Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:00, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников.
Задачи исследования:
Рассмотреть проблему развития коллективизма и коллективной направленности у детей младшего школьного возраста.
Изучить современные представления о сущности формирования гуманистических отношений младших школьников.
Экспериментально выявить возможности формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников
Введение
Глава I. Проблема формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников в теоретических исследованиях
1.1 Понятие о детском коллективе, основные направления его исследования
1.2 Формирование взаимоотношений со сверстниками в младшем школьном возрасте
1.3 Средства и условия формирования гуманистических отношений младших школьников
Глава II. Экспериментальное изучение возможностей формирования гуманистических отношений в коллективе у младших школьников
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список литературы
Благодатна в этом отношении театрализованная деятельность. В творческом процессе подготовки к спектаклю каждый может найти дело по душе. Театрализованная деятельность обладает большими возможностями для удовлетворения интересов каждого ребенка, которые чаще всего совпадают с общей целью, так как направлены на получение общего результата. Непроизвольно в такой деятельности проявляется направленность друг на друга.
Сотрудничество, сотворчество детей во всем процессе подготовки к выходу на сцену в полной мере способствуют истинному сопереживанию и сорадости перед началом спектакля, во время него и после. Формирование направленности на другого возможно, если воспитатель в своих действиях ориентируется на ценность личности ребенка для группы сверстников, когда каждый из них чувствует поддержку всеми. В связи с этим особую значимость приобретают детские «изобретения» (Е. А. Аркин, С. Т. Шацкий), возникающие в результате или в процессе совместной деятельности [10, 18, 21].
Ценность театрализованной деятельности проявляется в том, что она направлена не только на себя (удовлетворить потребность в самовыражении через образ, действие, рисунок на афише и т. д.), но и на других (потребность быть замеченным, отмеченным, получать ответную положительную реакцию на свои действия, порадовать зрителя).
Постепенно понимание того, что проявлять помощь, заботу, уважение и другие коллективистические качества нужно не только по отношению к близким людям, друг к другу, но и к малышам, к посторонним, находит отражение в детских поступках, рисунках, поведении в повседневной жизни детского сада.
Таким образом, формирование коллективистической направленности личности младшего школьника проходит в три этапа:
1-й этап — формирование у ребенка направленности на сверстников, представлений о коллективистических качествах личности, углубление его интереса к различным видам деятельности;
2-й этап — создание
у ребенка ощущения
3-й этап — повышение уровня самостоятельности в проявлении коллективистической направленности при расширении интересов, формирование потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве.
Рассмотрим экспериментально возможности формирования гуманных отношений со сверстником в младшем школьном возрасте.
Теоретическое исследование было посвящено решению следующей, поставленной в начале исследования задачи
- изучение теоретической
Эксперимент проводился на базе МОУ № 228, в нем принимало участие 15 школьников в возрасте 8 – 9 лет.
Цель эксперимента: в данной части нашего исследования перед нами стояла задача изучения возможностей формирования гуманистических отношений в коллективе у младших школьников.
Задачи эксперимента:
1. Диагностика межличностных отношений детей
2. Разработка и апробация
3. Анализ её эффективности.
Методы:
- анкетирование; изучение
На первом этапе нами были использованы методы, различные по своему характеру, которые были направлены на те или иные аспекты изучения значимой для ребенка социальной группы и взаимно валидизировали друг друга.
В социальных группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Как бы ни отличались друг от друга входящие в состав больших групп малые группы, они всегда несут в своей совместной деятельности и в межличностных отношениях стереотипы поведения, нормы, особенности общения, «язык», присущие большим группам. Малые возрастные группы представляют собой социальную микросреду, опосредствующую взаимосвязь личности ребенка с обществом в целом. И как бы ни была велика роль малой группы в процессе формирования личности ребенка, сама по себе эта группа не создает исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей.
Важнейшие социально значимые свойства личности ребенка возникают на основе общественно-исторического опыта, традиций больших социально-возрастных групп, которые посредством контактной малой группы «доводят» до сознания каждого ребенка цели и задачи общества, культуры. Для ребенка отношение к возрастным классам «взрослые» и «дети» как социальным макрогруппам обусловлено во многом отношениями со своим ближайшим окружением, и наоборот, поэтому динамика локуса ориентации является комплексной характеристикой значимых для ребенка микро- и макрогрупп. Отсюда возникает необходимость включения в исследование методик, способных дать представление о личностной значимости для ребенка не только групп принадлежности, но и макрогрупп.
Особое внимание к социально-психологическим процессам, происходящим в детской группе, вовсе не означает забвения того факта, что мир человеческих взаимоотношений един, взрослые и дети находятся в нем в тесном взаимодействии, влияя друг на друга. Поэтому очень важно проанализировать влияние взрослых (родителей и воспитателей) на отношение детей к собственной группе принадлежности.
Опишем процедуру исследования и его организацию.
Методики исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Методики исследования
№ п/п |
Наименование методики |
Цель и задачи |
Социометрия, Дж. Морено |
Изучение характера межличностных взаимоотношений | |
Методика «Секрет» |
Определение межличностных взаимоотношений в группе |
Исследование межличностных
Для этого использовались социометрия Дж. Морено и методика «Секрет».
Социометрическая процедура
Если число выборов не ограничено, то выявляют индекс эмоциональной экспансивности. Он определяет, насколько пристрастно человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен он в своих выборах:
Подсчитывают индексы
Таблица 2
Фамилия, имя |
Выборы |
Мотивация |
Ожидаемые выборы | |||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 | ||
Волкова Л. |
1 |
15 |
6 |
болеет |
нет |
жалеет |
||||
Горбоносов Д. |
7 |
14 |
8 |
Друг |
брат |
Знакомая |
||||
Завацкий Ж. |
3 |
12 |
14 |
друг |
друг |
Нравится |
||||
Зенков К. |
3 |
14 |
6 |
красивая |
хороший |
Хороший |
||||
Изыгашева Н. |
3 |
12 |
8 |
Играем |
Просто так |
Играем |
||||
Козлов А. |
12 |
9 |
5 |
друг |
друг |
Играем |
||||
Легусов К. |
10 |
9 |
11 |
друг |
друг |
Играем |
||||
Масюков А. |
10 |
8 |
6 |
друг |
друзья |
подруга |
||||
Михайлов Д. |
7 |
2 |
3 |
друг |
друг |
Играем |
||||
Пресняков Ж. |
6 |
14 |
9 |
нравится |
нравится |
Нравится |
||||
Сахаров С. |
13 |
14 |
9 |
играем |
играем |
Помогает |
||||
Тимошенко С. |
10 |
15 |
5 |
играем |
играем |
Нравится |
||||
Филиппов С. |
1 |
2 |
3 |
умная |
друг |
Не знаю |
||||
Шарафутдинов |
1 |
5 |
11 |
играем |
друг |
Играем |
||||
Юрьева Д. |
11 |
12 |
1 |
Нравится |
нравится |
Нравится |
Таблица 3
Действительные выборы
ФИ ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Волкова Л. |
1 |
3 |
2 | ||||||||||||
Горбоносов Д. |
1 |
3 |
2 |
||||||||||||
Завацкий Ж. |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||
Зенков К. |
1 |
3 |
2 |
||||||||||||
Изыгашева Н. |
1 |
3 |
2 |
||||||||||||
Козлов А. |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Легусов К. |
2 |
1 |
3 |
||||||||||||
Масюков А. |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Михайлов Д. |
2 |
3 |
1 |
||||||||||||
Пресняков Ж. |
1 |
3 |
2 |
||||||||||||
Сахаров С. |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||
Тимошенко С. |
3 |
1 |
2 | ||||||||||||
Филиппов С. |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||
Шарафутдинов |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||
Юрьева Д. |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | |
Кол-во выборов |
4 |
2 |
5 |
0 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
1 |
5 |
2 |
Кол-во баллов |
6 |
4 |
9 |
0 |
8 |
10 |
2 |
8 |
10 |
3 |
7 |
7 |
1 |
11 |
4 |
Предпочитаемые: Звацкий Ж. Волкова Л. Козлов А. Михайлов Д. Тимошенко С. Шарафутдинов
Принятые: Горбоносов Д. Изыгашева Н. Легусов К. Пресняков Ж. Масюков А. Сахаров С. Филиппов С. Юрьева Д.
Непринятые:
Зенков К.
Филлипов С.
Таблица 3
Социометрия
№ |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | |
Волкова Л. |
1+ |
1- |
3+ |
3- |
2- |
2+ | ||||||||||
Горбоносов Д. |
1- |
2- |
1+ |
3+ |
3- |
2+ |
||||||||||
Завацкий Ж. |
1+ |
1- |
2- |
2+ |
3+ |
3- | ||||||||||
Зенков К. |
1- |
1+ |
3+ |
2- |
3- |
2+ |
||||||||||
Изыгашева Н. |
1+ |
1- |
3+ |
2- |
2+ |
3- |
||||||||||
Козлов А. |
1- |
3+ |
2- |
2+ |
1+ |
3- |
||||||||||
Легусов К. |
1- |
2+ |
1+ |
3+ |
3- |
2- | ||||||||||
Масюков А. |
1- |
3+ |
2+ |
2- |
1+ |
3- |
||||||||||
Михайлов Д. |
2+ |
3+ |
1- |
2- |
3- |
1+ |
||||||||||
Пресняков Ж. |
1+ |
3+ |
2+ |
|||||||||||||
Сахаров С. |
1- |
2- |
3- |
3+ |
1+ |
2+ |
||||||||||
Тимошенко С. |
3+ |
1- |
2- |
1+ |
3- |
2+ | ||||||||||
Филиппов С. |
1+ |
2+ |
3+ |
1- |
2- |
3- | ||||||||||
Шарафутдинов |
1+ |
3- |
2+ |
1- |
2- |
3+ |
||||||||||
Юрьева Д. |
3+ |
3- |
1- |
1+ |
2+ |
2- |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | ||
5 |
7 |
9 |
1 |
9 |
8 |
4 |
6 |
7 |
7 |
5 |
6 |
3 |
7 |
5 | ||
Статус |
5 |
3 |
1 |
8 |
1 |
2 |
6 |
4 |
3 |
3 |
5 |
4 |
7 |
3 |
5 | |
Еi |
0.357 |
0.5 |
0.643 |
0.071 |
0.643 |
0.571 |
0.286 |
0.429 |
0.5 |
0.5 |
0.357 |
0.429 |
0.214 |
0.5 |
0.357 |
Информация о работе Формирование гуманистических отношений в коллективе у младших школьников