Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 14:31, доклад

Краткое описание

Цель работы.
Сформировать лексико-грамматический строй речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр
Основные задачи:
• практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
• формирование правильного произношения;
• подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;
• развитие навыков связной речи.

Вложенные файлы: 1 файл

05-21_Docum_1 (3).doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Актуальность работы.

Дошкольное образование на современном этапе реализации ФГОС представляет собой личностно-ориентированный процесс обучения, обеспечивающий развитие всех сторон личности обучаемого, раскрытие и реализацию его способностей. Развитие лексико-грамматического строя речи в дошкольном возрасте имеет исключительную практическую значимость для детей, и особенно для детей, имеющих нарушения речи, так как в повседневной жизни им постоянно приходится находиться и ориентироваться в мире людей, вещей, предметов.

Развитие лексико-грамматического строя речи в дошкольном возрасте имеет исключительную практическую значимость для детей. Процесс развития лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи осложняется специфическим характером их речевого недостатка. Вследствие чего возникает необходимость специальной логопедической работы с данной категорией детей. На логопедических занятиях организуется специальное обучение. При этом обучение выступает как средство познания окружающего мира, предметов, явлений, событий и, следовательно, протекает более успешно тогда, когда основывается на непосредственном наблюдении и изучении этих предметов, явлений и событий. Дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР) испытывают колоссальные трудности в оформлении грамматического строя речи, что нарушается в лексических затруднениях, ошибки связаннее со слабостью лексических дифференцировок, ошибки грамматического структурирования, связности, последовательности изложения, смысловые пропуски, нарушение синтаксической связи; бедность и однообразие используемых средств фразовой речи, пропуски слов;Формирование грамматически правильной речи старших дошкольников с ОНР необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к школьному обучению. Весь процесс школьного обучения построен таким образом, сто он совершенно не мыслим без грамотного, свободного владения ребёнком речи. Необходима интеграция комплексной коррекционно-развивающей работы в учебно-воспитательном процессе жизнедеятельности детей. Ребенок, не усвоивший лексико-грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности.

Цель работы.

Сформировать лексико-грамматический строй речи у дошкольников с общим недоразвитием речи  посредством дидактических игр

Основные задачи:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование правильного произношения;
  • подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;
  • развитие навыков связной речи.

Решение этой задачи предполагает:

  • формирование и развитие словаря;
  • формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания.

Теоретическое обоснование.

При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил. Существует множество авторских методик по развитию лексико-грамматических средств языка: Жуковой Н.С., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Шаховской С.Н., Худенко Е.Д., Филичевой Т.Б., Тумаковой Т.В. и др. Все эти методики разработаны с учётом программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами:

  • системности;
  • комплексности;
  • онтогенетического;
  • учёта патогенеза;

учёта индивидуальных особенностей

Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребёнок эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского языка.        Недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.    

В работах Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка, у детей с ОНР:

Это неправильное употребление:

-   окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;

-   падежных и родовых окончаний количественных числительных;

-   окончание глаголов в прошедшем времени;

-   предложно-падежных конструкций.

Нарушение синтаксической структуры предложения, выражается в пропуске   членов   предложения, неправильном   порядке   слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.

В свободной речи детей данного уровня преобладают простые нераспространенные предложения. Часто встречаются аграмматизмы. Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

1. Неправильное согласование числительных  с существительными:

2. Неправильное согласование прилагательных  с существительными:

3. Неправильное употребление глагола:

4. Нарушение согласований в числе:

5. Неправильное употребление падежных  окончаний:

6. Неправильное употребление предлогов, союзов (пропуски, замены, недоговаривание).

7. Многие дети нередко допускают  ошибки в словообразовании.

8. Большое число ошибок приходится на образование относительных  прилагательных.  

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед воспитателем группы для детей с ОНР. Ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения и формирования лексико-грамматических средств языка недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Здесь на помощь приходит воспитатель. В связи с этим  всю работу по формированию грамматически правильной речи в рамках одной лексической темы я  планирую как на специальных занятиях так и в процессе разнообразной практической деятельности (игровой, свободной, совместной, в ходе режимных моментов). Основной аспект ложится на игру и игровые упражнения. С целью развития речи в группе для работы с детьми, и для родителей создана картотека и рекомендации по проведению игр  в домашних условиях.

Сущность работы состоит в том, что формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приёмы, формы организации).

Для освоения морфологии и словообразования важны приёмы, стимулирующие языковые игры; для формирования синтаксиса первостепенное значение имеет создание положительной мотивации для развернутых высказываний. Формирование разных сторон грамматического строя языка дошкольника происходит не синхронно, соответственно обучение  должно проходить поэтапно.

При этом учитывается следующее:

- вся работа носит коррекционную  направленность;

- применяемый материал выбирается  в соответствии с особенностями  детей конкретной группы и  с постепенным усложнением;

- работа по каждому лексико-тематическому циклу не ограничивается периодом, указанном в годовом плане. в это время она носит лишь наиболее сконцентрированный и целенаправленный характер. Закрепление изученного материала, его усложнение, дифференциация осуществляется в течение всего последующего обучения.

- создать условия для полноценного  освоения грамматического строя  языка, прежде всего его системы, богатства синтаксических, морфологических  и словообразовательных средств  на основе развития и поощрения  самопроизвольной поисковой активности ребёнка в сфере грамматики.

Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций.  
         Овладение лексико-грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.  
          Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.  
          Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, многосторонне рассматривается в работах таких авторов, как М. М. Кольцова, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Д. Б. Эльконин и др. Процесс формирования лексико-грамматического строя речи у детей будет эффективным, за счет внедрения методов и приемов, направленных на анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений.

Использование игр и упражнений в коррекционной работе с детьми по формированию лексико-грамматического строя речи.

Известно, что игра ведущий вид деятельности и  как форма способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта, у ребенка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

Коррекционная работа  становится более эффективной при применении различных игр и упражнений  с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают материал. Чтобы вызвать у детей интерес к обучению,  использую различные пособия, настольно – печатные игры, игровые упражнения с использованием различных игрушек, игровые упражнения с использованием элементов речедвигательной ритмики, игровые упражнения с использованием музыкального сопровождения.

Работа строится с учетом принципа индивидуально-дифференцированного  подхода к детям, начального уровня их речевого развития и динамики усвоения предлагаемого материала.

Эффективность формирования грамматических навыков зависит от следующих условий:

- систематического проведения:

- размещения игр и упражнений  в порядке возрастающей сложности;

- подчиненности заданий выбранной  теме;

- вариативности упражнений. 

Игры и игровые упражнения с использованием картинок - помощников.

«Покажите ребёнку картинку, и он заговорит» - говорил  К.Д. Ушинский. Картинки-помощники незаменимые спутники в работе воспитателя группы компенсирующей направленности на любом этапе.  С картинками ребёнку становиться интересней и увлекательней, помогают скрасить однотипность упражнений применяемых в компенсирующей группе. Игра строится так, чтобы как можно больше слов проговорили дети. задача воспитателя превратить волшебную картинку в увлекательную историю или рассказ, чтобы ребёнок захотел поиграть и в процессе игры решаются поставленные коррекционные задачи. поэтому игры подбираются те, которые носят комплексный характер и в процессе коррекции происходит:

- укрепляется психологическая  база речи: память, восприятие, мышление, внимание;

- знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями;

- согласование прилагательных  с существительными разных родов;

- правильное употребление местоимений  «он, она, они»;

- образование формы родительного  падежа у существительных разных  родов и чисел;

- у детей закрепляется  навыки правильного согласования притяжательных местоимений «мой, моя, моё» с существительными разных родов единственного числа и существительными множественного числа; навык сравнения предметов по величине, форме, цвету и другим признакам.

- расширяется и обогащается  словарный запас.

Информация о работе Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр