Формирование исследовательских умений и навыков студентов техникума на занятиях по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 15:25, реферат

Краткое описание

В соответствии с вышесказанным, целью данного реферата является определение роли информационных технологий в формировании исследовательских умений и навыков студентов техникума.
В ходе ее достижения решаются задачи:
рассмотреть характерные черты исследовательского обучения и дать определения исследовательским умениям и навыкам;
рассмотреть возможности использования информационных технологий для исследовательского подхода в обучении студентов техникума.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из задач современного образовательного процесса является подготовка специалиста, востребованного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией.

Для современного общества явно недостаточно только усвоения определенной суммы знаний по различным дисциплинам. Развитие у студентов самостоятельности и способности к самоорганизации, коммуникабельности и толерантности, формирование исследовательских умений и навыков – основная цель образования. Ведь именно исследовательские умения и навыки необходимы современному специалисту, чтобы эффективно работать в быстро меняющемся мире.

Уровень подготовленности специалиста к научно-исследовательской деятельности зависит от того, как сформированы у него исследовательские умения. Без систематического, непрерывного формирования исследовательских умений всех студентов невозможно выполнение требований, заявленных Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Профессиональное учебное заведение должно обеспечить подготовку специалистов, которые  смогут адаптироваться к условиям и требованиям  рынка труда, использовать новые технические разработки, применять свои  творческие способности, исследовательские умения и навыки. Эти умения не возникают сами собой – их необходимо формировать и развивать в ходе выполнения специально подобранных заданий и тренингов.

Важность и необходимость развития исследовательского  подхода в обучении рассматривали Н.Г. Алексеев, А.С. Обухов, А.И. Савенков, Т.А. Файн, И.Д. Чечель и другие. Предложенная ими методика позволяет использовать исследовательский подход в обучении и организовать исследовательскую деятельность студентов.

В контексте юношеской исследовательской деятельности особый смысл приобретают современные информационные технологии. Обучая подростков теоретико-методическим основам исследовательской деятельности, формируя у них соответствующие умения и навыки, не менее важно вооружить их современными средствами сбора информации, эффективно их используя.

Ситуация складывается таким образом, что к специалистам любой области предъявляются все более жесткие требования по умению работать на персональном компьютере, практическому использованию информационных технологий. Целый ряд исследований сегодня показывает, что готовность специалиста во многом определяется умением использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Период использования информационных технологий составляет 2-3 года. На смену им приходят новые, которые специалист должен осваивать. В этих условиях возрастает роль образования, создающего научные основы, базу для усвоения новых технологий.

В соответствии с вышесказанным, целью данного реферата является определение роли информационных технологий в формировании  исследовательских умений и навыков студентов техникума.

В ходе ее достижения решаются задачи:

  • рассмотреть характерные черты исследовательского обучения и  дать определения исследовательским умениям и навыкам;
  • рассмотреть возможности использования информационных технологий для исследовательского подхода в обучении студентов техникума.

Необходимо отметить, что проблема исследовательской деятельности студентов как один из аспектов профессиональной подготовки недостаточно освещена в научной и методической литературе. Вместе с тем наблюдается активизация интереса к этой теме, нашедшей отражение в многочисленных научных статьях и журнальных публикациях.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Целью процессов, направленных на получение среднего профессионального образования, является достижение такого уровня индивида и формирования личности, который обеспечивает его  активную социальную позицию и успешную интеллектуальную профессиональную деятельность. Особую значимость сегодня приобретает исследовательское обучение, которое выступает фактором саморазвития, самоопределения студента, оказывает существенное влияние на личностно профессиональное становление специалиста. Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу студентов, придав ей исследовательский, творческий характер и, таким образом,  передать учащимся инициативу в организации познавательной деятельности.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры [14 с. 2].

 В исследовательском обучении исследование выступает не просто набором методов и приемов учения, а является его содержанием и смыслом. У учащегося, таким образом, формируется представление об исследовании не просто как о наборе частных когнитивных инструментов, позволяющих продуктивно решать познавательные задачи, а как о ведущем способе контакта с окружающим миром и даже шире – как стиле жизни. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментальное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска [12, с. 16-17].

Сущность исследовательского подхода к обучению состоит:

  • во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
  • в организации учебной и внеучебной поисково-творческой деятельности;
  • в актуализации внутрипредметных и межпредметных связей;
  • в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
  • в изменении характера взаимоотношений «преподаватель – студент – коллектив студентов» в сторону сотрудничества.

К фундаментальным идеям, на которых строится исследовательское обучение, могут быть отнесены следующие принципы:

  • ориентация на познавательные интересы учащегося. Исследование процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании;
  • свобода выбора и ответственность за собственное обучение. Только при условии его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности;
  • освоение знаний в единстве со способами их получения. Значимо освоение не только определённого объёма информации, но и самого пути получения нового знания на основе овладения способами его обнаружения;
  • опора на развитие умений самостоятельного поиска информации. Главная задача современного образования смещается с трансляции знаний на развитие у учащегося потребностей и способностей эти знания добывать;
  • студент не просто потребляет информацию, а сам порождает знание;
  • сочетание продуктивных и репродуктивных методов обучения. Далеко не всё, что следует освоить студенту, он должен открывать в ходе самостоятельного исследования. А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных.

Образовательная программа, выстроенная в соответствии с идеей исследовательского обучения, состоит из трех компонентов, а, следовательно, включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

  • Тренинг. Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.
  • Исследовательская практика. Поведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.
  • Мониторинг. Содержание и организация мероприятий, необходимых для оценки и управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)

В ходе тренинга развития исследовательских способностей студенты должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска [12, с 19].

ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Исследование (в широком смысле – как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.

Особую роль в развитии студентов играет исследовательская деятельность, непосредственно связанная с усвоением знаний, развитием креативности и мышления. Успешное решение стоящих перед преподавателем задач возможно посредством приобщения студентов к исследовательской деятельности и развития способности к ней в процессе обучения. У будущего специалиста нужно сформировать специальные умения и навыки, которые с опорой на знания будут оказывать существенную помощь в дальнейшей профессиональной деятельности.

Впервые исследовательские умения и навыки студентов были включены в структуру профессионально-педагогических умений А. И. Щербаковым и Н. В. Кузьминой. В психолого-педагогической науке вопрос о взаимоотношениях умений и навыков традиционно является дискуссионным. Наиболее острые споры ведутся по поводу приоритетности данных понятий, то есть что считать первичным – умения или навыки. Нам больше импонирует точка зрения, которая определяет формирование умений как способность выполнять определенные операции, реализуемая под контролем мышления и формирующаяся в результате упражнений. Навык же определяется как упрочившееся умение, доведенное до автоматизма и не нуждающееся в контроле мышления [19, с. 17].

Под исследовательскими знаниями  следует понимать специфические знания о проведении исследования и действии механизмов исследовательского поиска.

А. И. Савенков считает, что под общими исследовательскими умениями и навыками понимают следующее: умение видеть проблемы; умение использовать технику формулировки вопросов; умение формулировать исследовательские гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умения и навыки наблюдения; умения и навыки проведения эксперимента; умения делать выводы; умения и навыки работы с текстом; навык конспектирования; умения доказывать и защищать свои идеи.

Вполне вероятно, что представленный список не полон. Но можно утверждать, тем не менее, что его основные позиции отражают суть описываемых явлений, а возможные дополнения к нему носят лишь частный характер.

Важно понимать, что в современном мире исследовательские умения и навыки необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются в наше время в самых разных сферах жизни. Подготовка студента к исследовательской деятельности, обучение его исследовательским умениям и навыкам становится важнейшей задачей современного образования [14, с 4].

МЕТОДЫ В УСЛОВИЯХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Подготовка специалиста, способного мыслить творчески, самостоятельно применять решения в трудных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве – приоритетное направление в современном образовании. Достичь таких результатов возможно при помощи развивающих технологий. Ремесло преподавателя заключается в умении выбрать для себя оптимальный набор методов, средств и форм обучения, обеспечивающих эффективность учебного процесса, исходя из его целей и задач.

Использования только традиционных методов не может полностью обеспечить формирование исследовательских умений и навыков студентов. Целесообразно обращаться к таким приемам и методам, как технологии коллективного способа обучения, игры (интеллектуально-познавательные, развивающие, деловые, ролевые), исследования, работа с источниками, диспуты, выполнение развивающих комплексных заданий и лабораторно-практических работ. Преподаватель не должен быть только источником знания, он должен стать организатором процесса обучения, главная цель которого – формирование у студентов исследовательских умений и навыков.

Большинство абитуриентов, поступающих в техникум, характеризуются несформированностью творческого мышления и потребности к творческой интеллектуальной деятельности. Они не умеют работать с книгой, выделять главное, правильно фиксировать прочитанное и т.д.

Формирование исследовательских умений начинается еще в школьный период, когда ученики выполняют несложные лабораторные работы, решают творческие задачи, выполняют экспериментальные домашние задания исследовательского характера, занимаются проектной деятельностью, участвуют в различных конференциях, олимпиадах. Однако анализ показывает, что большинство первокурсников техникума обладают низким уровнем развития необходимых умений и навыков, но при этом имеют высокую мотивацию к исследовательской деятельности (поисковой активности), т.е. возникает необходимость проведения целенаправленной работы по формированию и развитию исследовательских умений и навыков.

Информация о работе Формирование исследовательских умений и навыков студентов техникума на занятиях по информатике