Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение состояния краеведческих знаний младших школьников с ЗПР и определение возможностей их дальнейшего совершенствования в процессе внеклассной работы.
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы исследования.
2. Экспериментальное исследование состояния краеведческих знаний учащихся с ЗПР.
3. Разработка рекомендаций по формированию краеведческих знаний учащихся с ЗПР посредством внеклассной работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Состояние преподавания истории родного края
в специальной школе VII вида ……………………………………… 6
1.1. Понятие « краеведение». Его сущность и значение………………6
1.2. Особенности усвоения краеведческих знаний младшими
школьниками с ЗПР………………………………………………………19
1.3. Возможности осуществления внеклассной краеведческой работы
в специальной школе VII вида …………………………………………33
Глава 2. Исследование состояния краеведческих знаний младших
школьников с ЗПР ……………………………………………………..48
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……...48
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………...53
Глава 3. Возможности внеклассной работы в формировании
краеведческих знаний младших школьников с ЗПР……………….62
3.1. Цель, задачи и методики обучающего эксперимента…………….62
3.2. Состояние краеведческих знаний младших школьников
с ЗПР после специального обучения…………………………………...67
3.3. Методические рекомендации по формированию краеведческих
знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе………..73
Заключение………………………………………………………………78
Список литературы…………………………………………………….80
Приложение………………………………………………………………86

Вложенные файлы: 1 файл

формирование краеведческих знаний.doc

— 676.00 Кб (Скачать файл)

Обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении культурного наследия народов Российской Федерации и гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям, в том числе, естественно, к связанным с объектами культурного наследия. Сохранение всей палитры историко-культурных ценностей является залогом сохранения самобытности многонациональной культуры России перед лицом глобализационных тенденций нашего времени. Уместно здесь привести высказывание академика Д.С.Лихачёва: «От того, знает ли общество свою историю, зависит тот нравственный климат, в котором оно живет» (Лихачев 1985: 135). Познание, сохранение и приумножение многонационального культурного наследия России – одна из тех благородных идей, которые сегодня способны консолидировать наше общество.

Особое значение сохранения историко-культурного наследия заключается в воспитании у местного населения, особенно у молодёжи, чувства «малой родины», ответственности за судьбу своего села, города, укреплении чувства патриотизма и гордости за свою большую Родину. К сожалению, сегодня для большинства людей, земля, на которой они живут, известна значительно хуже, чем другие города, страны и континенты. История и природа места, где мы живем, его люди – все это остается вне активного информационного пространства. Поэтому многие люди, родившиеся или прожившие всю свою жизнь в том или ином городе или селе, практически ничего об этих местах не знают. Между тем, любой уголок страны (село, посёлок, малый город) отличается от других, внешне похожих, именно уникальностью своего историко-культурного и природного наследия.

Выявление уникальных черт истории, культуры и природы на таких территориях осуществляют, преимущественно, краеведы. Нередко краеведы осуществляют и подготовку выявленных объектов наследия для туристского использования: разработку экскурсионных программ и маршрутов, музеефикацию объектов, подготовку материалов для информационного обеспечения (путеводители, карты–схемы, словари, энциклопедические справочники и т.п.).

Таким образом, участие детей и молодёжи в краеведческой деятельности помогает значительно расширить и углубить знания, полученные при изучении предметов школьной программы, конкретизировать их. Следовательно, культурное и природное наследие, его изучение краеведческими средствами, становится важным элементом в структуре отечественной педагогики. Все педагоги отмечают воспитательное свойство наследия. Гражданские и патриотические чувства невозможно пробудить на основе абстракций. Только конкретное знание истории своего края, своего рода, жизни и деятельности земляков, их участия в ратных и трудовых свершениях формируют в подростках уважение к прошлому своей страны, пробуждают в них желания быть достойными славы земляков, продолжить традиции, внести свой вклад в историю и культуру родины (Маханева, Князева 2005: 32).

Важными объектами для развития краеведения являются музеи, в которых сохраняется и пропагандируется историко-культурное и природное наследие страны. Серьёзным резервом для перспективного развития музейной сети являются музеи, создаваемые краеведами на общественных началах. По данным Министерства образования РФ, в настоящее время в стране функционируют 4,8 тысяч школьных музеев, в которых собраны объекты местного наследия. Школьные музеи способствуют реализации задач обучения и воспитания школьников, пропаганде истории и культуры родного края среди местного населения (Жукова 2005: 24).

Вместе с тем, у государства ещё не сложилось чёткой программы действий в сфере развития краеведения. Это проявляется в недостаточном финансировании программ детского туризма, что отразилось на сокращении числа организованных путешествий и экскурсий школьников. Негативные тенденции проявляются в отношении к общественным музеям, в том числе и к школьным, число которых за последнее время заметно сократилось. В городе Санкт-Петербурге ликвидирован школьный музей Ольги Берггольц, музей генерала Д.М.Карбышева, музей защитников Волховского фронта и ряд других. В плачевном состоянии находится школьный музей «А музы не молчали», посвящённый истории культуры блокадного Ленинграда, в котором хранятся уникальные реликвии, являющиеся подлинными историческими и культурными ценностями. Гибель общественных музеев – не только прямой ущерб государству, но и моральный урон для местного населения, воспринимающего ликвидацию таких музеев как личную потерю, поскольку именно местные жители их создавали и пополняли ( Ермолаева 1994: 23).

Особенно важную роль играет организация краеведческого движения в связи с воспитанием школьников. Исследованием С.А. Жуковой установлено, что туристско-краеведческую образовательную деятельность осуществляют около 400 центров, станций юных туристов, туристских баз, а также многочисленные отделы туризма и краеведения, дома (дворцы) творчества детей и юношества. По данным государственной статистики, в 28 тысячах туристско-краеведческих объединений учреждений дополнительного образования регулярно занимаются 425 тысяч обучающихся. В походах, ежегодно организуемых этими учреждениями, участвуют более 1,6 миллионов детей, в экскурсиях – 3,3 млн. человек (Жукова 2005: 31).

В настоящее время школьное историческое краеведение достигло многого. Совершенствуются формы и методы работы по краеведению. Развитие и жизнеспособность школьного исторического краеведения определяются его особой ролью в учебно-воспитательном процессе.

Стратегия модернизации образования в России предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода. Так, в «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004: 14).  
При наличии разных концепций и учебных программ очень важно согласовать общие требования к подготовке учащихся: при завершении обучения в начальной школе все дети должны иметь одинаковый уровень краеведческого образования, поэтому необходимо иметь стандарт, в котором сформулированы общие требования к уровню подготовки учащихся, осваивающих разные программы краеведческих курсов. 
       В документе «Базисный учебный план» во всех регионах России устанавливаются часы регионального и школьного компонента, называются принципы обновления содержания образования, указываются основные содержательные линии. Это основания, но для практики реализации краеведения, особенно в условиях сельского поселения, этого явно не достаточно. В этих условиях педагог, реализующий курс краеведения в начальном звене, вынужден сам осваивать новые компетенции:  
• определять модель реализации краеведческого курса;  
• проектировать учебные программы, пособия, средства мониторинга результативности обучения;  
• проводить анализ результативности реализации краеведческого курса с учетом новых требований образовательного стандарта;  
• организовывать и проводить самоэкспертизу и экспертизу разработанных средств.

Например, Базисный учебный план Тверской области предполагает на краеведческие курсы до 1,5 часов в неделю во 2, 3, 4 классах. Область краеведения вычерчивается следующими тематическими линиями: история и культура Тверской области. Тем самым 20 % содержания обучения предусматривается в начальной школе на региональном материале. При условии, что курс «Окружающий мир» занимает временную нишу в 2 часа, а краеведение 1,5 часа в неделю, то становится актуальным вопрос об интеграции содержания федерального и регионального компонентов и выделении акцентов при проектировании содержания исторического аспекта краеведческих курсов (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004: 15).

Отбор содержания курса выстраивается на принципах:  
- краеведческом, локализованным в пространстве села и района;  
- научности, он реализуется в способах работы, которые предлагается освоить школьникам, подборе материалов для изучения, содержащих разные версии оценки событий, различные исторические источники: вещественные и письменные (учебные пособия, исследования, периодическая печать, мемуары);  
- соответствия возрастным возможностям учащихся; этот принцип реализуется в праве выбора учителем и учащимися уровня заданий, методике работы с предложенным содержанием с опорой на жизненный опыт учащихся, самостоятельном выборе учащимся вида и способа выполнения домашнего задания, деятельностной основе изучения курса.  
Основными критериями эффективности разрабатываемых курсов выделяют динамику личностного продвижения в определении стратегии коммуникативного поведения, достижение наиболее высоких показателей информационно-процессуальной грамотности по предметно–содержательным линиям. Подход в проектировании исторического аспекта краеведческого курса сводится и в настоящее время у большинства педагогов к тому, что необходимо развивать у детей «инстинкт местности»: умение сопоставлять со своей знакомой местностью изучаемый образовательный материал; педагогу важно уметь проводить ознакомление учащихся с климатом, флорой, фауной и хозяйственной жизнью своего села, района, города, края, знать «великих» людей своей местности (Пирожков 1996: 32).

В настоящее время существуют проблемы выбора модели изучения курсов краеведческой направленности (отдельный курс или курсы, интегрированное включение отдельных краеведческих тем в курс "Окружающий мир", включение краеведческой тематики во все предметы, которые изучает ученик, внеклассные факультативные занятия и т.д.), оснащения учебно-методическими комплектами учащихся по курсам краеведческой направленности; оценки результативности изучения курсов краеведения.

Таким образом, прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.

С конца ХХ века интерес к краеведению возрастает с особой силой. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и даёт те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. И здесь роль школы, новой школы, должна быть значительно расширена.

Начиная с 1990 г. разрабатывались и апробировались концепции краеведческого образования и соответствующие им программы учебных курсов, учебные пособия. Имеет место введение отдельного курса краеведения (он может изучаться факультативно). Широкое распространение и большую популярность имеет многообразная внеклассная историко-краеведческая работа. Написано и опубликовано немало работ и статей по опыту школьного исторического краеведения. Педагогическими коллективами учреждений образований накоплен интересный опыт в сфере воспитания детей, сложились определенные традиции, способствующие совершенствованию воспитательного процесса. Во многих школах организована совместная деятельность педагогов и школьников по возрождению, сохранению и развитию культурного, исторического наследия нашего народа, педагоги всё больше внимания уделяют подбору нравственных ориентиров учащихся на основе уважения к национальным традициям (Ермолаева 1999: 27).

Краеведческая работа в школах ведется под руководством учителей. При этом объем, содержание и формы этой работы зависят от возраста учащихся, их общего кругозора, уровня знаний и умений. Уже в первых классах учащиеся получают элементарные представления о своем родном крае, его природе и жизни людей. С введением курсов природоведения, истории, географии, биологии краеведческие знания учащихся обогащаются, поскольку материал этих предметов изучается в значительной степени на краеведческой основе. Вместе с развитием кругозора учащихся, их знаний и умений расширяются возможности для внеклассной краеведческой работы, повышается уровень самостоятельной работы школьников.

Формы внеклассной краеведческой работы разнообразны: кружки и общества, экскурсии, походы, вечера, конкурсы, олимпиады. Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов все большее значение приобретает поисковая и исследовательская деятельность, активизируется участие школьников в работе краеведческого кружка или музея. В некоторых школах стало традиционным проведение конференций по историко-патриотическому направлению, на которых делятся опытом, подводят итоги педагоги и учащиеся (Воробьев 1991: 43).

Работая по программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», отдел образования, Совет ветеранов войны и труда, педагогические коллективы школ разработали мероприятия по реализации этой программы. Особое внимание уделено мероприятиям, посвященным Дню Победы. В школах с целью формирования гражданско-патриотического сознания, привития любви к своей малой родине оформляют уголки боевой Славы, альбомы, витрины с музейными экспонатами (солдатские письма, награды, фронтовые газеты, фотографии и др.), которые собрали учащиеся в экскурсиях и походах. Материалы школьных музеев используются не только на уроках, но и на школьных и классных мероприятиях. Все это работает на воспитание подрастающего поколения (Волков 2005: 33).

Создавая воспитательную систему, многие педагогические коллективы основным направлением в работе выбрали краеведение. Работая по теме «Моя малая Родина», учащиеся школ совершают походы по родному краю, посещают исторические места, собирают богатый материал. В школах созданы: «Красная книга природы моего края», «Книга памяти», альбомы, карты, где отмечены исторические места округа, исчезнувшие деревни и т.д.

В целях изучения истории культуры края (обычаев, традиций, народных промыслов, архитектуры, живописи, музыкального и театрализованного искусства) учитель может использовать разнообразные формы: экскурсии в музеи, по городу; просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, встречи с деятелями литературы и искусства, выступления учащихся с докладами и т. д. Все это будет способствовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников, развитию кругозора (Зайцева 1998: 184).

      При грамотном преподавании заинтересованными педагогами краеведения можно достичь высоких результатов. Однако для этого необходима серьезная специальная подготовка учителей-краеведов, учителей начальных классов, дальнейшая работа по созданию учебно-методического комплекса. Актуальными до сих пор остаются слова историка-краеведа В.Ф. Помарнацкого о том, что именно благодаря творчеству учителей краеведения, их заинтересованности и самоотверженности, любви к родному краю большинство детей проявляют познавательный интерес к предмету, осваивают требования, предъявляемые образовательным стандартом (Помарнацкий 1973: 50).

Таким образом, организация краеведческой деятельности учащихся способствует решению больших и сложных задач нравственного, патриотического, толерантного воспитания подрастающего поколения. Школьное краеведение создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, формирования и развития общественных интересов учащихся.

 

1.2. Особенности усвоения  краеведческих знаний младшими 

школьниками с ЗПР

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, т.к. в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к обобщению, широкую «зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены к особой категории — детей с задержкой психического развития (ЗПР).

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. По мнению исследователей Т. А. Власовой, И.Ф. Марковской, М. Н. Фишман и др., основной причиной отставания являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга или недостаточная деятельность центральной нервной системы. Кроме того, дети, находящиеся в условиях социальной депривации, также страдают задержкой развития. Эмоциональная сфера таких детей крайне незрелая, часто демонстрируется инфальтивное поведение и мышление. Природа явления задержки психического развития заключается в патологическом запаздывании развития лобных долей головного мозга или функциональных расстройствах, связанных с деятельностью головного мозга. ЗПР проявляется: а) в снижении общего запаса знаний; б) в ограниченности представлений; в) в малой интеллектуальной целенаправленности.  
     При возникновении ЗПР значительную роль играют конституционные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и органическая недостаточность нервной системы.  
В работах К. С. Лебединской выделяются четыре основных варианта ЗПР: конституционального происхождения; соматогенного происхождения; психогенного происхождения; церебрально-органического генеза (Лебединская 2004: 55).

Информация о работе Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе