Формирование гуманистических отношений в коллективе у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить возможности формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников.
Задачи исследования:
Рассмотреть проблему развития коллективизма и коллективной направленности у детей младшего школьного возраста.
Изучить современные представления о сущности формирования гуманистических отношений младших школьников.
Экспериментально выявить возможности формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников

Содержание

Введение
Глава I. Проблема формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников в теоретических исследованиях
1.1 Понятие о детском коллективе, основные направления его исследования
1.2 Формирование взаимоотношений со сверстниками в младшем школьном возрасте
1.3 Средства и условия формирования гуманистических отношений младших школьников
Глава II. Экспериментальное изучение возможностей формирования гуманистических отношений в коллективе у младших школьников
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

vevivi.ru.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Приведем пример риторической минутки.

Бывают в жизни огорчения.

-Иногда не подумав,  можно обидеть небрежным словом, грубостью.

Проверка орфограмм  в отрывке из сказки А.Н. Толстого «Буратино и Сверчок».

Беседа над ситуацией.

- А в вашей жизни  вы всегда думаете, прежде чем  сказать что-либо обидное, грубое?

- Как вы исправляете  свои ошибки?

На доске появляется карточка с пословицей

От худого слова - да навек  ссора.

-Как вы понимаете  эту пословицу?

Воспитание вежливости может происходить в форме физкульминутки:

Дети встают в круг и, перекидывая друг другу мяч, говорят  вежливые слова.

 Воспитывать вежливость  можно и на уроке ознакомления  со словарем. При этом можно  также решать и задачи нравственного  воспитания.

Урок толерантности русского языка

Цели урока: Повышение уровня самостоятельности и творческой активности учащихся. Развитие умений пользоваться словарями. Воспитание уважения к одноклассникам, терпимости к чужому мнению. Приобщение к культуре.

 

Описание урока

Этап урока

Действия  учителя и учащихся

Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Начинаем нетрадиционный урок русского языка - урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Сегодня мы продолжим знакомство с секретами богини красноречия.

Речевая разминка

На доске  написана скороговорка:

“Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”.

Учитель предлагает ученикам прочитать скороговорку хором, но вполголоса.

А сейчас вы прочитаете эту скороговорку, но уже немного по-другому и с разной интонацией:

Какой усердный ученик! (Восторженно)

Какой неаккуратный ученик! (С осуждением)

Почему щеки в чернилах? (С удивлением)

Сообщение темы и целей урока

Учитель: Ребята! Вы не задумывались, сколько слов в русском языке? В русском языке более 500 тысяч слов. Наверно нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: “Не тот образованный человек, кто много знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на свой вопрос”.

Сегодня мы узнаем, что “хранятся” слова в словарях, которые:

помогают  правильно писать;

говорят об истории  их создания;

расширяют кругозор пытливого читателя;

приобщают к  культуре народа.

Учитывая  то, какую помощь оказывают словари, я так и назвала тему нашего урока “Незаменимые помощники - словари”.

Чтение темы с переменой логического ударения

Учитель предлагает ученикам прочитать тему урока с  перемещением логического ударения, выделяя голосом слова.

Учитель: Внимательно  слушайте вопросы!

Чем являются для нас словари? - Незаменимые помощники - словари.

Какие помощники  словари? - Незаменимые помощники - словари.

Что является для нас незаменимыми помощниками? - Незаменимые помощники - словари.

 

Учитель: Но чтобы  найти в словаре нужное слово, необходимо знать и выполнять следующие правила:

Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

Статья о  каждом слове написана в научном  стиле.

Цель статьи - сообщить точную информацию о слове.

Письменная  работа учащихся - минутка чистописания

Запись в  рабочих тетрадях даты проведения урока.

Учитель: Ребята, взгляните на тему сегодняшней минутки чистописания.

На доске: … 

Найдите закономерности написания каждой группы символов и  продолжите работу до конца строчки.

Ученики выполняют  этот вид письменной работы.

Вхождение в  тему урока

Учитель: Неспроста  буква “т” повторяется несколько раз. А сегодня мы познакомимся со словом, которое также начинается с буквы “т”- это слово “ТОЛЕРАНТНОСТЬ”. Что означает это слово? Нам поможет узнать словарь иностранных слов. Итак, откроем наш словарь.

Учитель вывешивает на доску первую страничку устного журнала: “Какого роду племени: ТОЛЕРАНТНОСТЬ, МИГРАНТ, КОМПЛИМЕНТ ?”

Работа со словарем иностранных слов

Ученик - помощник учителя на этом уроке выступает в роли словаря иностранных слов:

“Я - словарь  иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими  в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении иностранного незнакомого слова, а также сведения о его происхождении. Авторы словаря Одинцов, Иванов, Смолицкая, Голанова, Васильев”.

Учитель: Ребята! Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Найдите слово “толерантность” в словаре и объясните его значение и происхождение.

Идет работа в микрогруппах. Учащиеся ищут слово  и узнают, что это слово по своей  этимологии (происхождению) латинское  и означает - терпение, терпимость.

Учитель предлагает ученикам записать в тетрадях слово толерантность и объяснение этого слова:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (в переводе с латинского языка) - терпимость, терпение к чужому мнению, культуре, религии.

Стихопауза  с комментариями

Учитель читает стихотворение Кешова А.П. “Мне больно, мальчики”. Последнее четверостишие записано на доске, его дети читают самостоятельно, интонацией обозначая логическое ударение:

Но обидным  словом друг

Рану мне  нанес когда-то,

Стало очень  больно вдруг…

Больно и  сейчас ребята.

Беседа по содержанию стихотворения:

Чем нанес  рану друг этого мальчика?

Почему ему  больно и сейчас?

Оцените дружбу этих двух мальчиков?

Как вы понимаете  дружбу?

А как вы относитесь к новым одноклассникам, которые  приезжают к нам из других республик и стран?

Затем идет запись четверостишья в тетради и  попутный комментарий - объяснение орфограмм.

Продолжение работы со словарем иностранных слов

Работа со словом “МИГРАНТ” (с латинского - переселяющийся, миграция - перемена мест жительства ).

А как вы думаете, тяжело таким людям привыкать к новому месту жительства? Находить себе новых друзей?

А как мы можем  поддержать таких людей?

Ученики отвечают, что поддержать можно не только одеждой, продуктами, другими вещами, но также  добрым словом, уважением, дружбой.

Работа со словом “КОМПЛИМЕНТ” (с французского - лестные, приятные слова).

Учитель: Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес комплименты? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение и частичку своего сердца. Давайте сыграем в игру “Комплимент”.

Игровая пауза

Учитель предлагает ребятам стать в круг. Дает первому  ученику сердечко и говорит комплимент. Ученик, получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Принявший комплимент должен поблагодарить вас и передать следующему. Комплименты можно говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение дружить.

Музыкальная шкатулка

Ученики слушают  песню Булата Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты”.

Учитель: Прочитайте вслух высказывание В. Бокова и следуйте этому примеру всю свою жизнь:

Следуйте  хорошему примеру -  
Продляйте добрым словом жизнь людей.

Ученики читают высказывание.

Учитель: А  мы закрываем первую страницу нашего устного журнала.

Работа со словарем антонимов

Второй ученик - помощник учителя выступает в  роли словаря антонимов:

“Я - словарь  антонимов. В языке антонимов  отражена противоположность существования в жизни. Мы спрашиваем “Это хорошо или плохо?”, “Еще рано или уже поздно?”. В словаре представлено 2000 антонимических пар. В словаре статья дает объяснение значений каждого члена пары, приводит пример употребления антонимов из литературных произведений. Автор словаря - Львов”.

Учитель вывешивает на доску вторую страничку устного журнала: “МИНУС - ПЛЮС, ОГОНЬ - ВОДА, ДЕРЗКИЙ 0 ОСТОРОЖНЫЙ. ВСЕ АНТОНИМЫ ВСЕГДА ПРОТИВОПОЛОЖНЫ”.

Подберите антоним  к слову “добро”. Идет работа со словарем в парах.

Игровая пауза

Учитель объясняет  правила игры “Магнит”:

- Ребята, сейчас  мы с вами поиграем в игру  “Магнит”. А что вы знаете  о магните?

Ученики сообщают, что у магнита есть два полюса, один из которых притягивает, а другой отталкивает.

Учитель: Не правда ли, наш магнит также является примером антонимов?

Я предлагаю  вам выбрать из записанных на доске  слов слова добрые и хорошие и  слова, прямо противоположные им по смыслу. Запишите эти слова в  своих тетрадях в две колонки: “Левая сторона” - хорошие слова, а “Правая сторона” - антонимы словам из левой половинки.

На доске  записаны случайным образом следующие слова: ленивый, любить, грубо, жадный, ласково, ненавидеть, трудолюбивый, щедрый.

Экскурсия в  музей словарей

Готовясь  к уроку, учитель предварительно в классе готовит выставку всевозможных словарей.

Сейчас он предлагает ученикам посмотреть, какие собраны словари:

- Мы познакомились  только с двумя словарями. А  посмотрите, сколько их пришло  к нам на выставку в класс!  Прочитайте высказывание французского  писателя Анатоля Франса:

“Словарь - это  вся вселенная в алфавитном порядке!”

Подведение  итогов урока

Учитель:

Я полностью  согласна со словами Анатоля Франса. А вы, ребята?

И действительно, в них вы можете получить ответ  на любой вопрос. Но надо еще и  уметь ими пользоваться. Работу со словарями вы продолжите в библиотеке, при подготовке не только к русскому языку, но и к другим предметам. Главное, чтобы вы уважали язык не только своего, но и любого другого народа.

- Спасибо  за активное участие и работу  на уроке!


 

Таким образом, уроки русского языка являются важным средством воспитания вежливости у младших школьников, поскольку тематика уроков, речевой материал и форма построения урока предоставляет широкие возможности учителю для включения разнообразных форм работы по воспитанию речевого этикета.

 

Вывод по II главе

 

Анализ характера межличностных  отношений в классе показал, что  они недостаточно сформированы. Поэтому  дальнейшее исследование было направлено на изучение коммуникативных навыков  межличностного воздействия младших  школьников в части владения детьми речевым этикетом.

В ходе изучения реального  состояния педагогической практики мы выявили, что обучение вежливости на уроках русского языка в начальной  школе происходит, но оно не является систематическим и целенаправленным, учителя в школе, если материал учебника соответствует задаче формирования речевого этикета, используют эти возможности в игровой форме, драматизациях, инсценировках, диалогах. В основном же обучение вежливости в большей степени присутствует на уроках чтения, особенно внеклассного и во внеурочных формах работы.

Эти данные подтвердили  результаты анкетирования учителей начальных классов, которые подтвердили, что обучение речевым этикетным  нормам возникает только при соответствующем содержании и тематической направленности учебных текстов и упражнений, но они считают, что, несмотря на это, младшие школьники нуждаются в целенаправленном обучении вежливости, а уроки русского языка предоставляют широкие возможности в обучении вежливости младших школьников, поэтому в дальнейшем большинство из них планирует использоваться возможности данного предмета в обучении вежливости.

Изучение уровня владения нормами вежливости учащихя начальной  школы показало, что уровень владения нормами речевого этикета учащихся начальной школы от года к году повышается, но мы видим, что учащиеся первого класса еще слабо владеют нормами речевого этикета в общении. Учащиеся четвертого класса в достаточной степени владеют нормами вежливости, но при целенаправленной работе по обучению вежливости эти результаты могли быть были выше.

Поэтому далее мы рассмотрели  возможности обучения вежливости на уроках русского языка, начиная с  первого года обучения. Анализ методических аспектов урока русского языка показал, что уроки русского языка являются важным средством воспитания вежливости у младших школьников, поскольку тематика уроков, речевой материал и форма построения урока предоставляет широкие возможности учителю для включения разнообразных форм работы по воспитанию речевого этикета.

Таким образом, гипотеза о  том, что формирование гуманистических отношений младших школьников возможно при организации специальных условий по обучению речевому этикету, подтвердилась.

 

Заключение

 

Итак, в психологической  науке коллективизм нашел свое обоснование  в теоретических представлениях о направленности личности. Система преобладающих мотивов поведения дает нам представление о направленности личности.

Наиболее полно характеризуют  человека мотивы, в которых выражено его отношение к самому себе и  к коллективу, обществу. мы говорим  о личной, эгоистической направленности, во втором — о направленности общественной, коллективистической.

Коллективистическую направленности рассматривают сегодня как интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании, сдержанности, ответственности перед группой сверстников, что формируется на протяжении всего дошкольного возраста ключевыми аспектами, согласно рассмотренной выше педагогической концепции, коллективистической направленности младшего школьника является формирование гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраст, при достаточном уровне развития коллективистической направленности дети становятся способны сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров, стремятся доставить радость окружающим, тяготеют к детскому сообществу, для них становится значимой поддержка сверстников и т.д.

На пути формирования коллективистической  направленности у младшего школьника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).

В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и  все более совершенно овладевая  языком, познает и этические нормы  взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации, о которых речь впереди. Речевой этикет во многом способствует культуре общения.

Мы выявили, что основная задача учителя при обучении школьников ведению этикетного диалога состоит не столько в том, чтобы дать ребенку как можно больше теоретических сведений, сколько в том, чтобы развить в нем потребность в соблюдении норм вежливости в любой ситуации.

В ходе изучения реального  состояния педагогической практики мы выявили, что обучение вежливости на уроках русского языка в начальной школе происходит, но оно не является систематическим и целенаправленным, учителя в школе, если материал учебника соответствует задаче формирования речевого этикета, используют эти возможности в игровой форме, драматизациях, инсценировках, диалогах. Обучение вежливости в начальной школе в большей степени присутствует на уроках чтения, особенно внеклассного и во внеурочных формах работы.

Эти данные подтвердили  результаты анкетирования учителей начальных классов. Подтвердилось, что обучение речевым этикетным  нормам возникает только при соответствующем содержании и тематической направленности учебных текстов и упражнений. Учителя при этом считают, что младшие школьники нуждаются в целенаправленном обучении вежливости, а уроки русского языка предоставляют широкие возможности в обучении вежливости младших школьников, поэтому в дальнейшем большинство планирует использовать возможности данного предмета в обучении вежливости.

Изучение уровня владения нормами вежливости учащихя начальной  школы показало, что уровень владения нормами речевого этикета учащихся начальной школы от года к году повышается, но мы видим, что учащиеся первого класса еще слабо владеют нормами речевого этикета в общении. Учащиеся четвертого класса в достаточной степени владеют нормами вежливости, но при целенаправленной работе по обучению вежливости эти результаты могли быть были выше.

Поэтому мы рассмотрели  возможности обучения вежливости на уроках русского языка, начиная с  первого года обучения. Анализ методических аспектов урока русского языка показал, что уроки русского языка являются важным средством воспитания вежливости у младших школьников, поскольку тематика уроков, речевой материал и форма построения урока предоставляет широкие возможности учителю для включения разнообразных форм работы по воспитанию речевого этикета.

Следовательно, гипотеза подтвердилась

 

Список литературы

 

  1. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора.[текст]. -М.: Рус. язык. 1990.
  2. Алешина Л. О вежливости, о такте, о деликатности.[текст]. - Л., 1981.
  3. Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей.[текст]. -С.-Петербург: Аквариум, Дельта, 1996.
  4. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Пособие для учителя.[текст]. - М.: Просвещение, 1985.
  5. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. [текст]. - М.: Просвещение, 1978.
  6. Байдурин А.К. У истоков этикета.[текст]. - Л.: Наука, 1990.
  7. Буровин К.А. Родословная вещей.[текст]. - М.: Знание, 1990.
  8. Безруких М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех.[текст]. - М.: Просвещение, 1991.
  9. Бушелева Б.В. О культуре поведения. [текст]. -М.: Знание, 1974.
  10. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. [текст]. - М: Просвещение, 1988.
  11. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. -М.:Педагогика, 1990.
  12. Васильева Т., Руденко О. Сколько праздников в году? [текст]. -М.: Рус. язык, 1989.
  13. Воротынова М.И. Азбука поведения.[текст].- Алма-Ата: Кайнар, 1990.
  14. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах.[текст]. -М.:Мол. гвардия, 1987.
  15. Гусейнов А, Золотое правило нравственности.[текст]. - М.: Просвещение, 1979.
  16. Дорохов А.А. Как себя вести.[текст]. – Минск, «Народная асвета», 1979.
  17. Дубровина И.В. Мы живем среди людей. Кодекс по<spa

Информация о работе Формирование гуманистических отношений в коллективе у младших школьников