Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 06:24, контрольная работа
Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является всеобщей формой существования материи. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Время, как и пространство, является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Понятие времени - одно из самых сложных для детей. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направление - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать". Время нельзя увидеть, потрогать, попробовать на вкус. О его существование ребенок может судить лишь по косвенным признакам.
Введение.........................................................................................................2
Теоретическая часть......................................................................................4
1.1 Психолого-педагогические основы восприятия времени у детей дошкольного возраста.............................................................................................4
1.2 Задачи, содержание и методы работы с детьми по формированию временных ориентировок.......................................................................................6
Практическая часть.....................................................................................17
Методика развития временного представления.......................................17
Заключение..................................................................................................28
Список использованной литературы.........................................................30
· Программа "Развитие" Венгер Л.А. Также состоит из нескольких разделов: развитие элементов логического мышления, ознакомление с пространственными отношениями, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, развитие элементарных математических представлений, грамота, конструирование, ознакомление с природой, изобразительная деятельность, игровая деятельность. Представлениям о времени вообще не уделяется времени.
Игры по ориентировке во времени помогают ребенку увидеть неповторимость временных единиц, системы временных эталонов; осознанность невозможности нарушения последовательности мер времени, его специфических особенностей; понять, что неразумное вмешательство во время, может повлечь за собой существенные изменения для человечества на Земле.
В процессе ознакомления со временем в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости, у детей формируется умение и желание беречь время, видеть эталоны во всем многообразие, то есть понимать важность рационального использования времени, ускорять или замедлять темп своей деятельности, распределять время в сфере детской досягаемости.
Формирование временных представлений начинается со второй младшей группы, в этом возрасте мы играем с детьми в простые словесные игры: "Назови пропущенное слово"; дидактические игры: "Угадай, когда это бывает?".
Значение игр очень большое, от возраста к возрасту игры усложняются в целях, содержании и правилах.
Такие дидактические игры как: "Части суток", "Вчера, сегодня, завтра", "Будь внимательным!", "Неделя, стройся!", подвижные "День и ночь", "Которая неделя построится первой", "Лови, бросай, дни недели называй".
Детям старшей и подготовительной группы можно предложить решать задачи по временным эталонам.
Еще одной из распространенных форм по формированию временных представлений является беседа. В ходе бесед у дошкольников формируются убеждения в необходимости и возможности рационального использования времени; сохранение его специфических свойств и характерных признаков временных отрезков, воспитывается умение ориентироваться в окружающей действительности.
Методика проведения бесед о времени предполагает необходимость подготовительного этапа. Эта подготовка начинается с выбора темы. Наблюдая за детьми в различных ситуациях, отмечая их поведение в группе, на прогулке, анализируя их высказывания, выявив их интересы и склонности, воспитатель определяет примерный уровень каждого ребенка и группы в целом. Это дает основание для выбора наиболее важных плановых бесед.
Беседа должна проводиться после наблюдений за явлениями природы, полученные знания в ходе наблюдения помогут детям стать активными участниками беседы. Активная направляющая роль в беседе принадлежит воспитателю. Опираясь на имеющиеся знания и опыт у детей, он вызывает появление новых чувств, переживаний, подводит к пониманию и усвоению новых знаний, побуждает к размышлениям, анализируя явления и взаимосвязь временных эталонов в природе.
Наибольший эффект дают беседы, обладающие сильным эмоциональным зарядом. Беседы о времени часто вскрывают противоречия между знаниями и представлениями ребенка, поэтому воспитатель не только ставит вопросы, но и направляет ответы детей, ведет к правильным и ясным обобщениям и выводам. Беседа не должна утомлять детей, она призвана вызывать эмоциональный положительный отклик в их душе. Именно поэтому в ходе беседы целесообразно использовать различные средства воспитательного воздействий, к которым относятся: игровая, художественная, трудовая деятельность детей; загадки, викторины, исполнение песен, рисование и т.д. это значительно снимает утомление и стимулирует познавательную деятельность дошкольников.
В качестве средств активизации познавательной деятельности, желательно использовать произведения искусства: репродукции картин Н.Рериха "Гонец" - ночь, "Святой остров" - утро, "Три радости" - день, "Беда проводник" - вечер; музыкальные произведения, стихи, рассказы.
Так же уместны индивидуальные беседы и беседы по подгруппам. А у старших дошкольников уже сформированы некоторые представления и накоплен определенный опыт о временных единицах, поэтому целесообразно проводить беседы в старшей и подготовительной группе.
Особо хочется остановиться на наблюдениях за явлениями в природе. При наблюдении внимание детей надо сосредотачивать на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба), разнообразной деятельности людей. Выбор места для наблюдения, время и содержание разговора с детьми может подсказать программа, по которой работает воспитатель. Самое главное- умение педагога показать, подметить и объяснить взаимозависимость, существующую в природе: как светит солнышко, греет оно или нет и так далее.
Наблюдения педагогов и детей за сезонными изменениями в природе, за изменениями в течение дня или нескольких дней, можно сравнить: что было утром и вечером, вчера и сегодня - все это дети запоминают и отражают в рисунках. При этом педагог помогает детям, загадывая загадки, рассказывания стихотворений, читая рассказы. Дети старшего возраста могут сами воспроизводить рассказ. Можно оформить выставку по рисункам детей.
В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается в том, что необходимо создавать специальные ситуации, заострять внимание на длительности временных интервалов, приучать в процессе деятельности измерять, а потом оценивать временные промежутки.
Формирование элементарных математических представлений включает в себя, как основную часть развития ориентировки во времени, так и творческий поиск, в котором можно выделить и такое направление, как занятие с использованием различных моделей, элементами символических наглядностей, иллюстративного материала с различными действиями людей, сказочных персонажей, явлений природы по системе временных эталонов.
По "Программе воспитания и обучения в детском саду" формирование ориентировки во времени у детей начинается со второй младшей группы. В этом возрасте малышей учат различать и называть день, ночь, утро и вечер. На занятиях дети рассматривают сюжетные картинки по отрезкам времени (день - ночь, утро - вечер), с изображением действий детей, природных явлений в тот или иной отрезок времени, играют в игры и проводят беседы. Для того чтобы дети различали части суток, воспитатель рассказывает сказки с ярко выраженными признаками частей суток. После этого дети должны учиться, самостоятельно различать части суток и называть их характерные признаки.
Знакомство с днями недели начинают с установления, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра, отмечают выходные дни. Далее знакомятся с днями недели и их последовательностью. Для лучшего запоминания используют: модель "Дни недели" по цвету радуги.
В подготовительной группе называют дни недели в прямом и в обратном порядке, определяют, сколько дней в неделе до названного дня, какой день между двумя названными, пропущенный среди названных дней.
Для того чтобы дети лучше запомнили последовательность времен года, используются карточки с изображением разных времен года и модель "Времена года" и разные виды календаря. Ознакомление детей с календарем облегчает им ориентировку во времени, в окружающей действительности. Дети узнают, в какие дни недели проводятся занятия, психологически готовятся к ним. Дети определяют время наступления праздников, что вызывает повышенный интерес.
В процессе формирования временных представлений у дошкольников, педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решающиеся на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности, наличие необходимых дидактических средств и т. д. Важным методом в формирование временных представлений является практический. Особенность его для детей разного возраста состоит в том, что широкое использование дидактического материала, выполнение разнообразных практических действий служит основой умственной деятельности.
Ознакомление детей с частями суток. При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Поэтому в "Программе воспитания и обучения в детском саду" рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшем дошкольном возрасте с различения отдельных частей суток, а в средней группе на этой основе показать последовательность, сменяемость частей суток и суток в целом (одни сутки сменяют другие, и наступает новый день).
При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток и определять их последовательность, отмечены следующие особенности:
1) неравномерность в овладении названиями частей суток;
2) выделение раньше тех частей суток, которые чаще называются взрослыми, связаны с характерными видами деятельности и имеют конкретные признаки;
3) соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности;
4) определение
Время воспринимается ребенком опосредованно, по каким-либо конкретным признакам. Но эти конкретные признаки ("Утро, когда светло и дети идут в детский сад", "Ночь, когда темно, дети и взрослые спят") нестабильные, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места. Не безусловен при определении частей суток и индивидуальный опыт ребенка. Признаки ночи (темно, все ложатся спать) могут быть нехарактерны для детей, у которых родители работают по сменам. Поэтому индивидуальные особенности быта должны быть обязательно учтены в обучении детей различению частей суток.
Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.
Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т. п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня: игра, умывание, одевание и раздевание. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени или показывая эту деятельность на картинках.
Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям. С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения.
В старшем дошкольном возрасте развивается, и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В 6-7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени. Наконец, знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели. Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой).
Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:
1) освоение ребенком умений
2) овладение знанием временных
эталонов, их количественной
3) осознание зависимости между
отдельными звеньями этой
Определяя категории сложности знаний, А. П. Усова указывала, что знания второй категории трудности могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.
Информация о работе Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста