Учитель как субъект педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:38, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.
Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность педагогической деятельности…………………………………4
2. Структура педагогической деятельности………………………………...8
3. Виды педагогической деятельности……………………………………..10
4. Социальное назначение труда учителя………………………………….13
5. Список литературы……………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

реферат педагогика.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры

Российской  федерации 
 
 
 
 

Реферат 

Учитель как субъект педагогической деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

         Введение…………………………………………………………………….3

  1. Сущность педагогической деятельности…………………………………4
  2. Структура педагогической деятельности………………………………...8
  3. Виды педагогической деятельности……………………………………..10
  4. Социальное назначение труда учителя………………………………….13
  5. Список литературы……………………………………………………….15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Одним из важнейших требований, которые  предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

   В позиции  педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

   Социальная  позиция педагога вырастает из той  системы взглядов, убеждений и  ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной  школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

   Социальная  позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку  воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность педагогической  деятельности 

   Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Это особый вид социальной деятельности, которая направлена на передачу опыта и культура, накопленной предыдущими поколениями, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

   Выделяется  две группы педагогической деятельности: профессиональная, осуществляемая педагогами в специально организованных учебных  учреждениях, и общепедагогическая, - родителями и различными общественными  организациями.

   Признаки  профессиональной педагогической деятельности: 

1) носит преднамеренный  характер, 

2) ей занимается  специально подготовленный человек, 

3) для ее реализации  существуют определенные методы, средства формы работы, 

4) имеет определенную  цель, 

5) ребенок включается  в определенные отношения с педагогом, 

6) результаты  профессиональной педагогической  деятельности могут быть проверены. 

   Педагогическая  деятельность относится к классу преобразующих и управляющих  профессий. По своей природу она  носит гуманистический характер; коллективный характер; творческий характер (педагогической творчество - процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах).

   Строение  педагогической деятельности можно  представить как единство цели, мотивов, действий (операций) и результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель.

   Цель  педагогической деятельности достигается  решением конкретизированных задач  обучения и воспитания по различным  направлениям.

   В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

   Характеристика  профессиональной деятельности учителя.

   Педагогическая  деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

   Другой  характер педагогической деятельности стихийный, обусловленный тем, что  человек подвергается влиянию различных  внешних и внутренних факторов, оказывающих  влияние на его развитие.

   Профессиональная  педагогическая деятельность имеет  системный характер, проявляющийся в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Основная, исторически сложившаяся, цель педагогической профессии - воспитание. Педагог, реализуя свою деятельность, должен стремиться к формированию личности человека, способной к успешной жизнедеятельности в современном обществе с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его интересов и стремлений. Основными объектами педагогического воздействия являются воспитательная среда, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Среди ведущих задач педагога выделяют формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

       Все свойства педагогической деятельности проявляются через педагогическое действие, являющееся совокупным единством целей и содержания. Первичная задача, в которой проявляется педагогическое действие - познавательная, которая по окончании переходит в задачу проектирования и преобразования. Весь процесс педагогической деятельности сводится к решению множества задач разных уровней сложности, классов и видов. Причем, педагогические задачи в большинстве случаев не поддаются алгоритмизации и зачастую требуют нестандартного эвристического решения, возникающего в процессе напряженной работы, включающий исследование, анализ, прогнозирование, эксперимент, контроль и вывод. Каждый новый шаг педагога становится для него источником новой информации, преобразующийся в накопленный опыт.

   Основными видами педагогической деятельности традиционно  являются воспитание и преподавание.

   Воспитательная  работа подчинена цели гармоничного развития личности. В рамках воспитательной деятельности педагог должен организовать коллектив воспитанников и направить его деятельность на решение воспитательных задач, ведущих к достижению цели. Успешность решения задач воспитания определяется наличием положительных изменений в сознании воспитанников, проявляющихся в поведении, эмоциях и повседневной деятельности. Воспитательная деятельность отличается отсутствием формализации конкретных действий педагога, он может лишь прогнозировать свои действия и направлять воспитанников. В каждом конкретном случае выбор средств и методов воспитания зависит от индивидуальных особенностей воспитанника или атмосферы и состава коллектива воспитанников. Оценить результат работы воспитателя довольно сложно, так как он не имеет строго определенных критериев и оценок, во многом определяется исходным состоянием воспитанности подопечного.

   Сущность  преподавания имеет более логичный характер. Преподавание или обучение обычно производится в специально организованных пространственных и временных рамках, поддается планированию, алгоритмизации и проработке, имеет четкие цели и соответствующие им задачи, а так же определенные критерии оценки их достижения.

Первичным в  педагогической деятельности является все-таки воспитательная работа, в связи  с этим при подготовке педагогов  нужно заботиться о формировании у них готовности к грамотной  организации воспитательного и учебного процессов в совокупности с предметными знаниями.

   Структура педагогической деятельности. Компоненты педагогической деятельности, являясь  взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами, отличаются друг от друга  и обладают обособленностью в некоторой степени, что позволяет рассматривать их независимо друг от друга. В педагогической деятельности выделяют следующие компоненты: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Педагогическая  профессия предъявляет некоторые  требования к личности педагога, а именно, он должен обладать устойчивой социальной и профессиональной позицией, которая выражается в его отношениях к окружающему миру, профессии и субъектам педагогики. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

   Социальная  позиция будущего педагога формируется, начиная с детского возраста, продолжает развиваться в процессе обучения в общеобразовательной школе  и является основой для формирования взглядов и убеждений, связанных с педагогической профессией.

   Существуют  так же профессионально-обусловленные  требования к педагогу, они подразделяются на две группы. В первую входят психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а ко второй относятся научно-теоретическая и практическая компетентность как основа профессионализма.

   Профессиональная  готовность учителя определяется соответствием  его личностных и профессиональных качеств в профессиограмме, которая  объединяет их идеализированный вариант  в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету.

   Важнейшую роль в деятельности педагога играет его личностная направленность, отраженная в профессиограмме и характеризующая его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

   Основой всех видов деятельности педагога является его идейная убежденность, определяющая его нравственную основу. Выбор профессии  педагога должен, прежде всего, основываться на любви к детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них путей достижения этих целей.

   Профессиональная  направленность учителя выступает  в роли стержня, вокруг которого формируются все его профессиональные качества. Важным и неотъемлемым качеством достойного педагога является его самоотверженность, готовность работать вопреки временным и территориальным рамкам, ставя превыше всего свой профессиональный долг.

   Познавательная  деятельность педагога обусловливается его стремлением к овладению новыми знаниями, интересом к новому в педагогической науке и предметной области учителя, способностью к самообразованию. Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Структура  педагогической деятельности 

   Компоненты  педагогической деятельности, являясь  взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами, отличаются друг от друга  и обладают обособленностью в  некоторой степени, что позволяет рассматривать их независимо друг от друга. В педагогической деятельности выделяют следующие компоненты: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Информация о работе Учитель как субъект педагогической деятельности