Учебная лекция и методика ее чтения в процессе преподавания экономических дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: использование лекции в процессе формирования профессиональных качества специалистов на уроках дисциплины «Экономика организации». Изучить основы методики преподавания в целом и экономических дисциплин в частности
Задачи курсовой работы: 1) на основе изучения и анализа различных литературных источников выявить особенности преподавания экономических дисциплин 2) на основании современных требований необходимо обосновать использования лекции при изучении экономических дисциплин; 3) рассмотреть практическое применение лекции в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Лекция и ее особенности в процессе преподавания экономических дисциплин…………………………………………………………………………6
1.1. Особенности преподавания экономических дисциплин ………...…...…...6
1.2. Сущность лекции, её функции……………………………………………..11
1.3. Методические основы чтения лекции………..……………………………14
2 Методическое обеспечение подготовки и чтения лекции ………………….19
2.1. Программная аннотация…………………...………………………………...19
2.2. Опорный конспект лекции………………………………………………..…20
2.3. Хрестоматия………………..…………….………………………………..…36
2.4. Контрольные вопросы…………………...........……………………………..37
2. 5. Задачи и упражнения……………………………………………………..…38
2.6. Проблемные вопросы…………………………………………..……………39
2.7. Основные понятия и категории………………….……………………….…40
2.8. Список рекомендуемой литературы……………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы…………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya (1).doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

Лекционная  форма преподавания обладает рядом  достоинств: это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений, средство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию одновременно.

Выдающийся  ученый Н. Е. Жуковский так писал  о лекции: «По силе впечатлений  лекционный способ стоит выше всех других приемов преподавания и ничем не заменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени».Бордовская Н.В. в своей работе писала: подготовка к лекции требует самого тщательного отбора материала - главного, основного и существенного, привлечения ярких и выразительных примеров, иллюстрирующих положения науки.

От лекции требуется также, чтобы она будила и направляла самостоятельную мыслительную деятельность студентов, формировала из мировоззрение [стр.145]

 

 

1.2. Сущность лекции, ее функции

 

 

Термин «лекция» происходит от латинского «lectio» - чтение и устное изложение учебного материала лектором.

Лекция - это логически  стройное, системное, глубокое и ясное  изложение учебного материала. Назначение современной лекции в учебном процессе не в том, чтобы предоставить всю информацию по теме, а чтобы помочь освоить фундаментальные проблемы курса, овладеть методами научного познания, предложить новейшие достижения научной мысли.

В учебном процессе лекция выполняет методологическую, организационную  и информационную функции. В ряде случаев лекция является основным источником информации, например, при отсутствии студентов, учебных пособий по новым курсам. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, ее проблемы, дает цельное представление о предмете, показывает взаимосвязь с другими дисциплинами. Все другие формы учебных занятий - семинары, лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование, учебная практика, консультации, зачеты и экзамены - связаны с лекцией, опираются на фундаментальные положения и выводы.

Педагогическое сотрудничество на лекции имеет своей целью превращение студентов в соавторов преподавателя. Лекция - это сотворчество, совместное мышление, партнерство, когда студенты, по заданию или самостоятельно, могут высказать свою точку зрения, свои суждения, сформулировать гипотезу, предложить свой вариант решения.

Лекция - экономный по времени  способ сообщения студентам значительного объема информации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно совершенствовать содержание лекции благодаря собственным исследованиям, знакомству с вновь принятыми нормативными актами и их проектами, актуальной литературой, научному общению с коллегами и т.п., делает лекцию практически незаменимой другими источниками учебной информации, которые, как правило, "работают" в учебном процессе с определенным запаздыванием. Так, например, в отличие от студента лекция:

-дает непосредственное  общение с лектором;

-представляет разные  точки зрения;

-дает возможность повторения  того, что нужно студентам и  преподавателю;

-учитывает особенности  ситуации;

-способствует установлению  живой связи студентов с изучаемой  дисциплиной.

Обучающая функция  заключается в вооружении студентов  пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения научно - практических задач и проблем. Лекция даёт целостное, систематизированное, доказательное представление решений той или иной прикладной проблемы. Именно это, а не запоминание каждого слова или цифры, названные преподавателем, является главным в обучающей (познавательной) функции.

Лекция как  форма учебного процесса имеет ряд  отличительных черт, в частности:

-она дает  целостное и логичное освещение  основных положений учебной дисциплины;

-вооружает студентов  методологией изучения данной  науки;

-лучше и полнее  других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных студентов и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук;

-органично сочетает  обучение с воспитанием;

-нацеливает  студентов на самостоятельную  работу и определяет основные ее направления.

Лекционная  форма преподавания обладает рядом  достоинств:

-это наиболее  экономичный способ обучения, эффективны  по степени усвоения,

-одно из наиболее  действенных средств формирования мировоззрения и убеждений,

-средство прямого  личного воздействия учителя  на большую аудиторию одновременно.

-развитым экономическим  мышлением, инициативой, самостоятельностью в принятии решений. Особенно велика развивающая роль лекций как формы научного мышления на первых курсах обучения. Здесь наряду с учебной информацией лекция организует и направляет самостоятельную работу студентов, вызывает потребность дополнительного приобретения знаний путем самообразования. Поэтому на первых курсах необходимо основное педагогическое и психологическое внимание уделять системности лекционного изложения и рекомендациям для самостоятельной работы. Развивающая роль лекционного преподавания на первых курсах нуждается в большей доступности изложения материала, в более четкой форме логического построения, в замедленном функционировании основных положений и выводов. На первых курсах нужны конкретные указания о связи лекций с учебниками, пособиями, заданиями и другой самостоятельной работой. Существенно необходимо приучить студентов вести записи лекций, так как правильное конспектирование не только фиксирует основное содержание лекций, но и активизирует восприятие лекционного материала и организует внимание студентов к предмету.

 

1.3 Методические  основы чтения лекции

 

 

Известно, что  студенты нередко хорошо информированы  о лекторе, еще не приступившем к  чтению своего курса, да и о самом  курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в известном смысле определяющее успех преподавателя. Аудитория оценивает лектора по его профессиональному мастерству, по его знаниям, по его вкладу в науку и по его общественной деятельности. Нельзя забывать и того, что студенты нередко склонны к критике просчетов педагога.

Поэтому, входя  в аудиторию, лектор должен подумать о своем имидже, целенаправленно  оказывая на слушателей продуманное  психологическое воздействие, формирующее стиль общения и уменьшающее пассивность аудитории. Преподавателю важно с самого начала очертить перед студентами уровень своих требований к ним в совместной учебной деятельности.

Лектор, встав  за кафедру, готовит аудиторию к  лекции, настраивает ее внимание. Важно  помнить, что внимание - это мотивация  к запоминанию информации. Каждый студент должен хорошо знать, что если внимание не сосредоточено, то механизмы запоминания не вступают в действие. Именно поэтому никогда не следует начинать лекцию, не сосредоточив внимания аудитории. Простым и эффективным приемом для этой цели является традиционное приветствие преподавателя.

Если студент  по какой-то причине не расслышал  или не понял сущность разбираемого вопроса, то он не должен переспрашивать соседа или лектора. Это нарушает стройность изложения материала и отвлекает внимание соседа, выключая механизмы запоминания информации. В таком случае в тетради нужно оставить свободное место, и после окончания лекции или в перерыве восстановить упущенный фрагмент. Вместе с тем, нередко в непонимании повинен сам лектор, который должен стремиться к качеству устной речи, определяемой во многом техникой речи.

Преподаватель должен своевременно сделать перерыв  в лекции. После перерыва вновь возникает необходимость сконцентрировать внимание аудитории, напомнить о том, что было рассмотрено на первом часе лекции.

Особое внимание следует уделить требованиям к конспектированию лекций. В методической литературе не существует единого правила к тому, как нужно записывать лекцию. Это зависит от индивидуальных особенностей требований преподавателей и индивидуальных качеств личности студентов. В этом отношении слушателей условно можно разделить на четыре группы.

- первая внимательно  слушает лектора, анализирует  информацию и делает конспективные  записи. Это самый лучший способ  осмысливания и фиксации лекционного  материала. 

- Вторая - почти дословно старается записать текст лекции, иногда даже не вникая в ее содержание.

- Третья - внимательно  слушает, анализирует, но не  делает никаких записей. Это,  как правило, люди с хорошей  памятью, на которую они и  делают основную ставку.

- Четвертая - ничего не слушает, часто занимается другими делами, нарушает деловую обстановку и дисциплину.

Формирование  культуры ведения лекционных записей - важная педагогическая задача. Конспект полезен тогда, когда изначально ориентирован на одновременную со слушанием лекции мыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию в тезисно-аргументированной форме главного содержания лекции. Важно учитывать, что у студентов, как правило, стихийно складывается так называемый «стиль писца», т.е. стремление возможно полно записать весь лекционный материал, что не способствует его глубокому пониманию и освоению.

Необходимым условием эффективности лекции является речевое  мастерство лектора, богатый, эмоционально окрашенный язык изложения, форма изложения - не только украшение лекции, но и важный ориентир восприятии ее содержания.

Вводную часть  лекции целесообразно начинать с  формулировки ее темы и цели. Хорошее  начало лекции – существенный фактор ее успеха. Во вступлении преподаватель  определяет место рассматриваемой темы в системе данной учебной дисциплины, ее теоретическое и особенно практическое значение для будущей профессии слушателей, для них как членов современного общества. Своим вступлением к лекции преподаватель стремится овладеть вниманием студентов, вызвать интерес к теме, установить контакт с аудиторией. Выступление должно быть емким, но предельно кратким (не более 5 минут).

Основная часть  лекции. Необходимо максимально использовать первые 15-20 минут - период «глубокого»  внимания слушателей. Далее наступают утомление и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности студентов отмечается многими исследователями примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы преодолеть этот критический период, в арсенале лектора должны быть свои приемы. Возможен переход на шутливый тон изложения. Можно задать вопрос аудитории и попросить любого студента ответить на него. Можно прочесть какую-либо цитату и в это время позволить слушателям сделать минутную гимнастику для пальцев и даже поговорить с соседом. Затем необходимо вернуть аудиторию к прежнему ритму работы. Целесообразно предварительно рассчитывать скорость подачи информации.

Загрузка внимания студентов на лекции зависит от способности  лектора сосредоточить и удерживать внимание аудитории. Оно подвержено колебаниям каждые 2-3 минуты у каждого студента. Поэтому наиболее важный материал в лекции должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной информации. Лекцию надо читать достаточно громко, чтобы слышали, и в тоже время достаточно тихо, чтобы слушали. Начало лекции лучше произносить средним умеренно эмоциональным тоном. Это больше привлечет внимание слушателей, создаст тишину в аудитории.

Обилие статистических и цифровых сведений, частных подробностей в лекции без применения средств  наглядности воспринимается с искажениями и плохо запоминается. Подобный материал целесообразно сообщать аудитории с помощью демонстрационных плакатов, транспарантов и технических средств обучения

Для повышения  познавательной активности студентов  лектор может использовать ряд приемов:

-постановка  перед студентами вопросов - риторических  или требующих реального ответа;

включение в  лекцию элементов беседы;

предложение сформулировать те или иные положения или определения;

разбивка аудитории  на микро группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;

использование раздаточного материала, в том числе  конспектов с печатной основой и др.

Повышению познавательной активности студентов способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. На лекции при ответах на вопросы не снижается значение особенностей публичного выступления: ответ лучше дать сразу, четко, и в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшить впечатление от всей лекции. У студентов не без оснований распространено мнение, что в ответах на вопросы наиболее отчетливо проявляется эрудиция преподавателя.

Тщательно надо продумать заключительную часть  лекции, повторить ее положения, а  на следующей лекции начать именно с них. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т.д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу.

Для этого может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на семинарские занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекции следует ответить на вопросы студентов, возможно поступившие в форме записок (о такой возможности надо предупредить студентов заранее). Со студентами, проявившими интерес к теме лекции, желательно побеседовать после ее окончания, пригласить их на консультацию для продолжения разговора. Отвечая на наивные или нелепые вопросы надо щадить самолюбие студента, малейшая бестактность при этом может привести к потере контакта с аудиторией. Научить же людей чему-либо можно лишь, сохраняя с ними хорошие отношения.

Обратная связь  лектора и аудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля - способ получения лектором представления об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая - способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.

Информация о работе Учебная лекция и методика ее чтения в процессе преподавания экономических дисциплин