Формирование информационной культуры младших школьников на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач, стоящих перед современной начальной школой является задача формирования у ребенка развитие устойчивого интереса к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этой задачи обусловлено требованием времени: современный выпускник школы должен быть готов к тому, что ему предстоит учиться на протяжении всей жизни, т.к. в настоящее время поток информации огромен, знания быстро устаревают, их необходимо обновлять, пополнять, совершенствовать. Основы этого закладываются в начальной школе. В настоящее время на первый план выступает задача сохранения в «человеке информационном» «человека понимающего», способного к самостоятельному творчеству и полноценному развитию. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит системе образования, перестройка которого должна обеспечить подготовку личности с развитой информационной культурой.

Содержание

Введение
Возможность формирования информационной культуры в начальной школе
1.1 Понятие информационная культура
1.2 Формирование информационной культуры на уроках информатики во 2 классе

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Шестера 20 04 2011.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

                                           Министерство образования и науки  Республики Казахстан

                                    Казахский Национальный Педагогический  университет имени Абая

 

                                       Кафедра педагогики, дошкольного и начального образования

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Курсовая работа по педагогике

 

 

 

 

 

 

 

 

       На  тему: « Формирование информационной  культуры младших школьников  на уроках информатики »

 

                                 по специальности 050102 – « Педагогика  и методика начального обучения  »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Алмата 2011

 

 

                                           Министерство образования и науки Республики Казахстан

                                    Казахский Национальный Педагогический  университет имени Абая

 

 

 

 

 

                « Формирование информационной  культуры младших школьников  на уроках информатики »

 

                                                              Курсовая работа по педагогике

                                

 

                                 по специальности 050102 – « Педагогика  и методика начального обучения  »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Алмата 2011

 

                                                            Содержание

Введение

  1. Возможность формирования информационной культуры в начальной школе

            1.1 Понятие информационная культура

            1.2 Формирование информационной культуры на уроках информатики во 2 классе

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Введение

Актуальность исследования. Одной  из  важнейших задач,   стоящих перед современной начальной школой является задача формирования у ребенка развитие  устойчивого  интереса  к  учебе,  к знаниям и потребность  в  их  самостоятельном  поиске.  Решение  этой  задачи обусловлено требованием времени: современный выпускник школы должен быть готов к тому, что ему предстоит учиться на протяжении всей жизни, т.к. в настоящее время поток информации огромен, знания быстро устаревают, их необходимо обновлять, пополнять, совершенствовать. Основы этого закладываются в начальной школе. В настоящее время на первый план выступает задача сохранения в «человеке информационном» «человека понимающего», способного к самостоятельному творчеству и полноценному развитию. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит системе образования, перестройка которого должна обеспечить подготовку личности с развитой информационной культурой. Теоретико-методологические аспекты формирования информационной культуры личности рассматривались в трудах С.Г. Антоновой, Е.П. Велихова, А.П. Ершова, Н.Б. Зиновьевой, М.П. Лапчика, Н.В. Макаровой, Е.Л. Медведевой, В.А. Минкиной, В.А. Монахова, К.Р. Овчинниковой, Э.Л., Семенюка и др.Важные педагогические аспекты формирования информационной культуры освещены в работах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, В.В. Васильева, Б.С. Гершунского, Е.В. Данильчука, В.Г. Кинелева, Е.И. Машбица, В.Л. Матро-сова, И.Ф. Харламова и др.Задача развития информационной культуры неразрывно связана с процессом информатизации образования, сущность которой раскрыта в работах С.А.Абрамова, Г.А. Бордовского, Я.А. Ваграменко, А.А. Вербицкого, А.Г. Гейн, В.М. Глушкова, С.Г. Григорьева, Ю.И. Дегтярева, A.M. Довгяло, В.П. Дьяконова, В.Г. Житомирского, В.А. Извозчикова, Г.М. Коджаспировой, А.С. Кондратьева, А.А. Кузнецова, Ч. Куписевича, А.Г. Кушниренко, С.С. Лаврова, В.В. Лаптева, В.С.Леднёва, С. Пейперта, Ю.А. Первина, К.В. Петрова, В.Г. Разумовского, И.В. Роберт, И.А. Румянцева, А.Я. Савельева, Б.Я. Советова и др.Решающим фактором информатизации образования выступает компьютеризация обучения, с которой связываются надежды на выход образовательных систем в качественно новое состояние (И.Н. Антипова, Е.А. Африна, Л.П. Бабенко, О.Ю. Бахтина, Д.А. Богданова, Л.В. Верник, Р. Вильяме, В.А. Каймин, К. Клейман, Е.Ю. Комиссарова, М.А. Лейбовский, Д.Ш. Магрос, Е.Д. Маргулис, Ю.О. Овакимян, Е.С. Полат, Л.Н. Проколиченко, A.M. Слуцкий, А.Д. Симак, М.Л. Смульсон, Дж. Хартли и др.).Психологические аспекты использования компьютеров в образовании рассмотрены в исследованиях Т.В. Габай, Т. Гергея, В.В. Давыдова, Б.Ф. Ломова, В.Я. Ляудис, Е.И. Машбица, В.В. Рубцова, Н.Ф. Талызиной, O.K. Тихомирова, Н.А. Шаламова и др.Особую значимость задача формирования информационной культуры обретает в начальной школе как важном этапе познавательного развития личности. Введение в начальные классы пропедевтического курса информатики, а также начавшийся процесс компьютеризации начальной школы создают реальные предпосылки для её решения (Е.В. Баранова, В.А. Буцик, А.В. Горячев, И.А. Донина, Н.С. Жуйкова, О.А. Завьялова, И.И. Игнатович, А.А. Кузнецов, А. Кэй А.А. Меньшакова, Ю.А. Первин, Л.Б. Переверзев, И.В. Пахомова, С. Пейперт, О.Л. Русаковой, Б. Сендов, А.А. Узденова, Н.Н. Ускова, У. Фюрцайг и др.).

Между тем процесс информационной подготовки младших школьников далек от совершенства, а его продвижение требует разрешения ряда важных противоречий. Главное концептуальное противоречие, на наш взгляд, состоит в том, что задача формирования информационной культуры имеет общепедагогический статус и требует комплексного подхода к её решению в школе, а фактически реализация этой задачи сводится к узкому информационно- техническому формату и зачастую ограничивается введением в начальные классы курса информатики.

 Анализ практики информатизации  начальной школы обнажает ряд  противоречий между:

- задачей развития гармоничной личности в условиях информатизации обучения и односторонне интеллектуалистской ориентацией существующих курсов информационной подготовки;

- необходимостью более ранней и углубленной информационной подготовки школьников и низкой информационной компетентностью учителя начальных классов, который до сих пор не рассматривается как ведущий субъект информатизации начального образования;

- обучающими и развивающими возможностями компьютеризации обучения и их недостаточным использованием в практике начального образования;

- применением компьютера в качестве  средства обучения и недостаточной  психолого-педагогической обоснованностью  компьютерных программ;

- утвердившейся в школе объяснительно-иллюстративной парадигмой и её педагогической несостоятельностью в условиях применения компьютерных технологий в обучении;

- присущим учителю стремлением полностью контролировать учебную информацию и необходимостью раскрепощения информационного пространства, перевода ученика в позицию субъекта информационной деятельности.

В дидактическом плане главным препятствием в формировании информационной культуры школьника выступает дисциплинарная модель обучения, которая не способна в полной мере ответить на задачи информационной подготовки. Таким образом, существующие противоречия в практике педагогической работы в начальной школе обусловили обращение к теме исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каким образом может быть обеспечено формирование основ информационной культуры младших школьников в образовательном процессе?

Цель исследования: поиск путей эффективного формирования основ информационной культуры младших школьников в обучении информатике в начальных классах.

Объект исследования – процесс обучения информатике в начальных классах.

Предмет исследования — особенности формирования основ информационной культуры младших школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы формирования информационной культуры учащихся начальной школы.
  2. Раскрыть возможности  формирования информационной культуры учащихся начальной школы на уроках информатики.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Информационная культура младшего школьника есть качественное ди 
    намическое образование личности, характеризующее его как субъекта информа 
    ционной деятельности. Успешность формирования информационной культуры 
    младшего школьника определяется тем, в какой мере педагогический процесс в начальной школе способствует переводу ученика в позицию субъекта учебной 
    деятельности, складывающейся как деятельность информационно- познаватель 
    ная.
  2. Информационная культура младшего школьника характеризуется такими качествами как: алгоритмическая культура мышления;; структурность и операционность мышления; ориентационная гибкость мышления; умение планировать познавательные действия и строить информационные модели; умение вести поиск и обработку информации. Данные качества могут рассматриваться как критерии уровня развития информационной культуры. Формирование информационной культуры младшего школьника основы 
    вается на двух компонентах - развитие системно-информационной картины мира и информационно-технологической компетентности. Первый компонент полагает 
    наличие целостных, теоретических знаний, способности обобщать и абстрагировать информацию. Второй компонент означает овладение элементарными умениями самостоятельно обрабатывать, организовывать, моделировать информацию  с применением информационных технологий, в том числе компьютера.

Структура работы:  курсовая работа состоит из введения, двух глав одного раздела, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Возможность формирования информационной культуры в начальной школе

 

        1. Понятие информационная культура

Основы информационной культуры авторы: Е.К. Балафанов, Г.С. Кабулова, С.Т. Мухамметжанова и др. издательство «Аруна», 2004 г. это в литературу, сделать ссылку.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к простому накоплению материальных ценностей. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе будет производиться и потребляться интеллект, знания, что приведет к увеличению доли умственного труда. От человека жизнь потребует способности к творчеству, возрастет спрос на знания. Ученые считают, что в информационном обществе процесс информатизации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).В мире формируется громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Существующий информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ИКТ в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией.

Информатизация общества - это организованный социально-экономический и научно-технический процесс по созданию оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования различных информационных ресурсов.

Основы информационной культуры

При информатизации общества основное внимание уделяется уже комплексу мер, направленных на обеспечение наиболее полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного для всех знаний во всех видах человеческой деятельности.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, образами, идеями, интеллектом, знаниями. Если рассматривать человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы.

Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно самостоятельно осваивать, накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Исходя из вышесказанного, следует: вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, глобальный характер процессов информатизации, значительные темпы роста ИКТ - все эти факторы дают основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая является элементом общей культуры человечества. Ее основой становятся знания об информационной среде, законов ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.

В настоящее время существует большое количество определений информационной культуры, но мы рассмотрим два наиболее известные:

- информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие национальных культур, их соединение в общий опыт человечества;

- информационная культура в узком смысле - это оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представления их заинтересованному потребителю для решения

Основы информационной культуры

теоретических и практических задач, механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации, а также развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий.

"Основы информационной культуры" - это интегрированная учебная дисциплина, сочетающая в неразрывном единстве успехи традиционной культуры с культурой новой цивилизации, базирующихся на достижениях ИКТ. Учебно-методический комплекс направлен на формирование базовых понятий информатики; развитие системного, логического и объектно-ориентированного мышления; языка (коммуникации) с целью лучшего понимания информационной картины мира. деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер .Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры (ИК) , которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению  ученых , информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. Понятие «Информационная культура» базируется на двух фундаментальных понятиях: информация и культура. Исходя из этого, ряд исследователей предлагают выделить «культурологический» и «информационный» подходы к трактовке этого понятия. В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества. В рамках информационного подхода большинство исследователей С.А. Бешенков, А.П. Ершов, А.А.Кузнецов, Н.В.Макарова, Е.А. Ракитина и др. подразумевают совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения и анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. В последнее время усиливается тенденция к целостному рассмотрению информационной культуры личности с позиций интеграции её информационной и культурологической компонент. Вследствие этого информационная культура рассматривается как одна из граней общечеловеческой культуры, связанная с социальной природой человека и являющаяся продуктом его разнообразных творческих способностей.В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю,   можно рассматривать на трех уровнях:

Информация о работе Формирование информационной культуры младших школьников на уроках информатики