Формирование и развитие математического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:57, реферат

Краткое описание

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания, активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используется занимательный материал и с целью формированию представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение игр и упражнений.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

1. Основное назначение дидактических игр
и упражнений в обучении дошкольников математике……..……….5

2. Формирование интереса у дошкольников
на занятиях по математике………………………………………….....7

3. Примеры дидактических игр и упражнений………………..……..9

Заключение……………………………………………………………13

Литература…………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Referat.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад комбинированного вида №59 «Ягодка» города Тамбова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Формирование и развитие математического мышления у дошкольников через дидактические  игры и упражнения»

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Маркина Т.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов, 2010

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..3

 

1. Основное назначение дидактических  игр

и упражнений в обучении дошкольников математике……..……….5

 

2. Формирование интереса у дошкольников

на занятиях по математике………………………………………….....7

 

3. Примеры дидактических игр и упражнений………………..……..9

 

Заключение……………………………………………………………13

 

Литература…………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Задача, стоящая перед  педагогом дошкольного учреждения, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Роль игровых средств в современном обучении возрастает. Психологически доказано, что игровые упражнения помогают адаптироваться в учебном процессе и овладевать основами математики.

Дидактические игры и упражнения самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Обучающие игры - это вид деятельности, занимаясь которым, дети учатся. Это средство для расширения, углубления и закрепления знаний.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, принимать самостоятельные решения.

Взрослые зачастую спешат дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, которые они впитывают, как губка. Однако всегда ли это даёт ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребёнка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие воспитателей и родителей должно быть направлена на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.

Обучение математике детей  дошкольного возраста немыслимо  без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания, активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используется занимательный материал и с целью формированию представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение игр и упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основное назначение дидактических  игр

и упражнений в обучении дошкольников математике

 

Обучение математике детей  дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, разъяснений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных особенностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять их в других видах деятельности.

Используется занимательный  материал с целью формирования представлений, ознакомление с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны  в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В этом случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складываются положительные эмоциональные отношения к ней, что стимулирует мозговую активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать,- которая увлекает его.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими /действия в перекладывании, подборе / и мыслительными / обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения /. В ходе поиска, выдвижение гипотез, дети проявляют и догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания. При этом дошкольникам свойственно догадываться только с какой-то части решения, каком-то этапе. Момент появления догадки дети, как правило, не объясняют: Я подумал и решил "так надо сделать".

В процессе решения задач  на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер производимых проб. Из всего разнообразия производимого материала в дошкольном возрасте по математике наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлении. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Каждая из игр имеет  конкретную задачу совершенствования математических представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

В формировании у детей  математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи / найти, догадаться /, неожиданностью преподнесения её от имени какого-либо литературного, сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

 

 

 

 

 

 

 

2. Формирование интереса у дошкольников на занятиях по математике

 

При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной игровой и учебно-познавательной линии.

Сказочные герои только помогают удержать и направлять внимание детей на решение  познавательных задач. Игры используются для повышения умственной активности. Выполняя учебно-игровые задания, дети усваивают математические представления, упражняются в применении полученных знаний и способов деятельности. Успех ребенка во многом зависит от его желания учиться, познавать. Цель воспитателя привить интерес к знаниям, опираясь на игровой материал. Можно утверждать, что учеба - это труд, основанный на воле, дисциплине и чувстве долга, но у дошкольника эти качества еще не сформированы. Как быть? Как заставить считать, читать? Призывами: «Надо учиться!»? Ремнем? Нет. Можно только игрой. Поэтому, играя, незаметно для себя дошкольники решают разного рода логические задачи, охотно преодолевают трудности при овладении знаниями, при этом активизируются умственная деятельность, концентрация внимания. Радость от игровой деятельности постепенно переходит в радость учения, когда учиться интересно, легко - и хочется учиться. Поэтому, чтобы дети достигли нужного результата на занятиях по математике, рекомендуется:

•       Для создания интереса на занятиях следует использовать игровые сказочные  сюжеты.  Приходят различные  гости сказочные, дети отправляются в путешествие, в сказку, создаем мотивацию, то есть оказываем кому-то помощь, кому-то помогаем вернуться домой, кого-то учим правильно считать, называть.

Например:

«Буратино потерял золотой ключик».

«Гуси-лебеди украли Ванюшу».

«Учим Незнайку считать».

•   Для развития мышления дошкольников необходимо поставить проблему чаще через игровую цель.

Например:

«С какой целью мы отправляемся в путешествие?»

«Для чего нам надо попасть в лес к Бабе-Яге?»

  • Дети самостоятельно определяют поиск решения проблемы или совместно с воспитателем (партнерство).
  • Дети решают ряд проблем, которые стоят перед ними по порядку.
  • Для развития творческого мышления по ходу решения заданий детям давать самостоятельно высказывать свою мысль, не навязывать точку зрения взрослого, быть на равных с помощью проб и ошибок, искать решение, а воспитатель может только 
    подтолкнуть, задать вопрос, помочь решить данную проблему.
  • Для того чтобы дети самостоятельно думали, воспитатель использует такие приемы, как: ошибка педагога, загадка- ловушка, назови одним словом, закончи фразу.

Например:

«Решая   логическую   ошибку,   ребенок   исправит.»   Это   поднимает   их   духовно, эмоционально и приносит нужный результат.

•        Важным условием успешного обучения, чтобы каждый ребенок справился с   заданием,  получил  удовольствие,   необходимо осуществлять  индивидуальный, дифференцированный подход к детям. Например: давать детям индивидуальные карточки, перфокарты с разной степенью сложности и хвалить, поощрять каждого за его личные достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Примеры дидактических игр и упражнений

Психология мышления дошкольника  такова, что, обучение математике детей  дошкольного возраста, немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль математического материала определяется с учетом возрастных особенностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную способность детей, заинтересовывать математическим материалом, развивать мышление, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения. Но использовать занимательный материал в системе. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, которое ведет к результату. В том случае, если занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

1) Наиболее приемлемы в детском саду дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различии, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств решения программных задач. В младшей группе, особенно в начале года, занятия должны быть проведены в форме игры. 
Дидактические игры уместны в конце занятий с целью воспроизведения, закрепления ранее  изученного. В средней группе  можно использовать ряд упражнений на закрепление геометрических фигур.

Например. «Найди и назови».

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.

Ход игры.

На фланелеграфе в беспорядке геометрические фигуры, разные по размеру и цвету.

Вопрос.

Найди большой красный  треугольник.

Найди маленький квадрат.

Найди большой зеленый  кружок.

Нашедший фигуру, берет  ее себе.

2) Также используется для обучения математике в детском саду дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий. Задания даются от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения отличаются от дидактической игры по структуре, назначению. Назначение их - упражнять детей с целью выработки умения и навыков. Например, в старшей группе с целью упражнения детей в группировке геометрических фигур приводится упражнение «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку».

3) Немаловажную роль в обучении математике принадлежит занимательным, развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Решение нестандартных задач дошкольниками 
способствует формированию умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.

Известно, что игра, как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Игры математического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели - составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат - стимулирует активность доведения начатого дела до конца. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом. Рекомендую родителям использовать дома занимательные вопросы, логические концовки, загадки, стихи-шутки, загадки в стихотворной форме.

Информация о работе Формирование и развитие математического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения