Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить возможности дидактической игры в развитии лексической стороны речи у детей 4-го года жизни.
Объект исследования – лексическая сторона речи у детей.
Предметом исследования является процесс формирования лексической стороны речи у детей.
Задачи исследования :
Рассмотреть психолого-педагогические аспекты формирования лексической стороны речи детей дошкольного возраста
Изучить особенности развития речи младших дошкольников
Изучить содержание и методику использования дидактических игр и лексических упражнений в формировании словаря младших дошкольников

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

Роль педагога в организации и проведении дидактических игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Таким образом, игра должна являться школой такой  деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное.

Считая возможным развитие словарного запаса детей дошкольного возраста в ходе применения дидактических игр, экспериментальное исследование было посвящено выявлению эффективности применения дидактических игр.

Так как уровень развития словарного запаса у детей повысился, из этого следует, что дидактические игры подобранные и использованные нами в ходе коррекционной работы оправдали поставленные цели и задачи. Гипотеза исследования была доказана в ходе исследования.

 

 

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Арушанова А.Г., Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя детей. Методическое пособие для воспитателей.2-е изд. испр. и доп.- М.: «Мозаика - Синтез»,2004.-296с.
  3. Ашикова С. Г. Совместная с детьми творческая деятельность // Ребенок в детском саду. — 2001. — № 2—3.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2002.
  5. Ветчинкина Т.В., Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. – 2009. - №3. – С.14-15.
  6. Громова О. Е. Стандартизация нормы речевого развития: исследование начального детского лексикона в логопедии // Логопедия XXI века: Мат. симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006). - СПб., 2006.
  7. Громова О.Е, Методика формирования начального лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003 – 176. С.54.
  8. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сера, 2004.
  9. Дошкольная логопедическая служба: Из опыта работы/ Под ред. О.А. Степановой. – ТЦ Сфера, 2006. – с. 123.
  10. Клюева Н. В. Общение. Дети 5 – 7 лет. – 2-е изд., перераб. и доп / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.
  11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 416 с.
  12. Колунова Л. Ушакова О. Работа со словом в процессе развития речи дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - №9
  13. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с. 26-34
  14. Куликовская Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / -М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. -94 с.
  15. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у детей. – Санкт – Петербург: Издательство «Союз» 2001г. 220 с.
  16. Логопедия. Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических высших учебных заведений /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской –М: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
  17. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
  18. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом язычке. – Ростов Н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002.
  19. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Изд. 5-е. – ростов на Дону: Феникс, 2006
  20. Родовская Н.А. Занятия по развитию речи // Ребенок в детском саду. – 2004. -№2
  21. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова Н.А. Современный русский язык: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Рольф; Айрис – пресс, 2001. 448с.
  22. Сековец Л.С., Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. - М.: АРКТИ, 2006. -368 с.
  23. Семихватская С.В. Диагностика речевого развития учащихся начальных классов: Учеб.-метод. пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 77с.
  24. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003.
  25. Ткаченко Т.А., Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи. / Т.А. Ткаченко, М.: Эксмо, 2005 - 134с.
  26. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей // Дошкольное воспитание. – 1988 - №4
  27. Ушакова О.С. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1998 -№9
  28. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 2001
  29. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2004. – С. 180-181, 196-199
  30. Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 256 с.
  31. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
  32. Цаплина О.В., Речевая готовность ребёнка к школе.// Детский сад от А до Я.№2 2005.-с.84.
  33. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений.- М.:ТЦ Сфера, 2005. – с.60.
  34. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 
  35. Шохор-Троцкая М. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас // Наука и жизнь, 2006, №8, с.39-43.

 

1 Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2 Клюева Н. В. Общение. Дети 5 – 7 лет. – 2-е изд., перераб. и доп / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.

3 Громова О.Е, Методика формирования начального лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003 – 176. С.54.

4 Громова О.Е, Методика формирования начального лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003 – 176

5 Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у детей. – Санкт – Петербург: Издательство «Союз» 2001г. 220 с.

6 Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова Н.А. Современный русский язык: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Рольф; Айрис – пресс, 2001. 448с.

7 Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у детей. – Санкт – Петербург: Издательство «Союз» 2001г. 220 с.

8 Логопедия. Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических высших учебных заведений /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской –М: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

9 Громова О.Е, Методика формирования начального лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176с.

10 Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.

11 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопндическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сера, 2004.

12 Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 256 с.

13 Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений.- М.:ТЦ Сфера, 2005. – с.60.

14 Дошкольная логопедическая служба: Из опыта работы/ Под ред. О.А. Степановой. – ТЦ Сфера, 2006. – с. 123.

15 Цаплина О.В., Речевая готовность ребёнка к школе.// Детский сад от А до Я.№2 2005.-с.84.

16 Семихватская С.В. Диагностика речевого развития учащихся начальных классов: Учеб.-метод. пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 77с.

17 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2002.

18 Ткаченко Т.А., Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи. / Т.А. Ткаченко, М.: Эксмо, 2005 - 134с.

19 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 416 с.

20 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 416 с.

21 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2002.

22 Куликовская Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / -М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. -94 с.

18Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом язычке. – Ростов Н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002.

 


Информация о работе Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни