Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 06:24, контрольная работа

Краткое описание

Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является всеобщей формой существования материи. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Время, как и пространство, является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Понятие времени - одно из самых сложных для детей. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направление - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать". Время нельзя увидеть, потрогать, попробовать на вкус. О его существование ребенок может судить лишь по косвенным признакам.

Содержание

Введение.........................................................................................................2
Теоретическая часть......................................................................................4
1.1 Психолого-педагогические основы восприятия времени у детей дошкольного возраста.............................................................................................4
1.2 Задачи, содержание и методы работы с детьми по формированию временных ориентировок.......................................................................................6
Практическая часть.....................................................................................17
Методика развития временного представления.......................................17
Заключение..................................................................................................28
Список использованной литературы.........................................................30

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по матем.docx

— 35.88 Кб (Скачать файл)

· Программа "Развитие" Венгер Л.А. Также состоит из нескольких разделов: развитие элементов логического мышления, ознакомление с пространственными отношениями, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, развитие элементарных математических представлений, грамота, конструирование, ознакомление с природой, изобразительная деятельность, игровая деятельность. Представлениям о времени вообще не уделяется времени.

Игры по ориентировке во времени помогают ребенку увидеть неповторимость временных единиц, системы временных эталонов; осознанность невозможности нарушения последовательности мер времени, его специфических особенностей; понять, что неразумное вмешательство во время, может повлечь за собой существенные изменения для человечества на Земле.

В процессе ознакомления со временем в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости, у детей формируется умение и желание беречь время, видеть эталоны во всем многообразие, то есть понимать важность рационального использования времени, ускорять или замедлять темп своей деятельности, распределять время в сфере детской досягаемости.

Формирование временных представлений начинается со второй младшей группы, в этом возрасте мы играем с детьми в простые словесные игры: "Назови пропущенное слово"; дидактические игры: "Угадай, когда это бывает?".

Значение игр очень большое, от возраста к возрасту игры усложняются в целях, содержании и правилах.

Такие дидактические игры как: "Части суток", "Вчера, сегодня, завтра", "Будь внимательным!", "Неделя, стройся!", подвижные "День и ночь", "Которая неделя построится первой", "Лови, бросай, дни недели называй".

Детям старшей и подготовительной группы можно предложить решать задачи по временным эталонам.

Еще одной из распространенных форм по формированию временных представлений является беседа. В ходе бесед у дошкольников формируются убеждения в необходимости и возможности рационального использования времени; сохранение его специфических свойств и характерных признаков временных отрезков, воспитывается умение ориентироваться в окружающей действительности.

Методика проведения бесед о времени предполагает необходимость подготовительного этапа. Эта подготовка начинается с выбора темы. Наблюдая за детьми в различных ситуациях, отмечая их поведение в группе, на прогулке, анализируя их высказывания, выявив их интересы и склонности, воспитатель определяет примерный уровень каждого ребенка и группы в целом. Это дает основание для выбора наиболее важных плановых бесед.

Беседа должна проводиться после наблюдений за явлениями природы, полученные знания в ходе наблюдения помогут детям стать активными участниками беседы. Активная направляющая роль в беседе принадлежит воспитателю. Опираясь на имеющиеся знания и опыт у детей, он вызывает появление новых чувств, переживаний, подводит к пониманию и усвоению новых знаний, побуждает к размышлениям, анализируя явления и взаимосвязь временных эталонов в природе.

Наибольший эффект дают беседы, обладающие сильным эмоциональным зарядом. Беседы о времени часто вскрывают противоречия между знаниями и представлениями ребенка, поэтому воспитатель не только ставит вопросы, но и направляет ответы детей, ведет к правильным и ясным обобщениям и выводам. Беседа не должна утомлять детей, она призвана вызывать эмоциональный положительный отклик в их душе. Именно поэтому в ходе беседы целесообразно использовать различные средства воспитательного воздействий, к которым относятся: игровая, художественная, трудовая деятельность детей; загадки, викторины, исполнение песен, рисование и т.д. это значительно снимает утомление и стимулирует познавательную деятельность дошкольников.

В качестве средств активизации познавательной деятельности, желательно использовать произведения искусства: репродукции картин Н.Рериха "Гонец" - ночь, "Святой остров" - утро, "Три радости" - день, "Беда проводник" - вечер; музыкальные произведения, стихи, рассказы.

Так же уместны индивидуальные беседы и беседы по подгруппам. А у старших дошкольников уже сформированы некоторые представления и накоплен определенный опыт о временных единицах, поэтому целесообразно проводить беседы в старшей и подготовительной группе.

Особо хочется остановиться на наблюдениях за явлениями в природе. При наблюдении внимание детей надо сосредотачивать на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба), разнообразной деятельности людей. Выбор места для наблюдения, время и содержание разговора с детьми может подсказать программа, по которой работает воспитатель. Самое главное- умение педагога показать, подметить и объяснить взаимозависимость, существующую в природе: как светит солнышко, греет оно или нет и так далее.

Наблюдения педагогов и детей за сезонными изменениями в природе, за изменениями в течение дня или нескольких дней, можно сравнить: что было утром и вечером, вчера и сегодня - все это дети запоминают и отражают в рисунках. При этом педагог помогает детям, загадывая загадки, рассказывания стихотворений, читая рассказы. Дети старшего возраста могут сами воспроизводить рассказ. Можно оформить выставку по рисункам детей.

В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается в том, что необходимо создавать специальные ситуации, заострять внимание на длительности временных интервалов, приучать в процессе деятельности измерять, а потом оценивать временные промежутки.

Формирование элементарных математических представлений включает в себя, как основную часть развития ориентировки во времени, так и творческий поиск, в котором можно выделить и такое направление, как занятие с использованием различных моделей, элементами символических наглядностей, иллюстративного материала с различными действиями людей, сказочных персонажей, явлений природы по системе временных эталонов.

По "Программе воспитания и обучения в детском саду" формирование ориентировки во времени у детей начинается со второй младшей группы. В этом возрасте малышей учат различать и называть день, ночь, утро и вечер. На занятиях дети рассматривают сюжетные картинки по отрезкам времени (день - ночь, утро - вечер), с изображением действий детей, природных явлений в тот или иной отрезок времени, играют в игры и проводят беседы. Для того чтобы дети различали части суток, воспитатель рассказывает сказки с ярко выраженными признаками частей суток. После этого дети должны учиться, самостоятельно различать части суток и называть их характерные признаки.

Знакомство с днями недели начинают с установления, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра, отмечают выходные дни. Далее знакомятся с днями недели и их последовательностью. Для лучшего запоминания используют: модель "Дни недели" по цвету радуги.

В подготовительной группе называют дни недели в прямом и в обратном порядке, определяют, сколько дней в неделе до названного дня, какой день между двумя названными, пропущенный среди названных дней.

Для того чтобы дети лучше запомнили последовательность времен года, используются карточки с изображением разных времен года и модель "Времена года" и разные виды календаря. Ознакомление детей с календарем облегчает им ориентировку во времени, в окружающей действительности. Дети узнают, в какие дни недели проводятся занятия, психологически готовятся к ним. Дети определяют время наступления праздников, что вызывает повышенный интерес.

В процессе формирования временных представлений у дошкольников, педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решающиеся на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности, наличие необходимых дидактических средств и т. д. Важным методом в формирование временных представлений является практический. Особенность его для детей разного возраста состоит в том, что широкое использование дидактического материала, выполнение разнообразных практических действий служит основой умственной деятельности.

Ознакомление детей с частями суток. При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Поэтому в "Программе воспитания и обучения в детском саду" рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшем дошкольном возрасте с различения отдельных частей суток, а в средней группе на этой основе показать последовательность, сменяемость частей суток и суток в целом (одни сутки сменяют другие, и наступает новый день).

При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток и определять их последовательность, отмечены следующие особенности:

1) неравномерность в овладении  названиями частей суток;

2) выделение раньше тех  частей суток, которые чаще называются  взрослыми, связаны с характерными  видами деятельности и имеют  конкретные признаки;

3) соотнесение показателей  частей суток с собственным  опытом жизни и деятельности;

4) определение последовательности  частей суток, как правило, начиная  с утра.

Время воспринимается ребенком опосредованно, по каким-либо конкретным признакам. Но эти конкретные признаки ("Утро, когда светло и дети идут в детский сад", "Ночь, когда темно, дети и взрослые спят") нестабильные, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места. Не безусловен при определении частей суток и индивидуальный опыт ребенка. Признаки ночи (темно, все ложатся спать) могут быть нехарактерны для детей, у которых родители работают по сменам. Поэтому индивидуальные особенности быта должны быть обязательно учтены в обучении детей различению частей суток.

Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т. п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня: игра, умывание, одевание и раздевание. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени или показывая эту деятельность на картинках.

Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям. С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения.

В старшем дошкольном возрасте развивается, и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В 6-7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени. Наконец, знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели. Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой).

Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:

1) освоение ребенком умений измерять  время, пользуясь общепринятыми  приборами измерения времени;

2) овладение знанием временных  эталонов, их количественной характеристикой  и восприятием их продолжительности;

3) осознание зависимости между  отдельными звеньями этой сложной  системы временных эталонов.

Определяя категории сложности знаний, А. П. Усова указывала, что знания второй категории трудности могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста