Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:00, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников.
Задачи исследования:
Рассмотреть проблему развития коллективизма и коллективной направленности у детей младшего школьного возраста.
Изучить современные представления о сущности формирования гуманистических отношений младших школьников.
Экспериментально выявить возможности формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников
Введение
Глава I. Проблема формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников в теоретических исследованиях
1.1 Понятие о детском коллективе, основные направления его исследования
1.2 Формирование взаимоотношений со сверстниками в младшем школьном возрасте
1.3 Средства и условия формирования гуманистических отношений младших школьников
Глава II. Экспериментальное изучение возможностей формирования гуманистических отношений в коллективе у младших школьников
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список литературы
Приведем пример риторической минутки.
Бывают в жизни огорчения.
-Иногда не подумав,
можно обидеть небрежным
Проверка орфограмм в отрывке из сказки А.Н. Толстого «Буратино и Сверчок».
Беседа над ситуацией.
- А в вашей жизни вы всегда думаете, прежде чем сказать что-либо обидное, грубое?
- Как вы исправляете свои ошибки?
На доске появляется карточка с пословицей
От худого слова - да навек ссора.
-Как вы понимаете эту пословицу?
Воспитание вежливости может происходить в форме физкульминутки:
Дети встают в круг и, перекидывая друг другу мяч, говорят вежливые слова.
Воспитывать вежливость
можно и на уроке ознакомления
со словарем. При этом можно
также решать и задачи
Урок толерантности русского языка
Цели урока: Повышение уровня самостоятельности и творческой активности учащихся. Развитие умений пользоваться словарями. Воспитание уважения к одноклассникам, терпимости к чужому мнению. Приобщение к культуре.
Описание урока
Этап урока |
Действия учителя и учащихся |
Организационный момент |
Учитель: Добрый день, ребята! Начинаем нетрадиционный урок русского языка - урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Сегодня мы продолжим знакомство с секретами богини красноречия. |
Речевая разминка |
На доске написана скороговорка: “Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”. Учитель предлагает ученикам прочитать скороговорку хором, но вполголоса. А сейчас вы прочитаете эту скороговорку, но уже немного по-другому и с разной интонацией: Какой усердный ученик! (Восторженно) Какой неаккуратный ученик! (С осуждением) Почему щеки в чернилах? (С удивлением) |
Сообщение темы и целей урока |
Учитель: Ребята! Вы не задумывались, сколько слов в русском языке? В русском языке более 500 тысяч слов. Наверно нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: “Не тот образованный человек, кто много знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на свой вопрос”. Сегодня мы узнаем, что “хранятся” слова в словарях, которые: помогают правильно писать; говорят об истории их создания; расширяют кругозор пытливого читателя; приобщают к культуре народа. Учитывая то, какую помощь оказывают словари, я так и назвала тему нашего урока “Незаменимые помощники - словари”. |
Чтение темы
с переменой логического |
Учитель предлагает ученикам прочитать тему урока с перемещением логического ударения, выделяя голосом слова. Учитель: Внимательно слушайте вопросы! Чем являются для нас словари? - Незаменимые помощники - словари. Какие помощники словари? - Незаменимые помощники - словари. Что является для нас незаменимыми помощниками? - Незаменимые помощники - словари. |
Учитель: Но чтобы найти в словаре нужное слово, необходимо знать и выполнять следующие правила: Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке. Статья о каждом слове написана в научном стиле. Цель статьи - сообщить точную информацию о слове. | |
Письменная работа учащихся - минутка чистописания |
Запись в рабочих тетрадях даты проведения урока. Учитель: Ребята, взгляните на тему сегодняшней минутки чистописания. На доске: … Найдите закономерности написания каждой группы символов и продолжите работу до конца строчки. Ученики выполняют этот вид письменной работы. |
Вхождение в тему урока |
Учитель: Неспроста
буква “т” повторяется нескольк Учитель вывешивает на доску первую страничку устного журнала: “Какого роду племени: ТОЛЕРАНТНОСТЬ, МИГРАНТ, КОМПЛИМЕНТ ?” |
Работа со словарем иностранных слов |
Ученик - помощник учителя на этом уроке выступает в роли словаря иностранных слов: “Я - словарь иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении иностранного незнакомого слова, а также сведения о его происхождении. Авторы словаря Одинцов, Иванов, Смолицкая, Голанова, Васильев”. Учитель: Ребята! Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Найдите слово “толерантность” в словаре и объясните его значение и происхождение. Идет работа в микрогруппах. Учащиеся ищут слово и узнают, что это слово по своей этимологии (происхождению) латинское и означает - терпение, терпимость. Учитель предлагает ученикам записать в тетрадях слово толерантность и объяснение этого слова: ТОЛЕРАНТНОСТЬ (в переводе с латинского языка) - терпимость, терпение к чужому мнению, культуре, религии. |
Стихопауза с комментариями |
Учитель читает стихотворение Кешова А.П. “Мне больно, мальчики”. Последнее четверостишие записано на доске, его дети читают самостоятельно, интонацией обозначая логическое ударение: Но обидным словом друг Рану мне нанес когда-то, Стало очень больно вдруг… Больно и сейчас ребята. Беседа по содержанию стихотворения: Чем нанес рану друг этого мальчика? Почему ему больно и сейчас? Оцените дружбу этих двух мальчиков? Как вы понимаете дружбу? А как вы относитесь к новым одноклассникам, которые приезжают к нам из других республик и стран? Затем идет запись четверостишья в тетради и попутный комментарий - объяснение орфограмм. |
Продолжение работы со словарем иностранных слов |
Работа со словом “МИГРАНТ” (с латинского - переселяющийся, миграция - перемена мест жительства ). А как вы думаете, тяжело таким людям привыкать к новому месту жительства? Находить себе новых друзей? А как мы можем поддержать таких людей? Ученики отвечают, что поддержать можно не только одеждой, продуктами, другими вещами, но также добрым словом, уважением, дружбой. Работа со словом “КОМПЛИМЕНТ” (с французского - лестные, приятные слова). Учитель: Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес комплименты? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение и частичку своего сердца. Давайте сыграем в игру “Комплимент”. |
Игровая пауза |
Учитель предлагает ребятам стать в круг. Дает первому ученику сердечко и говорит комплимент. Ученик, получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Принявший комплимент должен поблагодарить вас и передать следующему. Комплименты можно говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение дружить. |
Музыкальная шкатулка |
Ученики слушают песню Булата Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты”. Учитель: Прочитайте вслух высказывание В. Бокова и следуйте этому примеру всю свою жизнь: Следуйте
хорошему примеру - Ученики читают высказывание. Учитель: А мы закрываем первую страницу нашего устного журнала. |
Работа со словарем антонимов |
Второй ученик - помощник учителя выступает в роли словаря антонимов: “Я - словарь антонимов. В языке антонимов отражена противоположность существования в жизни. Мы спрашиваем “Это хорошо или плохо?”, “Еще рано или уже поздно?”. В словаре представлено 2000 антонимических пар. В словаре статья дает объяснение значений каждого члена пары, приводит пример употребления антонимов из литературных произведений. Автор словаря - Львов”. Учитель вывешивает на доску вторую страничку устного журнала: “МИНУС - ПЛЮС, ОГОНЬ - ВОДА, ДЕРЗКИЙ 0 ОСТОРОЖНЫЙ. ВСЕ АНТОНИМЫ ВСЕГДА ПРОТИВОПОЛОЖНЫ”. Подберите антоним к слову “добро”. Идет работа со словарем в парах. |
Игровая пауза |
Учитель объясняет правила игры “Магнит”: - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру “Магнит”. А что вы знаете о магните? Ученики сообщают, что у магнита есть два полюса, один из которых притягивает, а другой отталкивает. Учитель: Не правда ли, наш магнит также является примером антонимов? Я предлагаю вам выбрать из записанных на доске слов слова добрые и хорошие и слова, прямо противоположные им по смыслу. Запишите эти слова в своих тетрадях в две колонки: “Левая сторона” - хорошие слова, а “Правая сторона” - антонимы словам из левой половинки. На доске записаны случайным образом следующие слова: ленивый, любить, грубо, жадный, ласково, ненавидеть, трудолюбивый, щедрый. |
Экскурсия в музей словарей |
Готовясь к уроку, учитель предварительно в классе готовит выставку всевозможных словарей. Сейчас он предлагает ученикам посмотреть, какие собраны словари: - Мы познакомились
только с двумя словарями. А
посмотрите, сколько их пришло
к нам на выставку в класс!
Прочитайте высказывание “Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке!” |
Подведение итогов урока |
Учитель: Я полностью согласна со словами Анатоля Франса. А вы, ребята? И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Но надо еще и уметь ими пользоваться. Работу со словарями вы продолжите в библиотеке, при подготовке не только к русскому языку, но и к другим предметам. Главное, чтобы вы уважали язык не только своего, но и любого другого народа. - Спасибо за активное участие и работу на уроке! |
Таким образом, уроки русского языка являются важным средством воспитания вежливости у младших школьников, поскольку тематика уроков, речевой материал и форма построения урока предоставляет широкие возможности учителю для включения разнообразных форм работы по воспитанию речевого этикета.
Вывод по II главе
Анализ характера
В ходе изучения реального состояния педагогической практики мы выявили, что обучение вежливости на уроках русского языка в начальной школе происходит, но оно не является систематическим и целенаправленным, учителя в школе, если материал учебника соответствует задаче формирования речевого этикета, используют эти возможности в игровой форме, драматизациях, инсценировках, диалогах. В основном же обучение вежливости в большей степени присутствует на уроках чтения, особенно внеклассного и во внеурочных формах работы.
Эти данные подтвердили результаты анкетирования учителей начальных классов, которые подтвердили, что обучение речевым этикетным нормам возникает только при соответствующем содержании и тематической направленности учебных текстов и упражнений, но они считают, что, несмотря на это, младшие школьники нуждаются в целенаправленном обучении вежливости, а уроки русского языка предоставляют широкие возможности в обучении вежливости младших школьников, поэтому в дальнейшем большинство из них планирует использоваться возможности данного предмета в обучении вежливости.
Изучение уровня владения нормами вежливости учащихя начальной школы показало, что уровень владения нормами речевого этикета учащихся начальной школы от года к году повышается, но мы видим, что учащиеся первого класса еще слабо владеют нормами речевого этикета в общении. Учащиеся четвертого класса в достаточной степени владеют нормами вежливости, но при целенаправленной работе по обучению вежливости эти результаты могли быть были выше.
Поэтому далее мы рассмотрели возможности обучения вежливости на уроках русского языка, начиная с первого года обучения. Анализ методических аспектов урока русского языка показал, что уроки русского языка являются важным средством воспитания вежливости у младших школьников, поскольку тематика уроков, речевой материал и форма построения урока предоставляет широкие возможности учителю для включения разнообразных форм работы по воспитанию речевого этикета.
Таким образом, гипотеза о том, что формирование гуманистических отношений младших школьников возможно при организации специальных условий по обучению речевому этикету, подтвердилась.
Итак, в психологической науке коллективизм нашел свое обоснование в теоретических представлениях о направленности личности. Система преобладающих мотивов поведения дает нам представление о направленности личности.
Наиболее полно характеризуют человека мотивы, в которых выражено его отношение к самому себе и к коллективу, обществу. мы говорим о личной, эгоистической направленности, во втором — о направленности общественной, коллективистической.
Коллективистическую направленности
рассматривают сегодня как инте
На пути формирования коллективистической направленности у младшего школьника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).
В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации, о которых речь впереди. Речевой этикет во многом способствует культуре общения.
Мы выявили, что основная задача учителя при обучении школьников ведению этикетного диалога состоит не столько в том, чтобы дать ребенку как можно больше теоретических сведений, сколько в том, чтобы развить в нем потребность в соблюдении норм вежливости в любой ситуации.
В ходе изучения реального состояния педагогической практики мы выявили, что обучение вежливости на уроках русского языка в начальной школе происходит, но оно не является систематическим и целенаправленным, учителя в школе, если материал учебника соответствует задаче формирования речевого этикета, используют эти возможности в игровой форме, драматизациях, инсценировках, диалогах. Обучение вежливости в начальной школе в большей степени присутствует на уроках чтения, особенно внеклассного и во внеурочных формах работы.
Эти данные подтвердили результаты анкетирования учителей начальных классов. Подтвердилось, что обучение речевым этикетным нормам возникает только при соответствующем содержании и тематической направленности учебных текстов и упражнений. Учителя при этом считают, что младшие школьники нуждаются в целенаправленном обучении вежливости, а уроки русского языка предоставляют широкие возможности в обучении вежливости младших школьников, поэтому в дальнейшем большинство планирует использовать возможности данного предмета в обучении вежливости.
Изучение уровня владения нормами вежливости учащихя начальной школы показало, что уровень владения нормами речевого этикета учащихся начальной школы от года к году повышается, но мы видим, что учащиеся первого класса еще слабо владеют нормами речевого этикета в общении. Учащиеся четвертого класса в достаточной степени владеют нормами вежливости, но при целенаправленной работе по обучению вежливости эти результаты могли быть были выше.
Поэтому мы рассмотрели возможности обучения вежливости на уроках русского языка, начиная с первого года обучения. Анализ методических аспектов урока русского языка показал, что уроки русского языка являются важным средством воспитания вежливости у младших школьников, поскольку тематика уроков, речевой материал и форма построения урока предоставляет широкие возможности учителю для включения разнообразных форм работы по воспитанию речевого этикета.
Следовательно, гипотеза подтвердилась
Информация о работе Формирование гуманистических отношений в коллективе у младших школьников