Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:46, курсовая работа
Цель нашего исследования является изучить факторы профессионального успеха педагога.
При рассмотрении данной темы я поставила перед собой ряд задач:
изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
раскрыть сущность темы;
выявить особенности профессионального педагога;
исследовать влияние сформированности ключевых компетенций.
Объектом исследования является профессиональный успех педагога.
Предметом исследования является факторы профессионального успеха.
Приемлемым будут подходы, которые давали бы им возможность обучаться в течении двух-трех лет по очно-заочной системе каникулярных сессий спрограммированной самостоятельной работы. Выпускники, успешно закончившие полный курс такой допрофессиональной социально-педагогической подготовки, должны иметь преимущество при поступлении в вуз на соответствующую специальность. Абитуриенты, не имеющие выраженных альтруистических качеств, подтверждений о систематическом участии в социально-педагогических инициативах на факультет социально-педагогической работы не должны приниматься вообще.
Хотелось бы подчеркнуть тот факт, что совершенно необязательно, чтобы все учащиеся, занимающиеся на курсах допрофессиональной подготовки, впоследствии становились социальными педагогами. После обучения в ком-то укрепится желание получить профессию социального педагога, и это, конечно же, хорошо. Кто-то, по настоящему прикоснувшись к углублению в социально-педагогические анналы, поймет, что это дело не для него, и это тоже хорошо, поскольку, таким образом будет предотвращено разочарование, непременно наступающее на более позднем этапе, в период обучения в институте или даже после его окончания, что сопряжено со значительно большими издержками как для самого специалиста, так и для государства.
Абитуриенты,
прошедшие школу
В общеобразовательных учреждениях должна функционировать отлаженная система профориентации и изучения личностных качеств школьников с выдачей соответствующих рекомендаций на продолжение их профессионального образования. При наборе в педагогические вузы должны учитываться эти рекомендации и осуществляться компетентная проверка абитуриентов на профпредрасположенность и подтверждение осознанной и приемлемой мотивации поступления. Ну и, конечно же, талантливые, призванные учащимися, коллегами по работе, родительской общественностью, педагоги должны системно поддерживать и поощряться руководством учреждений образования [6, с. 140].
ГЛАВА 2 Исследование факторов профессионального успеха педагогов
2.1 Понятие ключевых компетенций
СЕНЕКА
Эти слова
как нельзя лучше раскрывают
суть темы. «Гавань» же непрерывного
процесса повышения
XXI век поставил перед человечеством целый ряд проблем. Многие из них в значительной степени актуальны и для всей нашей страны, и для образовательной практики. Существует понимание того, что успешное решение жизненных проблем возможно только людьми, которые владеют, как принято говорить, ключевыми компетенциями. В их состав обычно включают политические, социальные, коммуникативные, межкультурные, информационные, а также способности учиться всю жизнь, поскольку это и является основой профессионализма. Под ключевыми компетенциями в современном образовании следует понимать наиболее общие выработанные способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Школа должна быть ориентирована на ключевые компетенции, определяющие качество содержания современного образования, а именно: не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей; на формирование личности, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Если это переадресовать в сторону педагога, то основу его компетентности должна составлять профессиональная потребность и способность развивать у ребенка позитивную поведенческую активность, способность его к самоорганизации.
Процесс формирования
ключевых компетенций,
Чем больше
знаний в традиционном
В соответствии
с классификацией первую
Доминирующая
роль в создании целостной
системы взаимосвязанных мер,
действий, мероприятий, направленных
на результативное развитие
Важными составляющими
формирования профессиональной
компетентности педагогов
Процесс освоения
образовательных технологий, безусловно,
способствует формированию
Проявление сформированных самообразовательных и исследовательских компетенций у педагогов можно увидеть в умении находить нужную образовательную информацию, ставить цели, планировать, организовывать свой индивидуальный процесс образования и траекторию личностного развития учеников. Результатом сформированных организационно-коммуникотивных компетенций является, например, способность обучать общению (умении ладить с людьми, устанавливать контакты, согласовывать действия, работать в паре, группе, слышать и слушать других, разрешать конфликты). Конструктивно-проектировачные компетенции у наших педагогов проявляются в умении составления технологических карт прохождения учебного материала, проектирования модульной организации учебного процесса. Быть терпимыми, гибкими, стойкими при любых изменяющихся обстоятельствах, адекватно реагирующими на изменение в социуме и конкурентоспособными на рынке труда наши педагоги могут благодаря сформированным социально-личностным и адаптивным компетенциям.
Д. Джессан сказал: «…Непрерывное образование объединяет образование человека на всех этапах его жизни, ибо окончательное прекращение образования равносильно ампутации мышления». В отношении профессии педагога эти слова приобретают еще большую значимость.
Таким образом,
каждый учитель непрерывно
2.2 Практическое
исследование уровня
Для выявления уровня сформированности ключевых компетенций у педагога, нами было проведено исследование уровня сформированности ключевых компетенций у педагога.
Исследование проводилось на базе ГУО СОШ №13 г. Слуцка. В исследовании принимала участие учитель белорусского языка и литературы Леневич Наталья Николаевна. Ей была предложена таблица:
Название |
компоненты |
0-крит. |
1-низк. |
2-доп. |
3-опт. |
1.Самообразовательные и исследовательские |
находить; ставить цель; решать СО; использовать опыт; оценивать; исследовать; опираться на сильные стороны личности. |
+
+ |
+ + + + | ||
2.Организационно- |
организовывать деятельность; взаимодействие; эффективно распределять время; косвенно влиять на УП; обучать самоорганизации; построение взаимоотношений. |
+
+ |
+ +
+
+ | ||
3.Конструктивно- |
СО; составлять программу развития школы; использовать СОТ; развивать рефлексию. |
+ |
+
+
+ | ||
4.Социально-личностные |
критически мыслить; определять связи прошлого, настоящего и будущего; дискуссировать; преодолевать трудности; самовыражаться. |
+
+ |
+
+
+ | ||
5.Адаптивные |
использовать новую информацию; применять СОТ; проявлять гибкость, терпимость; готовность к преобразующей деятельности; адекватно реагировать на изменения. |
+ +
+
+ |
+ |
Анализ уровня сформированности ключевых компетенций у педагога:
0 баллов ─ критический уровень
1 балл ─ низкий уровень
2 балла ─ допустимый уровень
3 балла ─ оптимальный уровень.
Самообразовательные и исследовательские компетенции ─ 2,5 балла;
Организационно-
Конструктивно-проектировачные компетенции ─ 2,5 балла;
Социально-личностные компетенции ─ 2,6 балла;
Адаптивные компетенции ─ 2,2 балла.
Таким образом, наше исследование уровня сформированности ключевых компетенций у педагога, позволяет сделать вывод, что анализ уровня сформированности ключевых компетенций показывает, что наиболее развитыми на данный момент являются организационно-коммуникативные и социально-личностные компетенции. Наименее развиты на данный момент адаптивные компетенции. Следовательно, последующая работа должна быть направлена на совершенствование адаптивных компетенций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы следует сказать, что проблема творческого роста педагога приобрела сейчас особую актуальность. Совершенствование профессионального мастерства педагогов является главным условием повышения качества учебно-воспитательной работы и проведения ее в соответствии с требованиями жизни. Всем ясно, что школе сейчас, как никогда, нужен творческий учитель. Также мы хотим сказать, что педагогический труд не творческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за границей того, что называется словом «педагогический».
Информация о работе Факторы профессионального успеха педагога