Условия развития умственной активности детей старшего дошкольного возраста при изучении загадки как жанра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования: проанализировав научную и методическую литературу, выявить методические условия, способствующие развитию умственной активности дошкольников при использовании загадок.
Объект исследования: процесс изучения загадки как способа развития умственной активности в дошкольной практике.
Предмет исследования: методические условия, способствующие умственному развитию на материале загадки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Анализ загадки как жанра русского фольклора. 7
1.1 Определение понятия. 7
1.2 Эволюция загадки и процесс ее изучения. 9
Глава 2. Методика работы с загадкой. 13
2.1 Педагогическая ценность загадок. 13
2.2. Анализ программ развития дошкольников с использованием загадки. 14
Глава 3. Условия развития умственной активности детей старшего дошкольного возраста при изучении загадки как жанра. 17
3.1 Констатирующий эксперимент. 17
3.2 Формирующий эксперимент. 20
3.3 Контрольный эксперимент. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

юле.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3.1. Количественные данные (задача 1)

Четверостишия

 

Уровень умений

Кол-во правильных ответов

В %

1.     Мохнатенько,      

 Усатенько,     

 Лапки мягоньки,      

 А коготки  востры.

2.     Плачет киска в коридоре,    

 У неё большое  горе:    

 Злые люди  бедной киске    

 Не дают  украсть сосиски.                      

(Б. Заходер)

3.     В новой стене,      

 В круглом  окне    

 Днём стекло разбито,     

 За ночь  вставлено.

4.     Котенька, коток,      

 Котя, серенький  хвосток!     

 Приди, котик,  ночевать,     

 Нашу деточку  качать. 

Высокий

2

70

Средний

1

30

 

Низкий

0

0

 

 

 

2.Задача –  выявить уровень представлений  детей о понятии «загадка». Было проведено интервьюирование детей. Каждому ребенку был задан вопрос: Что такое загадка? Ответы сразу записывались.

Количественные  данные приведены в таблице 3.2 и  прилож.3. Высокий уровень характеризуется  правильным пониманием функции загадки, как логической задачи. Средний уровень – верный в целом смысл. Низкий уровень – элементарное представление о загадке, как развлечении, игре ума.

Вывод: все дети отмечают, что им загадки интересны, но только 4 % детей понимают особенности  загадки как жанра. 

 

Таблица 3.2. Количественные данные (задача 2)

Уровни представлений

Количество ответов

В %

Примеры ответов

Высокий

1

4

Короткое произведение, в нем не называется предмет, даны его важные признаки, надо отгадать.

Средний

5

20

Описание предмета, оно интересное, над ним надо подумать.

Низкий

19

76

 
 

Загадки - для  игры. Это небольшой стишок.

Они весёлые.


 

   

3.Задачи –  определить уровни умений отгадать  загадку и объяснить отгадку.  Каждому дошкольнику было предложено  отгадать три загадки и объяснить  их отгадки, ответы сразу записывались. Были опрошены  все 25 детей.

Количественные  данные – в таблице 3.3 и прилож 4. В графе «В %»  на каждой строке указан процент детей, давших верную отгадку к приведённой в этой строке загадке. 

 

Таблица 3.3. Количественные данные (задача 3)

Загадки

Кол-во верных ответов

В %

Кол-во отмеченных признаков.

Синенька шубёнка

Весь мир покрыла.

15

60

1

Я и туча, и  туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

21

24

1~5

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

10

16

1


 

 

Уровни умения объяснить отгадку:

Высокий – 10% воспитанников.

Средний – 50% воспитанников.

Низкий – 40% воспитанников.

Вывод: Половина детей умеют правильно отгадать загадку, однако в доказательстве верности отгадки приводят далеко не все признаки загаданного предмета, большинство отмечают только один признак.

Таки образом, дошкольники старшей возрастной группы легко узнают загадку среди  произведений других жанров, но практически  не могут дать её определения, выделить структурные особенности.

Детям интересны  загадки, каждый второй умеет их отгадывать при условии отбора загадок в  соответствии с возрастными особенностями. Но требование объяснить отгадку  многих затрудняет, при доказательстве отмечают обычно только один признак  загаданного предмета.

Результаты констатирующего  эксперимента определили направление  нашей работы: используя интерес  и любовь к загадке сделать  её помощником в развитии умственной активности, познакомить ребят со структурой загадки, с приёмами создания образа в ней – с тем, чтобы не только научить создавать загадки самому, но и более глубоко и полноценно воспринимать художественные произведения других жанров, в которых используются те же средства, что и в загадке. Поначалу мы предполагали включить в формирующий эксперимент  не только работу со сравнением и метафорой, но и с рифмой. Однако, в процессе исследования стало ясно, что методика изучения рифмы на примере загадок принципиально отличается от работы со сравнением и метафорой. Поэтому мы вынуждены были ограничиться только одним аспектом исследования.  

3.2 Формирующий  эксперимент

 

 

В ходе констатирующего  эксперимента мы выявили уровень  умения детей самостоятельно отгадывать и объяснять отгадки загадок.

В ходе формирующего эксперимента сосредоточим внимание на отгадывании загадок и объяснении этих отгадок.

Цель: Научить  детей вдумываться в загадки, искать признаки и приметы отгадок.

Задачи:

1.                 Познакомить с механизмом отгадывания.

2.                 Сформировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.

Организация работы: интеллектуальные викторины, конкурсы загадок.

Описание методики работы по  развитию способностей детей                           при изучении художественных особенностей загадок.

В основу методики работы по изучению художественных особенностей загадки были положены методы и приёмы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой, в основу методики обучения отгадыванию загадки – рекомендации  Ю. Г. Илларионовой, а также анализ научной и научно-методической литературы.

В результате определилась система работы по данной проблеме исследования в виде конкурса загадок.

Загадки, предложенные детям, объединяла тема, отличали формальные признаки. В связи с порой года, были отобраны три загадки о снеге.

1.                 Я как песчинка мал,

А землю покрываю;

Я из воды, а с  воздуха летаю;

Как пух лежу я на полях,

Как алмаз блещу  при солнечных лучах.

2.                 Белый Тихон

С неба спихан,

Где пробегает  – 

Ковром устилает.

3.                 Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает.

Эти загадки  имеют одну отгадку, но по форме они  разные, и описание снега в каждой из них имеет свои особенности.

Воспитатель прочитал детям загадки, затем приступили к их разгадыванию. Далее предстояла беседа по предложенным загадкам.

Давайте сравним эти загадки. Что общего в них? (Они все про снег).

Чем отличаются? (В каждой по-своему описан снег. В  каждой загадке названы разные приметы  снега).

Затем были предложены для анализа еще ряд загадок  на зимнюю тематику, отгадкой их является мороз.

1.Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит,

Стоять не велит.

2.Без рук,  без ног, 

А рисовать умеет.

3.Кто без брёвен

Через реки мосты  строит?

4.У избы побывал-

Всё окно разрисовал,

У реки погостил-

Во всю реку мост мостил.

Без рук рисует,

Без зубов кусает.

5.Не огонь,

А жжётся.

Дети отгадывали загадки и учились доказывать правильность отгадки двумя способами (по методике Ю. Г. Илларионовой), учились  выделять признаки загаданного предмета. Ребята пришли к выводу, что в  загадке предмет не назван, что  в загадке может быть отражено несколько признаков.

Во второй части  занятия дети отгадывали следующие  загадки:

1.Рыбам зиму  жить тепло:   

 Крыша –  толстое стекло.                       (Лёд на реке)

2.Зимнее стекло    

 Весною потекло.                       (Лёд)

3.Текло, текло  

 И легло  под стекло.               (Лёд на реке)

4.Прозрачен,  как стекло,  

 А не вставишь  в окно.                                (Лёд)

5.Вырос лес,  

 Белый весь,   

 Пешком в  него не войти,  

 На коне  не въехать.     

(Морозный узор  на стекле)

6.Что вверх  ногами растёт?                             (Сосулька)

В конце занятия  дети выразили желание готовиться к  конкурсу загадок с моей помощью  и с обязательным условием, что  среди номинаций будут: «Лучший  отгадчик загадок», «Лучший иллюстратор  загадок».

На следующем  занятии детям были предложены уже  знакомые им отгадки, были созданы все  условия для проведения конкурса на лучшее изображение отгадки. Также  на занятии  обсуждались полученные рисунки, была устроена их выставка.

В результате была проведена работа, соответствующая цели и задачам формирующего эксперимента. Система занятий по обучению отгадыванию и объяснению отгадок загадок включила в себя три этапа:

1.                 Отгадывание загадок.

2.                 Пояснение отгадок.

3.                 Закрепление уже рассмотренных загадок и их отображение отгадок к ним на рисунках.  

Таким образом, стало заметно, что работа с загадкой является обучающей, способствующей развитию умственной и творческой деятельности.                             

 

3.3 Контрольный эксперимент

 

 

Цель: определить изменения уровня способности к  отгадыванию и объяснению отгадок  загадок дошкольников после экспериментального обучения.

Задачи:

1.                 Определить уровень умения отгадать загадку.

2.                 Определить уровень умения объяснить отгадку.

Детям были предложены 3 новые загадки и дана возможность  нарисовать отгадку, а потом они  должны были представить свои рисунки  для проверки правильности их отгадки:

1.     Зимой и летом одним цветом (елка)

2.     Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими.

Нарядная, забавная, на Новый Год я главная (елка)

3.     У нее одежки колки: Все иголки, да иголки.  

 Звери шутят: "Дядя еж на нее слегка  похож".

Результаты: 100% ребят смогли правильно их отгадать и 80% правильно объяснили отгадку, называя все признаки загаданного предмета.

Выводы отобразим  в прилож.5. Из приведенного рисунка  видно, что большинство детей  видят механизм отгадывания, после  формирующего обучения показатели умения отгадывать загадки увеличились  на 36%, а показатели умения объяснить отгадку – на 20%.

Итак, детям интересно  не только отгадывать загадки, но и  объяснять свой путь поиска отгадки. За время формирующего обучения расширился их словарный запас, детям легче  доказать верность отгадки, зная смысл  каждого слова в загадке, понимая роль этих слов. Ребята понимают значение приведённых в загадке признаков предмета, видят их в разных по форме загадках. Детям понравился процесс рисования отгадок к загадкам, они с удовольствием принимали участие в коллективном подведении итогов.                            

                          

 

Заключение 

 

Мы предположили, что изучение загадки её структуры  и формальных особенностей способствует развитию умственной активности дошкольника  старшей группы.

Для проверки нашей гипотезы мы, прежде всего, изучали загадку как малый жанр фольклора, имеющий продолжение в литературной традиции.

Изучение научной  литературы позволило нам создать  своеобразную классификацию загадок, сгруппировав тематически разнообразные  загадки по формальному признаку. Отбор материала мы осуществляли в соответствии с целями нашего исследования, изучая изобразительно –   выразительные средства загадки и её ритмическую организацию.

Обратившись к  методической традиции изучения загадки, мы обнаружили с одной стороны богатый и разнообразный опыт её изучения, а с другой  стороны – определённый методический пробел. Загадка традиционно изучается как малый жанр фольклора, но при этом мало внимания уделяется перспективе  дальнейшего литературного развития. При изучении загадки недостаточный акцент делается на её формальной стороне, на многообразии приёмов создания образа, изучение которых, как мы предполагаем, может быть эффективным средством развития дошкольника.

Информация о работе Условия развития умственной активности детей старшего дошкольного возраста при изучении загадки как жанра