Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:36, реферат
Цель исследования – изучение особенностей формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Объект исследования – представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Гипотеза исследования: работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать: - возрастные и индивидуальные особенности детей; - создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников; - систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста…………………………………………………….6
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»………………6
1.2. Возрастные особенности формирования здорового образа
дошкольников……………………………………………………………....10
1.3. Задачи, содержание и формы организации ознакомления дошкольников
с основами здорового образа жизни……………………………………...14
2. Организация работы по формированию здорового образа жизни
дошкольников в дошкольном учреждении……………………………….23
2.1. Состояние работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни
дошкольников……………………………………………………………….23
2.2. Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей
старшей группы……………………………………………………………..29
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………40
14. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 98 с.
15. Мартыненко, А.В. Формирование
здорового образа жизни
16. Маханева, М. Новые
подходы к организации
17. Нежина, Н.В. Охрана
здоровья детей дошкольного
18. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О.Пичугина. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 384 с.
19. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель : АСТ : Транзиткнига, 2006. – 479 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Развитие мышления ребенка / С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1946. – 421с.
21. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
22. Стожарова, М.Ю. Формирование
психологического здоровья
23. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. – М. : Гардарики, 2007. – 183 с.
24. Шаповаленко, И.В.
Возрастная психология (Психология
развития и возрастная
25. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П.Юрко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с.
26. Юматова, А.В. Формирование
здорового образа жизни
Анализ состояния здоровья детей МБДОУ № 3 «Аленушка»
Год |
2010 |
2011 |
2012 | |
Количество детей |
210 |
210 |
210 | |
Количество осмотренных |
210 |
177 |
210 | |
% осмотренных |
100% |
84,3% |
100% | |
Количество детей с отклонениями в здоровье |
114(54%) |
48(23%) |
27 (13%) | |
Количество детей на диспансерном учете |
21 |
17 |
17 | |
Нарушение зрения |
5 |
8 |
5 | |
Нарушения слуха |
1 |
- |
- | |
Дефект речи |
31 |
32 |
45 | |
Плоскостопие |
17 |
- |
- | |
Нарушение осанки |
28 |
2 |
1 | |
Аллергопатология |
13 |
2 |
6 | |
Нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы |
10 |
5 |
5 | |
ЛОР-заболевания |
3 |
1 |
1 | |
Нарушение со стороны мочеполовой системы, пиелонефрит |
1 |
1 |
1 | |
ЧБД |
21 |
16 |
25 | |
ЗПР |
10 |
12 |
12 | |
Анемия |
4 |
- |
- | |
Бронхиальная астма |
4 |
2 |
2 | |
Рецедивный бронхит |
- |
- |
- | |
R- манту |
100% |
84,3% |
100% | |
Группы здоровья |
1 группа |
96 |
113 |
121 |
2 группа |
93 |
56 |
71 | |
3 группа |
20 |
8 |
13 | |
4 группа |
1 |
- |
5 | |
Физическое развитие |
Среднее |
114 |
90 |
120 |
Ниже среднего |
40 |
19 |
22 | |
Выше среднего |
30 |
37 |
28 | |
Высокое |
20 |
21 |
34 | |
Низкое |
6 |
10 |
6 |
Приложение 2
План реализации годовых задач по формированию основ здорового образа жизни у воспитанников МБДОУ №3 «Аленушка»
Формы организации |
Тематика мероприятия |
Срок проведения |
Ответственный | |
| ||||
Консультации |
«Организация здоровьесбе- «Социальное здоровье детей» «Игра – среда здоровьесбере-жения» «Игры-экспериментирования в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесбере-гающей деятельности» «Влияние музыки на здоровье детей» «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы» |
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь Ноябрь
Январь
Январь |
Ст. воспитатель Кадырова Т.А. Инструктор по ф/в Конькова А.В Медработники Воспитатель Ниязова М.Н. Воспитатель Камалова А.И. Воспитатель Хорошева Н.Г. Муз.руководитель Файзуллина И.А. Инструктор по ф/в Конькова А.В. | |
Тематическая проверка |
«Организация работы по здоровьюсбережению в ДОУ» |
Январь |
комиссия | |
Взаимопроверка |
«Организация подвижных игр на прогулках» |
Январь |
Воспитатели ДОУ | |
Семинар-практикум |
«Охрана и укрепление здоровья детей» |
Декабрь |
Ст.воспитатель Кадырова Т.А., воспитатели групп | |
Медико-педагогическое совещание |
- «Адаптация ребенка к условиям
детского сада» |
Август
Декабрь |
Старший воспитатель Воспитатель Авзалова И.Г. | |
ППК №2 |
|
Декабрь |
Специалисты, воспитатели коррекционных групп | |
Педагогический совет №3 |
«Создание здоровьесберегающего пространства» |
Январь |
педколлектив | |
Сотрудничество с родителями |
Собрания, консультации по предупреждению различных заболеваний, папки-передвижки, Консультация: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей», газета «Дружная семейка», анкета по вопросу приобщения детей к ЗОЖ |
В теч. года |
Имамова Л.А., воспитатели групп | |
Работа методического кабинета |
Проведение мониторинга развития и мониторинга ос-воения образовательных об-ластей «Здоровье», «Физиче-ская культура». Редактирование
критериев мониторинга в Пополнение папки с подвижными играми Проведение «Недели здоровья» |
Сентябрь
В течение года
Январь |
Инструктор по ф/в Конькова А.В. Ст.воспитатель Кадырова Т.А. Воспитатели ДОУ Инструктор по ф/в Конькова А.В., воспитатели |
Приложение 3
Вопросы беседы с детьми старшей группы
1. Что нужно делать для того, чтобы быть здоровым?
2. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?
3. Знаешь ли ты, что такое «полезные привычки»?
4. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?
5.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?
6. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
7. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?
План экспериментальной работы по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы №5
№ |
Месяц |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
1.
2.
3.
4. |
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь |
Занятие «Страна волшебная – здоровье» Цель: Дать детям общее предс-тавление о здоровье как цен-ности, о которой необходимо постоянно заботится.Воспиты- вать желание заботиться о своем здоровье. Развивать воображе-ние и умение отображать свой замысел в рисунке. Беседа «Ядовитые грибы и ягоды» Цель: Познакомить детей с рас-тениями и грибами, опасными для жизни, рассказать, чем они опасны и о внешних отличите-льных признаках таких расте-ний и грибов. Занятие «С утра до вечера» Цель: Познакомить детей с рас- порядком дня. Показать
важно-сть соблюдения режима в укре-плении
здоровья каждого чело-века.Закрепить
понятие о значи-мости режима
дня. Воспитать желание Игра-занятие «Микробы и бактерии» Цель: рассказать о влиянии ми-кробов и бактерий на здоровье. Воспитать желание заботиться о своем здоровье, закрепить гигиенические навыки |
Консультация: Здоровый малыш»
Выставка «Игры и игрушки, направлен-ные на укрепление здоровья ребенка» |
5.
6.
|
Октябрь
Октябрь
|
Занятие «Красота тела и души» Цель: Научить детей эстети-ческому восприятию человече-ского тела. Показать значимость здорового образа жизни каждо-го из нас. Раскрыть важность одного из аспектов здоровья – духовной красоты. Воспитывать желание быть нравственно и физиически красивым. Развив-ать фантазию, умение отобра-жать задуманное в рисунке. Занятие «Витамины на нашем столе» Цель: Познакомить с разно-образием ягод и овощей, рас-сказать об их полезности, пока-зать способы сохранения витаминов. |
Круглый стол: «Игра – средство здоровьес-бережения ребенка»
Консультация: «Современные техно-логии сохранения и стимулирования здо-ровья»
Выпуск газеты «Дружная семейка» |
7.
8.
9. |
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь |
Занятие «Будем стройные и красивые» Цель: Объяснить детям, какое значение имеет формирование правильной осанки для здоро-вья. Показать приемы и упраж-нения по формированию прави-льной осанки. Воспитывать же-лание быть красивым и здоро-вым. Занятие «Чтоб свои родные зуб-ки мог ты дольше сохранить». Цель: Познакомить детей с пра-вилами ухода за зубами. Объяс-нить детям необходимость пос-тоянного ухода за ними. Вос-питывать желание иметь краси-вые и здоровые зубы Спортивно-театрализованное за-нятие «Богатырский праздник» Цель: закрепить навыки
эмоц-иионального |
Консультация: «Как уберечь ребенка от травм»
Родительское собрание «Растим детей здоровыми, кра-сивыми, жизнерадост-ными. |
Приложение 5
Конспект занятия в старшей группе № 5
Тема: «Чтоб свои родные зубки мог ты дальше сохранить»
Программное содержание:
- Познакомить детей с правилами ухода за зубами;
- Объяснить детям необходимость постоянного ухода за ними;
- Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы
Методические приемы: загадывание загадки, использование наглядности, рассказ воспитателя, вопросы к детям, показ педагогом действий.
Материал: картинка с изображением здорового и больного зуба, зеркало на каждого ребенка, картинки с изображением последовательности действий при чистке зубов, зубные щетки на каждого ребенка,.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова эмаль, стоматолог, кариес, зубная щетка.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о необходимости чистить зубы и ополаскивать рот после еды, рассматривание иллюстраций, экскурсия в стоматологический кабинет.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, которую придумал К.Чуковский. Послушайте:
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей,
И мясо и хлеб - всю добычу мою,
Я с радостью белым зверям отдаю.
Как вы думаете, о чем эта загадка? Правильно! Белые звери - это зубы. Хорошо пережевывать может тот человек, у которого здоровые зубы.
Зубы покрыты эмалью. Она очень твердая. Но если за зубами плохо ухаживать, то этот твердый материал может не выдержать. В зубах тогда появляются дырки - кариес. Посмотрите на картинку - слева изображен здоровый зуб, а справа - больной. Скажите, чем они отличаются?
Ребята, сейчас я каждому из вас дам по зеркалу. Посмотрите, все ли ваши зубы здоровы, или есть и больные? Ребята, а что нужно делать, если есть больные зубы? Если вы обнаружили на своем зубе даже маленькую дырочку, нужно скорее идти к врачу. Если зубы лечить своевременно, то и боли при лечении не будете совсем чувствовать. А сейчас мы с вами проведем оздоровительную минутку (предлагает выйти детям на середину групповой комнаты и построиться друг за другом)
1. |
Предлагаю вам, ребята, Я пробраться в зимний лес |
Обычная ходьба. |
2. |
Там еще не спят зайчата, Там сугробы до небес |
Ходьба с высоким подниманием колена |
3. |
Зимний лес такой дремучий, И мороз такой колючий |
Дети растирают щеки и потирают руки |
4. |
От
мороза убежим скорее |
Легкий бег Выполняют мягкие пружинки |
Информация о работе Формирование здорового образа жизни у дошкольников