Формирование и развитие математического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:57, реферат

Краткое описание

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания, активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используется занимательный материал и с целью формированию представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение игр и упражнений.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

1. Основное назначение дидактических игр
и упражнений в обучении дошкольников математике……..……….5

2. Формирование интереса у дошкольников
на занятиях по математике………………………………………….....7

3. Примеры дидактических игр и упражнений………………..……..9

Заключение……………………………………………………………13

Литература…………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Referat.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

1) Занимательные вопросы. Средний возраст. 
Например:

    • На дереве сидят четыре птицы: два воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
    • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
    • Два числа: 1 и 3. Быстро их сложи и ответ скажи.
    • Первый Назар шел на базар, второй Назар с базара. Какой Назар купил товар, какой шел без товара?
    • На столе лежали четыре яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?

2) Логические концовки.

Например:

    • Если два больше одного, то один... (меньше двух).
    • Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа ... (вышел позже Саши).
    • Если река глубже ручейка, то ручеек ... (мельче реки).
    • Если правая рука справа, то левая ... (слева).
    • Если стол выше стула, то стул ... (ниже стола).

3) Загадки занимательные.

Например:

    • Кто становится выше, когда садится? (Собака.)
    • Что становится легче, когда его надувают? (Шарик.)
    • На четырех ногах стою, ходить вовсе не могу. (Стол.)
    • Имеет четыре зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка.)
    • Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, трава).

4) Задачи в стихотворной форме.

Напрмер:

А) Ежик по лесу шел.

на обед грибы нашел:

два под березой,

один у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине?

Б) Под кустом у реки

жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

В) Подарил утятам ежик

восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

сколько было всех утят?

5) Стихи-шутки.

Например:

Плачет Ира, не унять,

очень грустно Ире:

стульев было ровно пять,

а теперь четыре.

Начал младший брат считать:

«Раз, два, три, четыре, пять.»

«Не реви!»,-

сказал малыш, -

«Ведь на пятом ты сидишь!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известны и часто применяемы в современной практике дошкольного воспитания. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно

включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

Дидактические игры оправдывают  себя в решении задач индивидуальной работы с детьми.

В комплексном подходе  к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению.

Решение разного рода нестандартных  задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мыслей, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Агаева Е.А., Брофман В.В., Булычева А.И.  «Что на свете 
    бывает?» Занимательные игры для детей от 3-х до 6-и лет.
  2. Баженова М.Н. «Веселая математика».
  3. Ерофеева Т.И., Новикова В.П.  «Дети у истоков математики». 
    Методика обучения математике.
  4. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н. «Математика для дошкольников».
  5. Колесникова Е.В. «Математика для дошкольников».
  6. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
  7. Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. «Математика от 3 до 6. Учебно- 
    методическое пособие для воспитателей детских садов.
  8. Носова Е.Н., Непомнящая Р.Н. «Логика и математика у 
    дошкольников».
  9. Соболевский P.P.  «Логические математические игры».
  10. Трутнев В.П. «Считай, смекай, отгадывай».
  11. Под ред. А.А. Столяра «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет.
  12. Программа «Радуга» под ред. Дороновой.



Информация о работе Формирование и развитие математического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения