Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение состояния краеведческих знаний младших школьников с ЗПР и определение возможностей их дальнейшего совершенствования в процессе внеклассной работы.
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы исследования.
2. Экспериментальное исследование состояния краеведческих знаний учащихся с ЗПР.
3. Разработка рекомендаций по формированию краеведческих знаний учащихся с ЗПР посредством внеклассной работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Состояние преподавания истории родного края
в специальной школе VII вида ……………………………………… 6
1.1. Понятие « краеведение». Его сущность и значение………………6
1.2. Особенности усвоения краеведческих знаний младшими
школьниками с ЗПР………………………………………………………19
1.3. Возможности осуществления внеклассной краеведческой работы
в специальной школе VII вида …………………………………………33
Глава 2. Исследование состояния краеведческих знаний младших
школьников с ЗПР ……………………………………………………..48
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……...48
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………...53
Глава 3. Возможности внеклассной работы в формировании
краеведческих знаний младших школьников с ЗПР……………….62
3.1. Цель, задачи и методики обучающего эксперимента…………….62
3.2. Состояние краеведческих знаний младших школьников
с ЗПР после специального обучения…………………………………...67
3.3. Методические рекомендации по формированию краеведческих
знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе………..73
Заключение………………………………………………………………78
Список литературы…………………………………………………….80
Приложение………………………………………………………………86

Вложенные файлы: 1 файл

формирование краеведческих знаний.doc

— 676.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса “Мой родной край”, необходимо использовать такие формы проведения занятий, как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.

Наряду с традиционными, в реализации программы используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо-туристические технологии, проектные технологии.

Программа “Мой родной край” предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, всего 34 часа.

Программа внеклассной работы

Тема 1: Введение (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Тема 2: “Мой край на карте Родины” (2 ч)

Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.  
Творческая работа “Загадочный мир названий”. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 3: “Я и моя семья” (3 ч)

Профессии моих родителей. (Дать выяснить учащимся кем работают их родители).

Творческий конкурс “Старая фотография рассказала…”

Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч)

Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.  
Проект - изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема 5: “Моя улица” (2 ч)

Экскурсии по улицам поселка Эммаусс. Учащиеся знакомятся с названиями улиц, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моего района”.

Тема 6: “Наша школа” (2 ч)

Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

Знаменитые выпускники (дети заранее получают творческие задания в группах), поисково–исследовательская работа.

Тема 7: “Моя малая Родина” (4 ч)

Экскурсия по поселку, микрорайону. 
Знакомство с историей поселка, архитектурные объекты старого Эммаусса, памятники.

Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.

Тема 8: “Природа нашего края” (6 ч)

Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Тверской области.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу. 
Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении).

Практические занятия:

а) разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

б) в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц; 
в) в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям); 
г) операция “Чистый двор”.

Тема 9: “Что дает наш край стране” (2 ч)

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история. 
Экскурсии на предприятия. 
Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.

Тема 10: “Наш край богат талантами” (2 ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Тема 11: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (4 ч)

Форма занятий: видеоурок, беседа.

События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. 
Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. 
Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. 
Экскурсия силами детей к местам боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”. 
Концерты для ветеранов войны.

Тема 12: “Красная книга родного края” (2 ч)

Учитель начальных классов проводит обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

Творческая работа - создание Красной книги микрорайона.

Учебный план

Тема

Количество часов

всего часов

теория

практика

экскурсии

массовые мероприятия

1. Введение

1

-

-

-

1

2. Мой край на карте Родины

1

1

-

-

2

3 .Я и моя семья

1

2

 

-

3

4. Дом, в котором я живу или  хотел бы жить

1

1

   

2

5. Моя улица

 

1

1

-

2

6. Наша школа

 

1

1

 

2

7. Моя малая Родина

-

2

2

 

4

8. Природа нашего края

3

3

 

-

6

9. Что дает наш край стране

 

1

1

-

2

10. Наш край богат талантами

 

1

1

 

2

11. Наш край в годы Великой  Отечественной войны

2

1

1

1

4

12. Красная книга родного края.

1

1

   

2

Всего часов:

11

15

7

1

34


 

Основные требования к знаниям и умениям

При изучении программы курса “Мой родной край” учащиеся должны знать:

- историю своей семьи; 
- иметь общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае;

- выполнять инструкции “поведение  на экскурсии”;

- иметь общее представление  о “следах времени”, об изменениях облика поселка;

- название своего поселка, его  основные достопримечательности;

- названия учреждений, их назначение;

- памятники великим людям;

- выполнять инструкции “движение  по поселку”;

- правила поведения на маршруте, соблюдения экологических норм;

- практические навыки исследовательской работы;

Учащиеся должны уметь:

- отвечать на вопросы учителя  по изучаемым темам;

- ориентироваться в ближайшем  окружении поселка;

- описывать достопримечательности  поселка Эммаусс по плану( с опорой на изображение или по представлению);

- правильно себя вести на  прогулках и экскурсиях по  поселку, району и по городу, при  посещении различных учреждений;

- уметь обратиться с вопросом  к незнакомым людям и поблагодарить  за ответ, помощь.

Приложения к программе.

Приложение 1. Занятие по теме: «Природа родного края»

Цель занятия: познакомить с разнообразием растительного и животного мира Тверской области;

Дидактический материал, используемый на занятии:

а) рисунки и репродукции растений и животных;

б) набор открыток «Зелёная аптека», «Лекарственные растения»;

в) экологические игры:

  • «Угадай по описанию животных»,
  • «Угадай по описанию деревья и кустарники»,
  • игра–лото «Редкие и исчезающие виды растений Тверской области».

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Знакомство с растительным и животным миром Тверской области:

а) деревья и кустарники (показ открыток, репродукций);

б) травянистые растения.

II. Растения, находящиеся под охраной закона.

С помощью открыток и репродукций ребята знакомятся с исчезающими растениями.

III. Проведение игр для закрепления пройденного материала.

а) Угадай по описанию растения и кустарник

1. Многолетнее травянистое растение  до 50 см высоты с одной или  несколькими цветочными стрелками. Листья широкояйцевидной формы, черешковые, составляют розетку. Мелкие невзрачные цветки собраны в цилиндрические колосья. Плод – коробочка. Размножается семенами. Используют в медицине при желудочных заболеваниях и в качестве отхаркивающего средства (подорожник).

2. Одно- или двулетнее травянистое  растение 10 – 40 см высоты. Стебли прямостоячие, простые или ветвистые. Листья очередные с крупными лировиднораздельными трилистниками; нижние – широкояйцевидные, черешковые, верхние – продолговатые, почти сидячие. Цветки одиночные. Верхние и боковые лепестки – сине-фиолетовые, нижний лепесток – всегда жёлтый. Плод – многосеменная коробочка. Цветёт с апреля до осени, плоды начинают созревать с июня. Размножается только семенами (фиалка трёхцветная (Иван-да-Марья)).

3. Многолетнее травянистое растение  до 60 – 100 (150) см высоты с длинным ползучим корневищем и мелкими зеленоватыми цветками, собранными в длинные ветвистые колосовидные соцветия. Стебель покрыт мелкими мягкими шипами. Цветёт с июня до октября; плоды созревают в июле – октябре. Используют в медицине листья, собранные в период цветения (май – сентябрь). В листьях содержатся: аскорбиновая кислота, каротин, витамин К, дубильные вещества, муравьиная кислота (крапива двудомная).

б) Игра – лото «Редкие и исчезающие растения Тверской области»

Учащимся раздаётся игровое поле. Педагог показывает открытку с изображением растений, дети находят такое же изображение на своём поле и закрывают картинку фишкой, при этом давая правильное название растению. Результаты подводятся по тому, кто быстрее и внимательнее закроет своё поле.

в) Угадай по описанию животных.

1. Хищный хитрый зверь с рыжеватым  пушистым мехом. Его можно встретить  во всех странах мира. Питается  птицами и мелкими зверьками (лиса).

2. Это крупное сильное дикое  животное обитает в лесах Европы, Северной Африки. Его тело покрыто грубой щетиной. Питается желудями, насекомыми, грызунами (кабан).

3. Лесной зверёк, распространенный  во многих странах. К зиме меняет  окраску меха с буро-серого  цвета на белый. Питается травой, листьями, древесной корой и корнями  растений (заяц-беляк).

4. Пушной зверёк с шелковистым  мехом. В нашей стране разводится  в заповедниках. По берегам рек  и озёр роет норы или строит  хатки. Питается корой осины, ивы, водными растениями (бобр).

5. Хищник семейства куньих. Распространён  в Европе и Азии. У нас в стране встречается повсюду. У него длинная блестящая шерсть, две чёрные полосы на голове. Живёт в норах. Уничтожает насекомых-вредителей, принося большую пользу сельскому хозяйству (барсук).

  1. Самый крупный зверь наших лесов. Питается орехами и ягодами, но иногда нападает на мелких животных. Разрывает муравейники и гнёзда диких пчёл (медведь).

IV. Подведение итогов занятия, поощрение самых активных.

2. Занятие «Краеведческий музей»

Цели занятия: познакомиться с музеем; создать представления о его экспозициях.

Занятие проводилось в краеведческом музее в форме экскурсии. Экскурсию проводит экскурсовод.

1.Напишите о своих  впечатлениях после посещения  музея.

…………………………………………………………………

………………………………………………………………….

2. Нарисуй экспонат, который  тебе больше всего понравился в музее.

Опиши его.

3. Напиши, какие экспонаты  ты хотел бы увидеть в нашем  музее. ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………

4. Напиши короткое сочинение  «Когда в музее полночь». Если  хочешь, проиллюстрируй его рисунками.

Занятие 8 . «Знакомимся с предприятиями поселка»

Цель занятия:

  • познакомиться с предприятиями поселка Эммаусс;

Беседа по дороге к месту экскурсии:

- Кто знает, какие предприятия  находятся в нашем поселке? (Заправка, СХТ (сельхозтехника); гараж, где стоят  автобусы).

Информация о работе Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе