Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:46, курсовая работа
Цель нашего исследования является изучить факторы профессионального успеха педагога.
При рассмотрении данной темы я поставила перед собой ряд задач:
изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
раскрыть сущность темы;
выявить особенности профессионального педагога;
исследовать влияние сформированности ключевых компетенций.
Объектом исследования является профессиональный успех педагога.
Предметом исследования является факторы профессионального успеха.
Таким образом,
высокая нравственность, духовная цельность
и убежденность, эрудиция и интеллектуальная
развитость, человеческая притягательность
являются важнейшими условиями формирования
педагогического авторитета воспитателя,
классного руководителя. Одним из важнейших
компонентов, образующих способность
современного специалиста педагогического
профиля к достижению успеха в профессиональной
деятельности, профессиональной самореализации
является высокий уровень сформированности
профессионального самосознания. Профессиональное
самосознание учителя может быть рассмотрено
как процесс, “внутренняя” деятельность,
имеющая свой продукт - “профессионально-
Учительство
- это искусство, труд не менее
творческий, чем труд писателя
или композитора, но более
1.4 Педагогическая среда
Проблема кадров в обществе и государстве всегда была, есть и будет одной из самых актуальных и важных. Сложность вопроса в том, что функциональность любой кадровой структуры предопределяется комплексом разноплановых факторов, среди которых:
Все названное
важно и значимо, однако
Ввиду особого
предназначения, определяемого причастностью
к воспитанию и обучению детей,
Тем не менее, далеко не все педагоги заносятся общественностью в разряд «с благодарностью воспринимаемых» авторитетных. Практически в любой школе есть просто учителя, если не сказать учителя посредственные и даже явно слабые [5, с. 77-79].
Когда мы говорим о профессиональных качествах учителя, то это в равной степени относится ко всем другим категориям педагогических работников школы: воспитателям, педагогам-психологам, педагогам социальным и др. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что, пытаясь добиться большей эффективности в функционировании того или иного педагогического коллектива, рассуждение и оценки начальствующих чаще всего идут в разрезе общих требований: «повысить», «улучшить», «добиться», «поднять» и т.п. Если разговор и переходит на личность специалиста, то речь идет о его упущениях, недоработках, необходимости работать лучше и продуктивнее, при этом априори подразумевается, что каждый из них, если бы по-настоящему захотел, мог бы работать хорошо. А ведь на самом деле это далеко не так.
Общеизвестно, что в одном и том же классе у одного учителя хаос и раздрай, а у другого – порядок и рабочая атмосфера. Какой-то необузданный и распущенный ученик во время урока одну учительницу может оскорбить и унизить, другую – никогда. Причина понятна: одна учительница умеет найти подход к каждому ученику, даже к самому трудному, другая – вынуждена отрабатывать полученный учительский диплом, пребывая в состоянии профессиональной недокомпетентности (назвать это некомпетентностью, видимо, нельзя, поскольку необходимые профессиональные знания, скорее всего, имеются, но поскольку, ввиду обозначенных нами причин, они на практике должны образом не реализуются, слово «недокомпетентности» может охарактеризовать подготовленного специалиста, но оказавшегося вне зоны его личностной предрасположенности). Недокомпетентность, вызванная отсутствием педагогической предрасположенности, имеет гораздо большие негативные последствия, чем проблемы в каких-то прикладных психолого-педагогических или методических знаниях. Эти упущения можно компенсировать самообразованием, опытом, даже интуицией. Выраженное личностное несоответствие требованиям педагогической деятельности никакие теории восстановить не могут, с каким бы усердием они не штудировались. В реальной жизни вызванная профессиональным несоответствием педагогическая недокомпетентность учителя, как правило, выражается в неоправданной строгости, гипертрофированной требовательности к детям, неспособности должным образом учитывать возрастные и гендерные особенности учеников, неумении заинтересовывать преподаваемым предметом, злоупотреблении в качестве ведущих мотиваторов учебы угроз, стыжения, жалоб на учеников администрации, педагогически неоправданных доносов родителям школьников на их учебу и поведение.
Таким образом, если принять меры к ограничению попадания на педагогическую стезю людей, не склонных к занятию педагогическим трудом ввиду своего личностного несоответствия, то результаты деятельности нашего учительского корпуса значительно повысятся.
1.5 Профессиональное самоопределение
Выбор профессии ─ один из важнейших актов, который совершает человек в своем жизненном и профессиональном самоопределении. Осознанный выбор профессии предполагает соблюдение необходимых условий, которые можно представить следующим образом: «надо-могу-хочу», где «надо» означает требования профессии к возможностям человека, «могу»─ индивидуальные особенности личности, «хочу»─ ее профессиональные намерения. Помочь в совершении профессионального выбора в соответствии со способностями, интересами, склонностями к потребностям рынка труда призвана профессиональная ориентация [8, с. 48-49].
В системе профессиональная ориентация представляет как должным образом организованное информирование учащихся средних и старших классов о востребованности тех или иных профессий, их особенностях и общественно-государственной значимости, предполагается социально-психологическое тестирование учащихся на предмет обнаружения врожденных задатков к той или иной профессии и профессиональных противопоказаний, создание условий для практического прикосновения к избранному направлению деятельности, выдача соответствующей рекомендации для предстоящей профессиональной подготовки.
Если бы
нашей системе образования
А.К. Маркова в качестве признаков любого самоопределения, в том числе и профессионального, выделяет:
Все отмечено, верно, но проблема в том, что само по себе самоопределение подростков и учащейся молодежи просто так не осуществится, нужна системная психолого-педагогическая поддержка этого процесса.
В плане
устойчивого профессионального
самоопределения весьма
Термин «допрофессиональная подготовка» получила распространение после принятия в 1965 году ЮНЕСКО и Международной конференцией труда рекомендации по профессионально-техническому образованию и подготовке, по которым уровень трудового обучения в общеобразовательных учреждениях определен как предпрофессиональный. Цель допрофессиональной подготовки – способствовать формированию устойчивых ориентаций на трудовой образ жизни, нравственно-психологической готовности к труду, воспитанию трудовой культуры. Допрофессиональная подготовка социальных педагогов строится на основе принципов целостности, непрерывности, преемственности и практической значимости. В этот период должны обнаруживаться, складываться и развиваться базовые свойства личности, включающие, прежде всего коммуникабельность, чуткость, милосердие, альтруизм, внимательность, уважительность, порядочность, честность, терпеливость, настойчивость, энергичность, гибкость и многое другое, что профессионально необходимо такого рода специалисту.
Акцентируя
внимание на профессии
Допрофессиональная подготовка, имеющая профориентационный характер и осуществляемая в общеобразовательных или внешкольных учреждениях, также при соответствующих факультетов вузов, должна являться базовым компонентом последующего профессионального обучения социальных педагогов. Поэтому весьма кстати создание системы допрофессионального образования по этому профилю, в котором были бы должным образом разработаны как методические вопросы, так и общая структура содержания начального профессионального образования [7, с. 543].
Информация о работе Факторы профессионального успеха педагога