании и обучении[21, c. 232].
В научной литературе нет точных указаний, когда загадка перешла к детям, уже в 19 веке она бытовала в круге чтения и взрослых и детей, была введена в учебную литературу (В. Даль, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский). Это было признанием её педагогической ценности [23, с. 34].
Современные литературоведы, исследователи видят педагогическую ценность загадок в том, что «она знакомит ребят с «радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, развивает логику мышления и силу воображения <…> Решающую роль в поддержании интереса детей к разгадыванию загадок играет отбор загадок, посильных для возраста учащихся, конкретность и красочность образов, звучность ритмов, а также стремление “испытать” других в мудрости, получить удовольствие превосходства в знаниях над другими, менее умудрёнными, не столь опытными [23, с. 34].
Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком <…> является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии <…> Загадка раскрывает перед детьми метафорические богатства русского языка. Метафоры не характерны для детского фольклора, и знакомство с ними собственно и начинается с загадки» [23, с. 34].
Загадки, интересующие нас, вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия [23, с. 35].
Это чувство радости открытия, творчества ребёнок может ощутить тогда, когда ему укажут путь открытия, обучат не только методике отгадывания загадок, но и методике изучения загадки как жанра, изучения её художественных особенностей, поэтики русской народной загадки [23, с. 35].
В основе методики успешного и посильного изучения загадок дошкольниками – умение учитывать особенности этого возраста, цели и задачи литературного образования [23, с. 35].
В детском саду воспитатели применяют загадки в различных учебных занятиях. Загадки при этом служат разным целям: на занятиях математики помогают развивать логику мышления, на занятиях природоведения знакомят с богатством окружающего мира, в игровой форме учат наблюдательности, на занятиях иностранного языка вводят в мир чужой культуры, на занятиях русского языка учат наблюдению за структурой слова и т. Д [23, с. 35].
2.2. Анализ программ развития дошкольников с использованием загадки
Все программы развития детей, опираясь на педагогическую традицию 19 века, включают в свой состав загадку как малый жанр фольклора. Обратимся к нескольким из них [23, с. 36].
В программе
Л.А. Ефросининой «Литературное
Второе задание: прочитать загадку, отгадать её и записать отгадку в тетради.
Народные загадки даны вперемежку с литературными. Рядом ставятся народная загадка, в которой художественный образ построен при помощи отрицательного сравнения, и литературная загадка, структурно не законченная, в которой одно из слов рифмуется с отгадкой.
Третье задание дано в конце раздела в рубрике «Проверь себя»: «Попробуй придумать загадку», но не указано, как это сделать.
В рубрике «Книжная полка» (список рекомендуемой литературы для самостоятельного чтения) не названа ни одна книга с загадками .
Есть и такие задания:
- Сравни эти
загадки. Что помогает
– Что помогло отгадать загадку? Докажи. Непонятно, что же надо доказать ребёнку?
Далеко не на всех страницах с загадками есть задания. Преобладают задания: Прочитай, отгадай. Вспомни загадку о… Придумай свою загадку о…
В рубрике «Проверь себя» нет заданий к загадкам.
После задания: «Подумай, что такое загадка?» сразу дано определение: «Загадка – короткое произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления называются их признаки или действия. По ним нужно найти отгадку. Попробуй отгадать…» и даны загадки, а после них – отгадки, записанные вперемежку, через запятую.
Дана классификация – «Какие бывают загадки?»:
1. Описание свойства, признаков предмета.
2. Загадки – противопоставления (про отрицательное сравнение).
3. Загадки – вопросы (из одного вопросительного предложения).
4. Загадки – сравнения.
5. Загадки – описания действий предмета.
В этой классификации
почему-то разделены метафорические
загадки –№1и № 5, разделены загадки
с положительным и
На странице 24 даны такие задания: Какие бывают загадки? Что помогает найти ответ? Сочини свою загадку. Далее дан план действий для сочинения загадки: «Выбери тему загадки: о природе, о вещах, о животных, о доме. Реши, какая это будет загадка (загадка-вопрос, загадка-описание, загадка-сравнение). Выбери предмет и сочини о нём загадку. Докажи, что получилась загадка». Дано указание: «Рассуждай так: Здесь говорится о неизвестном предмете, который похож на<…> Причём <…> Это …».
Как видно из этого анализа, рассмотренные источники изобилуют загадками. Но в программе нет целостной системы изучения загадок, не раскрываются все приёмы создания словесно-художественного образа, загадка недостаточно используется для литературного развития, развития речевых умений и творческих способностей детей [23, с. 36].
В программе В. Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой, М. В. Головановой
«Литературное чтение» заявлена цель ввести ребёнка в мир художественной
литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства. В этой программе лишь одно занятие посвящён изучению загадки. Причём задачи этого занятия: научить отгадывать загадки данных видов, научить доказательству правильности отгадки. Здесь говорить о системе работы с загадкой не приходится [23, с. 36].
Таким образом, можно сказать, что рассмотренные программы не предлагают целенаправленной и полной (охватывающей все важные для речевого и литературного развития педагогические возможности загадки) системы работы по изучению загадки как малого жанра фольклора. В вышеперечисленных программах изучение загадки только частично отвечает целям и задачам речевого и литературного развития, развития творческих способностей дошкольников.
Ближе всех к верному подходу в изучении художественных особенностей загадки и в использовании загадки в целях развития детей подходит программа Свиридовой [23, с. 36].
При всём том, что
во всех учебниках загадка включена
и выделена как особый жанр, не всегда
она изучается с этой точки
зрения. Чаще всего загадку помещают
как иллюстрацию разнообразия фольклорных
жанров без пристального изучения её структуры и функций [23,
с. 36].
3.1 Констатирующий эксперимент
Задачи эксперимента:
1. Выявить умение узнавать загадку среди произведений других жанров.
2. Выявить уровень представлений детей о понятии «загадка».
3. Установить уровни умений отгадать загадку и объяснить отгадку.
Место проведения детский сад №50 г. Минска (программа Горецкого В.Г. и др.). Количество детей – 25 человек (прилож.1).
1. Задача –
выявить наличие умения
Было дано задание найти среди четверостиший загадку. Четверостишия были прочитаны вслух и сформулировано задание.
Количественные данные – в таблице 3.1 и прилож. 2.
Все дети справились с заданием. Все выделили как минимум одну загадку, большинство увидели и вторую.
Вывод: воспитанники детского сада №50, включенные в исследуемую группу, умеют узнавать загадку среди произведений других жанров.