Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:54, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности формирования морфологической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста (3 года).
Для конкретизации цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы формирования морфологической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста;
2. Дать характеристику навыков употребления грамматических форм детьми;
3. Рассмотреть игры и упражнения направленные на формирование морфологической стороны речи у младших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….3
Глава I. Теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста………….………………………….………………6
1.1. Задачи и содержание развития речи………………….……..……….6
1.2. Особенности формирования грамматического строя речи………..11
1.3. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи..…...............................................................................................................20
1.4. Содержание работы по развитию морфологической стороны речи……………………………………………………………………………….23
Выводы по I главе……………………………………………………………….27
Глава II. Опытно-практическая работа по формированию морфологической стороны речи у младших дошкольников..…………………………………..28
2.1. Организация и методы исследования……………………………….28
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..29
Выводы по II главе..……………………………………………………….…….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……..………………………………………………………..40
Описанным выше методам аналогичен по своему характеру метод сюжетного дидактического рассказа, содержащего трудные словоформы. При повторном рассказывании педагога дети заканчивают предложения, вставляют по его указанию пропущенные слова (индивидуально или хором). Примером может служить фрагмент из рассказа «Спорщики».
«Сейчас еще раз послушайте рассказ про двух братьев, - говорит педагог, - но теперь вы мне будете помогать, подсказывать слова там, где я остановлюсь. Жили два брата, такие спорщики! Что ни дает им мама - поделить не могут. Сварила мама какао. Один закричал: «Какао ... (мое)!» А другой ему наперекор: «Мое, не дам тебе этого ... (какао)!» Налила мама каждому по стакану сладкого ... (какао). И спорить стало не о чем.
На другой день мама поставила на стол полнехонький кофейник. Спорщики опять за свое: «Кофе ... (мой), это мне мама сварила кофе!» И стали расхваливать его (индивидуальные ответы с места): «Сладкий, душистый, горячий». Мама говорит: «Этот кофе общий». И налила три чашки ... (кофе) [30, с.62].
Во всех группах проводятся дидактические игры, в том числе сюжетно-дидактические, с участием ведущего игрового персонажа, например «Мишка, сделай!» - игра на закрепление глагольных форм; «Чего (кого) не стало?» - на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Для игры «Чего (кого) не стало?» следует подбирать существительные разных типов склонения. В младших группах может быть такой подбор слов (предметов или картинок): матрешки, флажки, грибки, пирамидки, апельсины, яблоки, помидоры, груши. В старших группах подбирают слова потруднее: сапоги, туфли, сандалии, тапочки (предметы объединены по назначению).
До начала игры воспитатель готовит ширмочку - за ней будет производиться перестановка предметов. Игра начинается с того, что дети совместно с воспитателем рассматривают приготовленные предметы, уточняют их названия и правила игры (запомнить, что стоит на столе, угадать, чего не стало). Тут же педагог дает образец правильного ответа с использованием трудных грамматических форм. Для предупреждения возможных ошибок можно заранее поупражнять детей в хоровом или индивидуальном произношении этих слов.
Главная задача этой игры - научить детей употреблять правильные грамматические формы слов. Поэтому количество выставляемых групп предметов должно быть невелико, иначе внимание детей будет направлено не только на правильное употребление слов, но и на запоминание многих названий. Так, в младших группах лучше всего выставлять 2-3 группы предметов, в старших – 3-4. В процессе игры порядок расположения предметов (или картинок) меняют 1-2 раза.
После того как дети отгадают, чего не стало, воспитатель убирает предметы и заменяет их новым набором из нескольких групп предметов [30, с.62].
Итак, в дошкольных учреждениях ведется последовательная и систематическая работа по морфологии, так как на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство морфологической стороны речи. Морфологические ошибки связаны ненормативным образованием форм слов и употребление частей речи. В целях всестороннего развития ребенка и правильного сочетания грамматических категорий, нужно обучать их правильному формообразованию слов.
Выводы по I главе
Анализ педагогической литературы и результатов исследования позволил нам сделать следующие вывод:
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современности.
Формирование практических грамматических умений осуществляется на специфических занятиях формирования грамматического строя речи. Их цель - практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у дошкольников грамматических закономерностей и обобщений.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация и методы исследования
Целью исследования является изучение особенностей формирования морфологической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста (3 года).
Гипотеза исследования: формирование морфологической стороны речи необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Специально разработанные игры и упражнения для развития грамматического строя речи будут эффективными при правильном использовании.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
- на основе
теоретического изучения
- разработать
серию занятий, способствующих
- провести опытно-практическую работу по исследованию особенностей формирования морфологической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста.
База исследования: г. Уфа, РБ, МДОБУ детский сад №19.
В опытно-практической работе участвовало 10 детей младшего дошкольного возраста (3 года). Воспитатель: Сюткина Любовь Ивановна.
Сроки проведения: февраль – март 2009 года.
2.2. Анализ результатов исследования
С целью изучения уровня сформированности морфологической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста был проведен констатирующий этап, в ходе которого были продиагностировано 10 детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были использованы следующие методы и формы работы: проведение занятий, наблюдение и беседа.
1. Детям давалось игровое
задание на умение
Перед ними ставили две куклы и с помощью вопросов рассматривали их вид (внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь):
2. Детям было предложено задание на проверку навыков согласования слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, около, под).
Тест выглядел как игра «Расставим посуду на место». Сначала в кухонном уголке появлялась кукла Лена, и она очень сильно удивлялась тому, что:
Перед детьми ставилась задача на исправление беспорядка на кухне:
3. На проверку усвоения
формы родительного падежа
На столе лежат ножницы, ручки, книги, тетради. Затем убирается группа предметов и детям задаётся вопрос: Чего не стало? (тетрадей, ручек, книг и т.д.) или убирается один предмет (ручка, книга, тетрадь и т.д.).
4. При проверке понимания
различий в значении и
а) На понимание значения предлогов.
В этом задании ребёнку предлагалось выполнить ряд действий, а предлог выделить голосом:
б) На употребление предлогов.
В этом задании детям задавались вопросы по мере того, как меняется местонахождение коробки с игрушками.
5. Для проверки согласования
слов в роде детям предлагали
рассмотреть предметные
6. На проверку согласования
существительных с
7. Для проверки использования
в речи повелительного
По результатам обследования была составлена таблица, отражающая состояние сформированности морфологической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста.
Таблица 1
Определение уровня сформированности морфологических навыков
№ |
Ф.И. ребенка |
Результаты |
1 |
Кирилл Ж. |
Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива |
2 |
Максим Н. |
Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива |
3 |
Даша Н. |
Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смогла описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялась в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива |
4 |
Жанна Б. |
Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смогла описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялась в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива |
5 |
Юра Т. |
Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива |
6 |
Денис Г. |
Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива |
7 |
Айдар К. |
Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива |
8 |
Лариса Ш. |
Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смогла описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялась в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива |
9 |
Ирина В. |
Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смогла описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялась в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива |
10 |
Маша Л. |
Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смогла описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялась в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива |
Информация о работе Формирование морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста