Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:00, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников.
Задачи исследования:
Рассмотреть проблему развития коллективизма и коллективной направленности у детей младшего школьного возраста.
Изучить современные представления о сущности формирования гуманистических отношений младших школьников.
Экспериментально выявить возможности формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников
Введение
Глава I. Проблема формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников в теоретических исследованиях
1.1 Понятие о детском коллективе, основные направления его исследования
1.2 Формирование взаимоотношений со сверстниками в младшем школьном возрасте
1.3 Средства и условия формирования гуманистических отношений младших школьников
Глава II. Экспериментальное изучение возможностей формирования гуманистических отношений в коллективе у младших школьников
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список литературы
Таким образом, 1 – 2 ранг имеет Горбоносов, Шарафутдинов, 3 ранг у Волковой, 4 – 7 занимают Легусов, Михайлов, Сахаров и Тимошенко.
Все остальные имеют неблагоприятный статус.
Индекс группового взаимодействия – 23%
Конфликтность – 28%
Взаимность – 51%
Коэффициент предпочтений – 0,39
Положительный индекс эмоциональной экспансивности имеют 93,3% детей в группе, отрицательный – 6,6% детей.
Выделяются три субгруппы:
Конфликтные пары:
Завацкий - Козлов
Завацкий - Юрьева
Козлов - Шарафутдинов
Масюков - Сахаров
Тимошенко - Филлипов
Филлипов – Юрьева
Наибольшее количество положительных выборов у:
Михайлов
Шарафутдинов
Козлов
Отрицательных:
Изыгашева
Завацкий
Козлов
Социометрические матрицы по методикам представлены в приложении.
На данном этапе перед нами встала задача - проанализировать практику обучения русскому языку в начальной школе с целью определения, какое место занимает обучение вежливости на уроках русского языка.
На первом этапе нами был проведена беседа с руководителем методического объединения начальных классов школы № 56 Е.П. Васильевой, вопросы к которой представлены ниже:
В ходе беседы было выявлено, что обучение вежливости на уроках русского языка в данной начальной школе происходит, но оно не является систематическим и целенаправленным, т.к. приоритетом работы учителей является формирование отношения к языку как к ценности. Кроме того, в школе проводятся уроки «Этическая грамматика» по Л.С. Шемшуриной, а в четвертом-пятом классах ведется курс «Риторика» (авторская разработка учителя русского языка и литературы). Поэтому учителя в школе, если материал учебника соответствует задаче формирования речевого этикета, используют эти возможности в игровой форме, драматизациях, инсценировках, диалогах. В основном же обучение вежливости в большей степени присутствует на уроках чтения, особенно внеклассного и во внеурочных формах работы.
Далее нами было проведено анкетирование педагогов, в котором участвовало 20 педагогов начального обучения, обобщенный анализ которого представлен в таблице 1.
Таблица 1
Изучение деятельности учителей начальной школы по обучению вежливости на уроках русского языка, (%)
Положительный ответ |
Отрицательный ответ |
Затруднение при ответе | |
Обучаете ли вы детей вежливости на уроках русского языка |
100 |
- |
- |
Проходит ли это обучение целенаправленно и систематически |
- |
50 |
50 |
Занимает ли обучение вежливости важное место в преподавании русского языка |
- |
100 |
- |
Возникает ли обучение вежливости только при соответствующем содержании текстов упражнений и заданий |
100 |
- |
- |
Планируете ли вы целенаправленно задания и упражнения по обучению вежливости на уроках |
- |
80 |
20 |
Считаете ли вы, что ваши ученики нуждаются в специальном обучении нормам речевого этикета в процессе целенаправленного обучения |
100 |
- |
- |
Согласны ли вы с мнением, что уроки русского языка предоставляют большие возможности в обучении вежливости младших школьников |
100 |
- |
- |
Планируете ли вы в дальнейшем обучать вежливости учащихся начальной школы на уроках русского языка |
50 |
- |
50 |
Таким образом, результаты анкетирования показали следующее:
Далее нами был разработан и проведен тест на владение нормами вежливости для учеников начальной школы.
Тест «Владеешь ли ты нормами вежливости?»
1. Какие слова называют вежливыми:
Обработка результатов:
За каждый правильно отвеченный вопрос начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов.
Высокий уровень: 7 – 9 баллов
Средний уровень: 3 – 6 баллов
Низкий уровень – менее 3 баллов
В тестировании участвовали учащиеся 1, 2, 3 и 4 классов. Всего количество обследованных детей – 80 человек (по 20 человек в каждой возрастной группе).
Результаты выполнения теста обобщены в таблице 2.
Таблица 2
Обобщенные результаты изучения уровня владения речевыми этикетными нормами, (%)
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
1 класс |
- |
40 |
60 |
2 класс |
10 |
50 |
40 |
3 класс |
25 |
55 |
20 |
4 класс |
30 |
65 |
5 |
Графически результаты обследования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты изучения уровня владения речевыми этикетными нормами учащихся начальных классов
Как можно отчетливо проследить на рисунке, уровень владения нормами речевого этикета учащихся начальной школы от года к году повышается, что говорит о том, что работа по обучению вежливости в школе ведется. Мы видим, что учащиеся первого класса еще слабо владеют нормами речевого этикета в общении, однако за период обучения происходит существенный сдвиг в овладении нормами вежливости, что показывают результаты тестирования второклассников. Учащиеся четвертого класса в достаточной степени владеют нормами вежливости, но думается, при целенаправленной работе по обучению вежливости эти результаты были бы еще выше.
Воспитывать вежливость можно начиная с первого года обучения, например, включая в уроки русского языка и развития речи такие упражнения.
1. Прослушайте магнитофонную запись разговора сына (дочки) с мамой.
–Доброе утро, сынок! Время вставать.
–Доброе утро, мамочка!
Зачем люди начинают свой день этими словами? Почему их называют вежливыми? Какие вежливые слова вы слышите на протяжении дня? А употребляете ли их сами? Умеете ли правильно использовать эти слова?
2. Рассмотрите рисунки. (Учитель предлагает несколько сюжетных иллюстраций: 2 друга здороваются, ученик приветствует человека пожилого возраста, школьник приветствует учителя). Какими приветствиями вы озвучите каждый из этих рисунков? (Добрый день! Здравствуйте! Доброе утро! Привет!) Объясните, почему?
3. Посмотрите на эти
рисунки (на одном из них
ученик пробегает мимо учителя,
На материале таких заданий необходимо показать, что формами “Доброе утро!”, “Добрый вечер!”, “Здравствуйте” пользуются все – и взрослые, и дети, словами же “Привет!”, “Салют!” могут приветствовать друг друга только близкие между собою сверстники, товарищи, друзья. Две последние формы употребимы только среди молодёжи, к старшим обращаться таким образом недопустимо. Это говорит о невоспитанности. А вот взрослые употребляют “свои” слова и обороты, например: “Доброго Вам здоровья!”, “Моё Вам почтение!”, которыми пользуется большинство людей пожилого возраста. Среди учеников и молодёжи такие формы неупотребимы.
На одном из следующих этапов работы выясняется специфика употребления таких слов, как “благодарю”, “спасибо”, “пожалуйста” и др. Работу можно начать с чтения стихотворения “Волшебные слова”:
Ко всем сердцам у всех людей
Есть ключики свои.
Мы пользуемся ими очень часто.
- И что за ключики? –
Конечно, спросишь ты.
- Волшебные слова –
“Спасибо” и “пожалуйста”.
Вопросы и задания.
Какие слова в тексте были названы волшебными?
Почему их считают ключиками ко всем сердцам?
4. Рассмотрите рисунок
(одна ученица даёт другой
Как вы думаете, что сказала одна девочка другой при этом?
5. Озвучьте картинку. (Оля, я забыла дома тетрадь. У тебя нет лишней? – Возьми, пожалуйста. – Спасибо!).
6. Что мог сказать
мальчик, и как его
Если дети затрудняются, им необходимо помочь, предложить несколько вариантов диалогов, из которых берётся больше ответов.
7. Можно дать задание по тексту “Хорошие привычки”
-“Доброе утро!” - говорите вы маме и папе, проснувшись, учителю, когда он входит в класс. “До свидания!” - идя из школы домой. “Спасибо”, “Благодарю”, - щедро благодарите за оказанную вам услугу. И всем от этих слов становится лучше и приятней.
(Из книги “Весёлка” - Киев – 1978г. с. 100)
Вопросы и задания:
Подумайте, почему всем от этих слов становиться лучше и приятней?
Как вы понимаете слово “привычки”?
А какие ещё народные обычаи вам известны?
Цель этих заданий – сформировать у первоклассников элементарные понятия о речевом этикете, обогатить их словарный запас необходимыми в ежедневном общении словами, оборотами. Такие упражнения помогут детям понять, какие именно выражения употребимы в той или иной ситуации. Приобщение учеников к поиску ответов, выполнение заданий влияет не только на осмысливание необходимой информации, но и на формирование необходимых морально-этических норм и правил поведения.
Информация о работе Формирование гуманистических отношений в коллективе у младших школьников