Учение Яна Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 08:56, реферат

Краткое описание

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии. После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

Содержание

Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского……………… 3
Принцип природосообразности……………………………………….. 4
Гуманизм в трудах Яна Коменского…………………………………… 7
Дидактические принципы Яна Коменского…………………………… 10
Семейное воспитание в педагогике Яна Коменского…………………. 17
Использованная литература……………………………………………… 19

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 46.45 Кб (Скачать файл)

готовность уступить,  услужить,  оказать  пользу  своими  услугами  возможно

большему числу людей  и др.). Его инструментами  являются  и  наставление,  и

«примеры  порядочной  жизни»,  и  упражнения,  главное  же   –   организация

упорядоченной,   разнообразной,   нравственно   направленной   деятельности,

деятельности  достаточно  длительной,  чтобы  заложить  привычки  к   труду,

полезным занятиям, которые  противостояли бы лени, праздности и безделью.

Кладези нравственной мудрости и благочестия  для  воспитателя  и  для

воспитанника – священное  писание и размышления великих  людей. «Почему и  как нужно избежать зависти? Каким оружием защищать сердце от  печалей  и  всяких человеческих несчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать  гнев и умерить преступную любовь?» – приведя этот  перечень  вопросов,  Коменский ориентирует учителя на стимулирование напряженной, нравственно  направленной сознательной  внутренней  жизни  воспитанников,  в   которой   он   пытается преодолеть слабости и пороки, противостоять разрушительной  силе  негативных чувств, влечений, сохранить душевное равновесие.

При этом определенно и  четко обозначены и «предъявлены»  требования  к

человеку как духовно-нравственному  существу. Для  гуманиста  Коменского  это отнюдь  не  проявление  авторитарности,  насилия  над   личностью.   В   его

антрополого-педагогической  концепции,   за  человеком,  «образом   подобным

Божьим» всегда остается право  свободного выбора между добром и  злом.  В  то

же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственной позиции,   «предохранить   молодежь   от   всех   поводов   к   нравственной испорченности», научить «преодолевать самих себя».

В этой связи и в учении о школьной дисциплине,  «искусстве  проявлять

строгость», доминируют установки  на  самодисциплину,  на  такую  строгость,

которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное  на  создание

в  школе  атмосферы  «искреннего  и  открытого  расположения»,   «господства

бодрости и внимания как  у учащих, так и  у  учащихся»,  «любви  и  радостной

бодрости»,  когда  не   требовалось  бы  делать  что-то  против   воли,   по

принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно,  когда  ученики

любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли  вести  себя  туда,

куда подобает,… и сами к тому же стремились».

В общем, педагогическую систему  Коменского возможно представить как

гуманистическую модель  педагогического  процесса,  цель  которого  является

ценностно-направленное и  целостное развитие  природных  сил  и  способностей

растущего человека.

Цель реализуется в  организации  жизнедеятельности  воспитанников  в

нравственно  здоровой,   духовно   богатой,   стимулирующей   разностороннее

развитие среде: в системе  разнообразных видов деятельности,  соответствующих

природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке,  в

системе гуманных отношений  между  воспитанниками,  отношений  взаимодействия педагога и учащихся как субъектов педагогического  процесса,  в  нарастающей субъектности воспитанников, что переводит цель  и задачи  педагогического процесса в их собственные  цели  и  задачи,  а  воспитание  «перерастает»  в самовоспитание.

Результат  педагогического  процесса  –  достигнутый  воспитанником

уровень его  личностного  индивидуального  развития,  включая  самосознание,

самоопределение,  потребности  и  способности  к  дальнейшему  саморазвитию,

самообразованию,  самовоспитанию.  Свобода  развития  личности  воспитанника обеспечивается   равными    для    каждого    возможностями    саморазвития, «ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо  выявляется в   образцовых,   высокоэффективных   воспитательных   системах    прошлого, органически  вписывается  в  современные  поиски  гуманизации   школы,   что свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические принципы Яна Коменского

 

       В педагогической  литературе различают дидактические  (общие) принципы

обучения и методические (частные) принципы обучения. В дидактическом  учении

Коменского  важнейшее  место  занимает  вопрос  именно  об  общих  принципах

обучения, или дидактическими принципами.

       Коменский   впервые  в  истории  дидактики   не   только   указал   на

необходимость руководствоваться  принципами в обучении, но  раскрыл  сущность

этих принципов:

1) принцип сознательности  и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности  и систематичности знаний;

4) принцип упражнений  и прочного овладения знания  и навыками.

Итак,

1) Принцип сознательности  и активности

      Этот принцип  предполагает такой характер  обучения, когда  учащиеся  не

пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно,  глубоко  и

основательно   усваивают   знания   и   навыки.   Там,    где    отсутствует

сознательность,  обучение  ведется  догматически  и  в  знании  господствует

формализм.

      Коменский  разоблачил господствовавший на  протяжении  многих  столетий

догматизм и показал, как  схоластическая  школа  убивала  в  молодежи  всякую

творческую способность  и закрывала ей путь к прогрессу.

      Коменский   считает  главным  условием  успешного  обучения  постижение

сущности предметов и  явлений, их  понимание  учащимися:  «Правильно  обучать

юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь  слов,

фраз, изречений, мнений, а  это  значит  -  раскрывать  способность  понимать

вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого  источника,  потекли

ручейки (знания)».

      Коменский  также считает основным  свойством   сознательного  знания  не

только понимание, но и  использование  знаний  на  практике:  «Ты  облегчишь

ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему,  какую

это принести повседневную пользу в общежитии».

      Коменский  дает целый ряд указаний о  том, как осуществить  сознательное

обучение.  Самым  главным  из  них  является  требование:  «При  образовании

юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы  не  только

учащий, но и учащийся понимал  без всякого затруднения, где  он  находится  и

что он делает».

      Сознательность  в обучении неразрывно связана  с активностью  учащегося,

с его творчеством. Коменский  пишет: «Никакая повивальная бабка  не  в  силах

вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и  напряжения

самого плода». Исходя из этого,  одним  из  самых  главных  врагов  обучения

Коменский считал  бездеятельность  и  лень  учащегося.  В  своем  труде  «Об

изгнании из школ косности» Коменский раскрывает  причины лени  и дает  ряд

указаний о том, как  ее укоренить.

      Коменский  считает, что «косность есть  отвращение к труду в  соединении

с леностью».

      Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том,  что  они  «не  думают,

как бы приобрести самим  себе свет истинного и  полного  просвещения,  и  еще

менее  того  принимают  на  себя  труд,  потребный  для  достижения   такого

просвещения». Изгонять лень, по мнению Коменского,  нужно трудом.

       Воспитание  активности  и  самостоятельности   в  обучении   Коменский

считает важнейшей  задачей:  «Необходимо,  чтобы  все  делалось  посредством

теории, практики и применения, и притом  так,  чтобы  каждый  ученик  изучал

сам, собственными чувствами, пробовал все произносить  и  делать  и  начинал

все применять. У  своих  учеников  я  всегда  развиваю  самостоятельность  в

наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную  основу  для

достижения прочного знания, добродетели, и, наконец, блаженства».

 

 

2) Принцип наглядности

       Принцип   наглядности  обучения  предполагает  прежде  всего усвоение

учащимися  знаний  путем  непосредственных  наблюдений  над   предметами   и

явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность  Коменский  считает

золотым правилом обучения.

      К использованию  наглядности в процессе обучения  обращались еще  тогда,

когда не существовало письменности и самой школы.  В  школах  древних  стран

она  имела  довольно  широкое  распространение.  В  средние  века,  в  эпоху

господства схоластики и  догматизма, идея наглядности была предана  забвению,

и ее прекратили использовать в  педагогической  практике.  Коменский  первым

ввел использование наглядности  как общепедагогического принципа.

      В основе  учения Коменского о  наглядности   лежит  основное  положение:

«Ничего не может быть в  сознании, что заранее не было дано в ощущении».

Коменский определял наглядность  и ее значение следующим образом:

            1) «Если мы желаем привить учащимся  истинное  и  прочное  знание

вещей вообще, нужно обучать  всему  через  личное  наблюдение  и  чувственное

доказательство».

 

      2)  «Поэтому  школы  должны  предоставлять   все  собственным  чувствам

учащихся так, чтобы они  сами  видели,  слышали,  осязали,  обоняли,  вкушали

все, что они могут и  должны видеть,  слышать  и  т.д.,  они  избавят,  таким

образом, человеческую природу  от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»

      3) То, что  нужно знать о вещах, должно  быть «преподаваемо  посредством

самих вещей, т.е. должно, насколько  возможно,  выставлять  для  созерцания,

осязания,  слушания,  обоняния  и  т.п.  сами  вещи,  либо   заменяющие   их

изображения».

      4) «Кто сам  однажды внимательно наблюдал  анатомию человеческого  тела,

тот  поймет  и  запомнит  все  вернее,  чем  если  он  прочтет   обширнейшие

объяснения, не видав всего этого человеческими глазами».

      То есть,  Коменский считал наглядность  не только принципом  обучающим,

но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал

необходимым использовать:

1) реальные предметы и  непосредственное наблюдение над  ними;

2) когда это невозможно, модели и копию предмета;

3) картинки как изображение  предмета или явления.

      Учебный  эффект всякого наблюдения зависит  от того,  насколько  учитель

сумел внушить учащемуся, что и для чего он  должен  наблюдать,  и  насколько

ему удалось привлечь и  сохранить его внимание на протяжении  всего  процесса

обучения.

 

3) Принцип постепенности  и систематичности знаний

 

       Последовательное  изучение  основ  наук  и   систематичность   знаний

Коменский считает обязательным  принципом  обучения.  Этот  принцип  требует

овладения учащимися систематизированным  знанием в определенной логической  и

методической последовательности.

       Последовательность  и  систематичность  в   первую  очередь   касаются

следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не  нарушить

логику  науки;  с чего  начинать  обучение  и в какой  последовательности

построить его; как установить связь между новым и уже  изученным  материалом;

какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами  обучения

и т.п.

      Итак, какое  содержание вносит Коменский  в свое положение  –  «Обучение

должно вестись последовательно»?

      Первое  требование Коменского  состоит   в  том,  чтобы  был   установлен

точный порядок  обучения во времени, поскольку «порядок - душа всего».

       Второе  требование  касается  соответствия  обучения  уровню   знаний учащихся и чтобы «вся совокупность учебных  занятий  должна  быть тщательно

разделена на классы».

      Третье  требование касается того, чтобы  «все изучалось  последовательно

с начала и до завершения».

      Четвертое  требование – «подкреплять все  основания разума - это  значит

всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать,  каким  образом

что-либо происходит, но также  показывать, почему оно не  может  быть  иначе.

Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной  связи».

      Коменский  формулирует ряд конкретных указаний  и  дидактических  правил

для реализации этих требований.

      1. Занятия  должны быть распределены таким   образом,  чтобы  на  каждый

год, каждый месяц, день и  час были поставлены определенные  учебные  задачи,

которые должны быть заранее  продуманы учителем и осознаны учащимися.

      2. Эти   задачи  должны  решаться  с   учетом  возрастных  особенностей,

точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

      3. Один предмет  следует преподавать до тех  пор, пока он с начала и   до

конца не будет усвоен учащимися.

      4. «Все занятия  должны быть распределены таким   образом,  чтобы  новый

материал всегда основывался  на предшествующем и укреплялся последующим».

      5. Обучение  «должно идти от более общего  к более частному», «от  более

легкого - к более трудному», «от известного -  к неизвестному»,  «от более

Информация о работе Учение Яна Коменского