Формирование информационной культуры младших школьников на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач, стоящих перед современной начальной школой является задача формирования у ребенка развитие устойчивого интереса к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этой задачи обусловлено требованием времени: современный выпускник школы должен быть готов к тому, что ему предстоит учиться на протяжении всей жизни, т.к. в настоящее время поток информации огромен, знания быстро устаревают, их необходимо обновлять, пополнять, совершенствовать. Основы этого закладываются в начальной школе. В настоящее время на первый план выступает задача сохранения в «человеке информационном» «человека понимающего», способного к самостоятельному творчеству и полноценному развитию. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит системе образования, перестройка которого должна обеспечить подготовку личности с развитой информационной культурой.

Содержание

Введение
Возможность формирования информационной культуры в начальной школе
1.1 Понятие информационная культура
1.2 Формирование информационной культуры на уроках информатики во 2 классе

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Шестера 20 04 2011.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Учащиеся должны знать:

  • правила   поведения   и   технику   безопасности   в   кабинете информатики;
  • основные упражнения для снятия зрительного напряжения;
  • основные устройства компьютера;
  • назначение клавиатуры и манипулятора "мышь";
  • смысл понятия: "объект", "свойства объектов";
  • понятие об информации и ее видах;
  • представление об источниках и приемниках информации;
  • представление о кодировании информации;
  • значение     и     смысл     последовательности     и     действий последовательности;
  • понятие "множество";
  • некоторые понятия алгебры логики: высказывания, истина, ложь, отрицание;
  • графические и информационные модели;
  • первоначальные   представления   об   алгоритмах:   линейных, разветвляющихся, циклических;
  • понятия: "исполнитель", "среда", "система команд исполнителя";
  • возможности графического редактора.

Учащиеся должны уметь:

• рассказать правила поведения и технику безопасности в кабинете информатики;

• выполнять   основные   упражнения   для   снятия   зрительного напряжения;

• объяснять назначение основных устройств компьютера;

• пользоваться клавиатурой для набора простейшего текста;

• пользоваться манипулятором "мышь";

• приводить примеры объектов и определять их свойства, такие как форма, цвет, состав, одинаковые и противоположные признаки;

• различать виды информации;

• рассказать об источниках и приемниках информации;

• кодировать информацию с помощью кодовой таблицы;

• приводить примеры последовательностей;

• выделять множество объектов по указанному признаку;

• составлять истинные и ложные высказывания;

• определять графические и информационные модели;

• исполнять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы;

• составлять алгоритм заданному исполнителю с помощью системы команд исполнителя;

• пользоваться инструментами графического редактора

Такой подход позволяет привести уровень формирования информационной культуры учащихся  в соответствие с требованиями информационного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Заключение

 

 

Посмотрите 2 заключения, по их подобию сделайте. Вера, то, что красным – удалить, голубым, то что я правила.

Заключение

В дипломной работе рассмотрено одно из возможных направлений совершенствования методики использования тестовых заданий для контроля математических умений и навыков у младших школьников.

Теоретический анализ проблемы нашего исследования и проведенная опытно-педагогическая работа показали, что тестирование является одним из основных средств контроля и проверки знаний, умений учащихся по математике. Контроль  знаний и умений учащихся, являющийся неотъемлемой частью учебного процесса, подразделяется на предварительный, текущий, тематический, итоговый. Практика показывает, что тестовые задания могут обеспечить все виды контроля.

Результаты теоретического исследования, а также анализ проведенной опытно-педагогической работы позволили сформулировать следующие выводы и рекомендации:

  • В целях обеспечения предварительного контроля используются входные тесты. Проверка успеваемости проводится главным образом в форме текущего контроля, тестовые задания для которого охватывают все важнейшие элементы знаний и умений за 2-3 урока. Тематические тестовые задания охватывают систему уроков, составляющих определенную тему учебной программы. Для тематического тестового контроля лучше всего использовать готовые тестовые задания, разработанные профессионалами службы педагогического тестирования, т.к. проверяется усвоение не отдельных элементов, а понимание системы, объединяющей эти элементы. Систематизация и обобщение учебного материала происходит в конце каждой четверти и учебного года. Именно на этом этапе дидактического процесса с высокой эффективностью  используются итоговые тесты-задания, которые должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
  • При использовании тестовых заданий в процессе контроля знаний и умений учащихся необходимо руководствоваться следующими нравственными нормами тестирования:

- Выбор теста и его  использование в работе со  школьниками должно быть основано  на гуманных ценностях, а также  на точной информации о том, что данный вид теста может  проверить, а чего не может;

- При проведении тестов  и их анализе предполагается, что тестируемый правдив и  объективен;

- Надо осторожно интерпретировать  итоги тестирования, помня, что любой  тест говорит о результате  успеваемости ученика только  на данный момент.

  • При тестировании учащихся учителю необходимо создать определенные условия.

1. Во время тестирования создайте школьникам возможность почувствовать себя легко и комфортно.

2. Не создавайте волнения тем, что вы делаете из теста самое важное событие учебного года.

3. Расслабьтесь сами, убедитесь, что в аудитории тихо.

4. Не давайте списывать, наблюдайте за всем классом.  Не увлекайтесь бумажной работой во время тестирования.

5. Помните, что никакие баллы не совершены.

 

Приведенные результаты исследования, разработанная система тестов и методика их использования могут применяться учителями в практике обучения математике младших школьников, а также преподавателями педагогических вузов и колледжей при подготовке будущих учителей начальных классов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В дипломной работе  рассмотрены возможности направлений использования различных методов обучения для формирования умений решать задачи у младших школьников. Установлено, что в обучении математики младших школьников имеется ряд дополнительных возможностей сочетания различных методов обучения.

     На наш взгляд, методика обучения должна быть направлена на всестороннее развитие и формирование умений решать задачи.

     Необходимо и далее разрабатывать и усовершенствовать приемы и методы сочетания различных методов обучения на уроках математики.

     Анализируя проделанную работу можно сделать ряд выводов:

Нам удалось достичь основной цели данного исследования - составить ряд  методических приемов и задач, включенных в обычные программные уроки.

Анализ учебного материала, предшествующий практической части работы, позволил структурировать отобранный материал наиболее логичным и приемлемым способом, в соответствии с целями исследования.

Результатом проведенной работы являются несколько методических рекомендаций к курсу математики.

4. В целях совершенствования преподавания математики целесообразна дальнейшая разработка новых методик использования нестандартных задач.

5. Систематически использовать на уроках не только эвристические задачи, но и различные задания способствующие формированию у учащихся познавательного интереса и самостоятельности.

6.  Целесообразно использование на уроках задач на сообразительность.

7. Учитывать индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя  задания различного типа.

     Таким образом, работа  над путями и условиями реализации  сочетания различных методов  обучения дело важное и необходимое. Поиск новых путей активизации  творческой деятельности школьников является одной из неотложных задач современной  педагогики и методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Список литературы

  1. Основы информационной культуры авторы: Е.К. Балафанов, Г.С. Кабулова, С.Т. Мухамметжанова и др. издательство «Аруна», 2004 г
  2. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова: Учебно-методическое пособие. - М., 2002.
  3. Кашурникова Татьяна Михайловна Роль библиографического компонента в структуре информационной культуры личности учащихся // http://1.emissia.peterhost.ru/offline/2006/1096.htm
  4. Полякова Т.И.  Формирование информационной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга // http://ibc-appo.narod.ru/magaz.htm#zac5
  5. Руководство самообразованием школьников: Из опыта работы / Ред.-сост. Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин. - М., 1983.
  6. 7. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности /Н.Крук // Школьная библиотека.-2001.-№8.-С.16-22.
  7. Формирование информационной культуры школьников: Программа и результаты исследования// Школьная библиотека.-2000.-№5.-С.27-31.
  8. Игнатович, И. Формирование элементов информационной культуры у старших дошкольников [Текст]/ И. Игнатович // Дошкольное воспитание. - 1998.-№12. - C. 16-18.
  9. Збаровская, Н.  Формирование информационной культуры школьника : электронные технологии / Н. Збаровская // Библиотека в школе (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №23. - С. 21 - 24.
  10. Завьялова, О.А.  Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников / О. А. Завьялова // Начальная школа. - 2005. - №11. - С.120 - 126.
  11. Зверева, М.И.   Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся [Текст] / М. И. Зверева// Педагогика. - 2005.-№8. - С.45-50.
  12. Громова, О.  Информационная культура школьников [Текст] :проблемы и поиск решений / О. Громова// Народное образование . - 2009. - № 1. - С. 199-206.
  13. Громова, О.  Развитие информационной культуры школьников [Текст]: подходы и возможные методики / О. Громова// Народное образование . - 2009. - № 2. - С. 164-168.
  14. Марданова, Е. У.  Формирование навыков использования информационной среды [Текст] / Е. У. Марданова// Начальная школа . - 2009. - № 4. - С. 21-24.
  15. Бершадский, М.  Информационная компетентность [Текст] / М. Бершадский// Народное образование . - 2009. - № 4. - С. 139-144.
  16. Ермаков, Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся [Текст] / Д. Ермаков// Народное образование . - 2009. - № 4. - С. 158-16
  17. Казанцева, В.   Информационная культура личности [Текст] / В. Казанцева// Высшее образование в России. - 2008. - № 12. - С. 134-136.

Информация о работе Формирование информационной культуры младших школьников на уроках информатики