Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 09:05, реферат
Целью работы является изучение формирования мотивации к обучению у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме мотивации учебной деятельности детей.
2. Выявить особенности мотивации учебной деятельности младших школьников.
3. Определить этапы, методы и методики исследования мотивации к обучению у младших школьников.
4. Разработать рекомендации для родителей и педагогов по формированию мотивации к обучению у младших школьников.
Введение 3
1. Теоретические подходы к проблеме формирования мотивации обучения у младших школьников 4
1.1. Формирование мотивации учебной деятельности как предмет психологического исследования в отечественной и зарубежной литературе 4
1.2. Особенности формирования мотивации к обучению в младшем школьном возрасте 9
2. Организация исследования особенностей формирования мотивации учебной деятельности младших школьников 14
2.1. Этапы, методы и методики исследования мотивации к обучению у младших школьников 14
2.2. Рекомендации родителям и педагогам по формированию мотивации к обучению у младших школьников 19
Заключение 23
Библиографический список 24
Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы к самообразованию, но они представлены самой простой формой – интересом к дополнительным источникам знания, что проявляется в эпизодическом чтении дополнительных книг.
Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в 1-й класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными, чаще реализуемыми в поведении. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверительное, хотя его огорчает получение плохих отметок. Появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей. Мотивы коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем и тривиальном их проявлении. Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к обучению несколько снижается к окончанию начальной школы.
Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в 1–2 классах и заметно снижается в 3-м классе как городских, так и сельских школ. Как показал анализ, снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности. В этом возрасте ученики отдают предпочтение более трудным заданиям.
Достижения учеников младшего школьного возраста в целеполагании состоят в том, что для них становятся произвольными многие психические функции (память, внимание). Школьник овладевает средствами преднамеренного запоминания, сосредоточения внимания, организации своего поведения в целом, подчинения своего поведения требованиям учителя. Постановка целей в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что ученик готов к принятию задач, заданных учителем (умение младшего школьника подчинять свое поведение целям и задачам учителя от класса к классу возрастает, о чем свидетельствует выполнение правил поведения в школе, обязанностей в классе, прилежание школьника); становится способным определять важность и последовательность целей как на уроке, так и при самостоятельной организации своего времени (при соблюдении режима домашних занятий); готов самостоятельно наметить систему промежуточных целей на пути к главной цели, поставленной учителем (например, может назвать определенные самостоятельно этапы решения задачи), а также определить средства достижения этих промежуточных целей.
Слабость процессов целеобразования, неумение выполнять требования учителя являются одной из причин отрицательного отношения к обучению и к школе в этом возрасте. Учителю важно соотносить свои требования с реальными возможностями каждого ученика в отдельности, а также последовательно и систематически помогать ученикам в их стремлении подчинить свое поведение нужным (в данном случае учебным) целям.
Таким образом, учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов [9, c. 245].
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее результатом и процессом:
1. Мотивы, связанные с
содержанием учения (учиться побуждает
стремление узнавать новые
2. Мотивы, связанные с
процессом учения (учиться побуждает
стремление к проявлению
II. Мотивы, связанные с косвенным результатом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
1. Широкие социальные мотивы:
а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п.;
б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
2. Узколичные мотивы:
а) мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки);
б) престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей).
3. Отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться).
Основным же побуждающим мотивом учебной деятельности в условиях традиционного обучения оказывается для младших школьников отметка (65,8%) [3, c. 451].
Учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием учения, не занимают ведущего места по числу указаний на них на протяжении всего младшего школьного возраста (21,8%) и не выступают в качестве ведущего реально действующего побудителя учебной деятельности [3, c. 452].
К концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации. Это обстоятельство препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности и, кроме того, противоречит естественному ходу развития познавательных потребностей и интересов в детском возрасте. Ведь, напротив, к концу младшего школьного возраста закономерно было бы ожидать появления нового уровня развития мотивации учения, обеспечивающего возможность перехода к более сложным формам познавательной деятельности. Эти данные отражают реально сложившуюся в начальной школе практику обучения, когда познавательная мотивация не находит в школе достаточного удовлетворения. Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне ее. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.
2. Организация исследования особенностей формирования мотивации учебной деятельности младших школьников
2.1. Этапы, методы
и методики исследования
Психодиагностических методик, с помощью которых проводится исследование мотивации к обучению младших школьников, достаточно много. Наиболее распространенные в педагогической практике следующие методики:
Задачи для исследования мотивации к обучению младших школьников:
1. Анализ теоретических
подходов к пониманию мотивов
учебной деятельности в
2. Теоретический анализ
семейных факторов
3. Диагностика мотивации учебной деятельности
4. Диагностика критериев семьи
5. Сравнительный анализ
мотивации учебной
Для исследования мотивации к обучению одним из доступных и удобных в обработке данных является методика скрининговой оценки школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой. Бланк методики приведен в приложении 1.
Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета. При разработке анкеты было опрошено - более 200 школьников 6 - 8-летнего возраста. Было отобрано десять вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.
Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
- нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в ноль баллов.
Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией. Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено пять основных уровней школьной мотивации.
Первый уровень. 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Второй уровень. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация.
Третий уровень. 15–19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Четвертый уровень. 10–14 баллов - низкая школьная мотивация.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как успеваемость ребенка по различным предметам, его положение в группе и особенности взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.
Таблица 1
выборы |
Мотивы ( №№ картинок) | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
I II III Контрольный выбор |
+ - + + |
- + + + |
+ + + + |
- - - - |
+ + - - |
+ + + + |
Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов количество баллов соответствующего выбора.
Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям.
Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.
Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.
Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого.
Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Информация о работе Формирование мотивации к обучению у младших школьников