Формирование мотивации при изучении ия на средней ступени обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение средств мотивации.
Для достижения цели, нами были поставлены следующие задачи:
Проанализировать работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;
Определить специфику урока иностранного языка;
Выявить и описать средства мотивации к изучению иностранного языка.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3
Глава 1. Мотивация к овладению иностранным языком на уроке в средней школе……………………………………………………………………. 4
§ 1. Мотивация как феномен …………………..………………….….….. 4
§2.Типы мотивации учебной деятельности…………………………..…..6
§ 3. Специфика урока иностранного языка ……………………………... 8
§4.Формирование мотивации учения ……………………………………..12
Выводы по первой главе ………………………………………………... 12
Глава 2. Приёмы повышения мотивации учащихся…………………... 19
§ 1. Установки учителя как средство повышения мотивации ………. 19
§ 2. Нетрадиционные формы проведения урока как средство повышения мотивации ……………………………………………………..…..21
§ 3. Использование ресурсов сети Интернет как средство усиления мотивации ………………………………….…………………………………….31
§ 4. Наглядность и ИКТ как средство повышения мотивации …….…34
Выводы по второй главе …………………………………………….…. 39
Заключение …………………………………………………………….... 39
Список использованной литературы ………………………………….. 41

Вложенные файлы: 1 файл

VSYo.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Ведь именно уроки  иностранного языка мы можем называть особенными. Для них характерен индивидуальный подход к каждому ученику, и желание учителя мотивировать своих учеников просто естественно.  Рассмотрим приёмы мотивации, используемые многими учителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Приёмы усиления мотивированности учащихся

Настоящий учитель всегда знает, как заинтересовать своих  учеников, знает об их увлечениях, умеет  подобрать нужный материал, всегда находит подход к детям. Рассмотрим некоторые из приёмов, которые используют учителя в современных школах, что бы мотивировать учеников.

 § 1. Установки учителя

Поведенческие характеристики учителя так же очень важны  для мотивации учеников. Так, например, учащимся, от которых учитель ждёт успехов, он задаёте больше вопросов, дольше общается с ними, даёт больше возможностей и больше времени для ответа, прерывает их реже, чем тех учеников, от которых высоких результатов не ждёт. «Сильным» ученикам учитель нередко даёт прямые или косвенные подсказки, усиливает их веру в то, что они смогут правильно ответить. Ну и конечно же педагоги строят более тёплые отношения с сильными учениками – улыбаются им, кивают головой при ответе, всем видом и тоном поощряют их.

«Слабым» же ученикам – и вопросы полегче, и времени на ответ даётся меньше, и уж вовсе учитель не склонен подсказывать им и доброжелательно кивать головой при ответе, скорее наоборот: запнулся – тут же следует ироничная реплика.

Реакция на ответ ученика  очень часто зависит от ожиданий учителя. Многократно замечено, что от сильных учеников учителя не ожидают плохих ответов (хотя такое бывает) и хвалят их больше и эмоциональнее. А вот при ответе «слабого» всем видом показывают, что ждать нечего, и чаще критикуют их, меньше хвалят за успехи. Правда, учителя с обострённым чувством педагогического такта иногда игнорируют неправильный ответ «слабого» ученика, поощряют попытку ответить, терпеливо, без раздражения ждут, пока он «родит мысль». [11, с. 36]

Эта противоречивая обратная связь может сбивать с толку и приводить в замешательство учеников с низкими способностями. Представьте, как трудно учиться, когда ваши неправильные ответы иногда поощряют, иногда «пропускают мимо ушей», иногда резко критикуют, а правильные ответы не получают заслуженного поощрения…. Если учитель хочет мотивировать детей – он должен найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учёбе.

Чтобы избежать нежелательных последствий учительских ожиданий, очень нужно осторожно принимать негативную информацию об учениках от других учителей. Важно быть более гибкими, используя метод работы в группах – чаще проверять работу учеников в разных группах; менять составы групп на различных уроках; составлять группы из детей со смешанным уровнем способностей для выполнения совместных заданий, чтобы все ученики смогли ознакомиться с материалом, проявить себя, получить помощь в группе. Учителям стоит быть особенно осторожными в обращении со слабыми во время урока, давать им подсказки при ответе, эмоционально хвалить за правильные ответы, вызывать отвечать так же часто, как и сильных учеников.

Необходимо вовлекать  всех ребят в работу. В этом поможет  продуманная система вызова учеников, при которой все практикуются в чтении, в осмыслении темы, отвечают на вопросы. Распределите задания равномерно между учениками так, чтобы не оказалось, что одни принимают активное участие в уроке, а другие отвечают очень редко, сидят, забытые, «на камчатке». Педагогам важно контролировать своё поведение! Нужно задуматься, не увеличивает ли он дистанцию между некоторыми учениками и собой? Улыбается ли он одним ученикам, когда они подходят к его столу, в то время как при появлении других сурово хмурит брови? Меняется ли тон его голоса в зависимости от того, с каким учеником он разговариваете? Избегает ли он соприкосновений с некоторыми учениками? Всё это на первый взгляд мелочи. Но как значимы они для ребят! К тому же профессия учителя из тех, где мелочей не бывает: всё – существенно. [24]

Мотивацию, основанную на желании достичь внешних результатов  ради вознаграждения или избегания  наказания, часто называют внешней  или искусственно поддерживаемой внешними подкреплениями. Для развития желательного поведения учитель поощряет позитивные реакции учеников, используя «пряник» - награду, позитивное подкрепление. Например, на некоторых уроках ребята выполняют скучные упражнения, но без них не обойтись. В этом случае уместно вознаграждение: упражнения будут сделаны лучше, если класс знает, что в завершение его ждёт приятный сюрприз – интересный рассказ, юмореска, какая-то разрядка. Вообще 3-5 минут юмора на уроке очень многое могут изменить во взаимоотношениях с классом.

Очень важно использовать поощрение правильно:

  • придумать несколько подкреплений, дать школьникам возможность самим придумать поощрение или выбрать из предложенных;
  • обсудить с коллегами, с родителями способы поощрения;
  • важно помнить, чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала;
  • поощрять признание учениками своих ошибок: «Ты честно сказал, что списал, это смелый поступок. Я не накажу тебя, выполни другой вариант задания». [18, с. 281]

Рассмотрев проблему данного параграфа, мы увидели и  осознали всю важность поведения  учителя. Необходимо помнить, что мы несём ответственность за эмоциональный  настрой учащихся. Для такого обучения характерны прежде всего нетрадиционные формы проведения занятий. Рассмотрим некоторые из них

 

 

 

 

 

§ 2. Нетрадиционные формы проведения урока

Сегодня все большее  внимание уделяется человеку как  личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также  высоко развитому интеллекту и интеллектуальному  потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. [21]

В школах должен происходить  постоянный поиск, цель которого  - найти  новые формы и приемы, позволяющие  слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого –  с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными  и в то же время  эффективными.

Нетрадиционные формы урока иностранного языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

-         осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся  по определенной теме;

-         обеспечивается деловая, рабочая  атмосфера, серьезное отношение  учащихся к уроку;

-         предусматривается минимальное участие  уроке учителя.

Развивающий и воспитывающий  потенциал нетрадиционных форм урока  можно охарактеризовать с помощью  определения следующих целей  обучения:

-         формирование у учащихся интереса  и уважения к культуре страны  изучаемого языка;

-         воспитание культуры общения  и потребности в практическом  использовании языка в различных  сферах деятельности;

-         развитие языковых, интеллектуальных  и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы  обучения, развития и воспитания учащихся являются урок – спектакль, урок –  праздник, видеоурок, урок – экскурсия, урок – интервью и другие формы  занятий. [9, с. 10]

Метод проектов

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень  индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.  Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль.  Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений  и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной  деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана  работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной  методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы  перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. [10, с. 86]

Видеоурок

Овладеть коммуникативной  компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка  с использованием различных приемов работы.

Не менее важным считается  приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.

Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной  методики – представить процесс  овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых .

Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное  воздействие на учащихся. Поэтому  внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения  к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. в этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.  Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические  особенности воздействия учебных  видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Информация о работе Формирование мотивации при изучении ия на средней ступени обучения