Факторы профессионального успеха педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования является изучить факторы профессионального успеха педагога.
При рассмотрении данной темы я поставила перед собой ряд задач:
изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
раскрыть сущность темы;
выявить особенности профессионального педагога;
исследовать влияние сформированности ключевых компетенций.
Объектом исследования является профессиональный успех педагога.
Предметом исследования является факторы профессионального успеха.

Вложенные файлы: 1 файл

теоретическая часть.docx

— 73.13 Кб (Скачать файл)

     Приемлемым будут подходы, которые давали бы им возможность обучаться в течении двух-трех лет по очно-заочной системе каникулярных сессий спрограммированной самостоятельной работы. Выпускники, успешно закончившие полный курс такой допрофессиональной социально-педагогической подготовки, должны иметь преимущество при поступлении в вуз на соответствующую специальность. Абитуриенты, не имеющие выраженных альтруистических качеств, подтверждений о систематическом участии в социально-педагогических инициативах на факультет социально-педагогической работы не должны приниматься вообще.

     Хотелось бы подчеркнуть тот факт, что совершенно необязательно, чтобы все учащиеся, занимающиеся на курсах допрофессиональной подготовки, впоследствии становились социальными педагогами. После обучения в ком-то укрепится желание получить профессию социального педагога, и это, конечно же, хорошо. Кто-то, по настоящему прикоснувшись к углублению в социально-педагогические анналы, поймет, что это дело не для него, и это тоже хорошо, поскольку, таким образом будет предотвращено разочарование, непременно наступающее на более позднем этапе, в период обучения в институте или даже после его окончания, что сопряжено со значительно большими издержками как для самого специалиста, так и для государства.

     Абитуриенты,  прошедшие школу допрофессиональной  социально-педагогической подготовки, отличаются тем, что:

  • имеет реальное представление о будущей профессии и готовы сознательно и добровольно связывать свою профессиональную деятельность с работой по оказанию помощи людям;
  • проявляют интерес к проблемам человека, его потребностям, нуждам, имеют выраженное желание участвовать в социальном воспитании, социально-педагогической работе;
  • обладают «разбуженным» творческим потенциалом, направленным на социальную помощь человеку, организацию общественно значимой деятельности с населением по месту жительства;
  • имеет опыт практической работы в открытой среде, определенные навыки по оказанию помощи детям разного возраста, сверстникам, пожилым и инвалидам;
  • прошли школу воспитания в духе мира и гуманизма, милосердия и социальной активности, обладают нравственным потенциалом, необходимым социальному педагогу как профессионалу.

     В общеобразовательных  учреждениях должна функционировать отлаженная система профориентации и изучения личностных качеств школьников с выдачей соответствующих рекомендаций на продолжение их профессионального образования. При наборе в педагогические вузы должны учитываться эти рекомендации и осуществляться компетентная проверка абитуриентов на профпредрасположенность и подтверждение осознанной и приемлемой мотивации поступления. Ну и, конечно же, талантливые, призванные учащимися, коллегами по работе, родительской общественностью, педагоги должны системно поддерживать и поощряться руководством учреждений образования [6, с. 140].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Исследование факторов профессионального успеха педагогов

 

2.1 Понятие ключевых компетенций

 

                                                Если корабль не знает, в какую гавань он плывет,                                                                                                   ему не будет попутного ветра.                  

СЕНЕКА

     Эти слова  как нельзя лучше раскрывают  суть темы. «Гавань» же непрерывного  процесса повышения квалификации  учителей, на мой взгляд, и есть  формирование актуальной профессиональной  компетентности педагога. И это  можно обосновать.

     XXI век поставил перед человечеством целый ряд проблем.  Многие из них в значительной степени актуальны и для всей нашей страны, и для образовательной практики. Существует понимание того, что успешное решение жизненных проблем возможно только людьми, которые владеют, как принято говорить, ключевыми компетенциями. В их состав обычно включают политические, социальные, коммуникативные, межкультурные, информационные, а также способности учиться всю жизнь, поскольку это и является основой профессионализма. Под ключевыми компетенциями в современном образовании следует понимать наиболее общие выработанные способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Школа должна быть ориентирована на ключевые компетенции, определяющие качество содержания современного образования, а именно: не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей; на формирование личности, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Если это переадресовать в сторону педагога, то основу его компетентности должна составлять профессиональная потребность и способность развивать у ребенка позитивную поведенческую активность, способность его к самоорганизации.

     Процесс формирования  ключевых компетенций, определяющих  профессиональную жизнеспособность  педагогов, должен происходить  непрерывно. И это вполне обосновано, так как в обществе с развитым  творческим трудом каждому специалисту  потребуются знания и умения (а  значит и их образующие компетенции)  по прогностике, проектированию, моделированию, синергетики.

     Чем больше  знаний в традиционном понимании,  тем выше качество образования.  В современном же понимании  качество образования во многом  зависит от того, насколько высок  уровень развития важнейших профессиональных  компетенций педагога, а также  ключевых компетенций ученика. В педагогической науке существует система ключевых компетенций [15, с. 10-12].

     В соответствии  с классификацией первую группу  составляют исследовательские и  самообразовательные компетенции, включающие применение методов и технологий выявления зависимости между целью, содержанием, условиями, объектами образовательного процесса и результатами. Во вторую группу входят организационно-коммуникативные компетенции, связанные с поиском и построением наиболее оптимальной модели взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса и эффективной личной самоорганизацией. К третьей группе относятся конструктивно-проектировочные компетенции, которые связаны с композиционным проектированием адаптивного образовательного процесса на основе гуманизации целей, а также содержание, форм методов, прогнозируемых результатов. В четвертую группу входят социально-личностные компетенции, в пятую – адаптивные.

     Доминирующая  роль в создании целостной  системы взаимосвязанных мер,  действий, мероприятий, направленных  на результативное развитие важнейших  профессиональных компетенций, на  всестороннее повышение квалификации  и профессионального роста каждого  педагога.

     Важными составляющими  формирования профессиональной  компетентности педагогов являются:

  • самообразование;
  • обмен опытом работы, как в школе, так и вне ее (участие в работе школьных и районных методических объединений и семинаров);
  • курсовая подготовка.

     Процесс освоения  образовательных технологий, безусловно, способствует формированию ключевых  компетенций, не только у учеников, но и у педагогов [2, с.43-44].

     Проявление сформированных самообразовательных и исследовательских компетенций у педагогов можно увидеть в умении находить нужную образовательную информацию, ставить цели, планировать, организовывать свой индивидуальный процесс образования и траекторию личностного развития учеников. Результатом сформированных организационно-коммуникотивных компетенций является, например, способность обучать общению (умении ладить с людьми, устанавливать контакты, согласовывать действия, работать в паре, группе, слышать и слушать других, разрешать конфликты). Конструктивно-проектировачные компетенции у наших педагогов проявляются в умении составления технологических карт прохождения учебного материала, проектирования модульной организации учебного процесса. Быть терпимыми, гибкими, стойкими при любых изменяющихся обстоятельствах, адекватно реагирующими на изменение в социуме и конкурентоспособными на рынке труда наши педагоги могут благодаря сформированным социально-личностным и адаптивным компетенциям.

     Д. Джессан сказал: «…Непрерывное образование объединяет образование человека на всех этапах его жизни, ибо окончательное прекращение образования равносильно ампутации мышления». В отношении профессии педагога эти слова приобретают еще большую значимость.

     Таким образом,  каждый учитель непрерывно работает  над совершенствованием своего  педагогического мастерства на  протяжении всей своей педагогической  деятельности. Еще А.С. Макаренко  считал, что формула жизни коллектива ─ его движение вперед и выше, а формула смерти ─ остановка. Педагог перестает быть педагогам, когда он не учится сам.

 

2.2 Практическое  исследование уровня сформированности  ключевых компетенций у педагога

    

Для выявления уровня сформированности ключевых компетенций у педагога, нами было проведено исследование уровня сформированности ключевых компетенций у педагога.

     Исследование  проводилось на базе ГУО СОШ №13 г. Слуцка. В исследовании принимала участие учитель белорусского языка и литературы Леневич Наталья Николаевна. Ей была предложена таблица:

Название

компоненты

0-крит.

1-низк.

2-доп.

3-опт.

1.Самообразовательные и  исследовательские

 находить;

 ставить цель;

 решать СО;

 использовать опыт;

 оценивать;

 исследовать;

 опираться на сильные стороны личности.

   

  +

 

 

 

 

 

 

 

   +

 

  +

  +

  +

  +

2.Организационно-коммуникотивные

организовывать деятельность;

взаимодействие;

эффективно распределять время;

косвенно влиять на УП;

обучать самоорганизации;

построение взаимоотношений.

   

 

 

 

 

  +

 

  +

 

  +

  +

 

 

 

 

 

  +

 

  +

3.Конструктивно-проектировачные

СО;

составлять программу  развития школы;

 использовать СОТ;

развивать рефлексию.

 

 

 

 

  +

 

  +

 

 

 

  +

 

  +

4.Социально-личностные

критически мыслить;

определять связи прошлого, настоящего и будущего;

дискуссировать;

преодолевать трудности;

самовыражаться.

   

 

 

 

 

  +

 

 

 

  +

  +

 

 

 

 

  +

 

  +

5.Адаптивные

использовать новую информацию;

применять СОТ;

проявлять гибкость, терпимость;

готовность к преобразующей  деятельности;

адекватно реагировать на изменения. 

   

 

  +

  +

 

 

 

 

  +

 

 

  +

 

 

 

 

  +


 

     Анализ уровня сформированности ключевых компетенций у педагога:

    1. Была проведена оценка ключевых компетенций по всем составляющим показателям в системе:

 0 баллов ─ критический уровень

               1 балл ─ низкий уровень

               2 балла ─ допустимый уровень

               3 балла ─ оптимальный уровень.

    1. Также был вычислен средний балл по каждому из пяти основных блоков:

Самообразовательные и исследовательские компетенции ─ 2,5 балла;

Организационно-коммуникативные  компетенции ─ 2,6 балла;

Конструктивно-проектировачные  компетенции ─ 2,5 балла;

Социально-личностные компетенции  ─ 2,6 балла;

Адаптивные компетенции  ─ 2,2 балла.

    1. Для выявления индивидуальной траектории развития компетенций строится график по результатам средней вариационной оценки. Смотреть приложение Г.
    2. На основе выявленных тенденций в развитии компетенций изыскиваются ресурсы и проектируется программа дальнейшего развития компетентностной сферы педагога.

     Таким образом,  наше исследование уровня сформированности ключевых компетенций у педагога, позволяет сделать вывод, что анализ уровня сформированности ключевых компетенций показывает, что наиболее развитыми на данный момент являются организационно-коммуникативные и социально-личностные компетенции. Наименее развиты на данный момент адаптивные компетенции. Следовательно, последующая работа должна быть направлена на совершенствование адаптивных компетенций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключение  данной работы следует сказать, что проблема творческого роста педагога приобрела сейчас особую актуальность. Совершенствование профессионального мастерства педагогов является главным условием повышения качества учебно-воспитательной работы и проведения ее в соответствии с требованиями жизни. Всем ясно, что школе сейчас, как никогда, нужен творческий учитель. Также мы хотим сказать, что педагогический труд не творческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за границей того, что называется словом «педагогический».

Информация о работе Факторы профессионального успеха педагога