Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:45, курсовая работа
Цель исследования: Определить влияние процесса формирования навыков самообслуживания на развитие ребенка раннего возраста.
Объект: Развитие ребенка раннего возраста.
Предмет: Обучение приемам самообслуживания ребенка раннего возраста.
Гипотеза: Роль родителя в формировании навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста будет значимой при условии осознании родителями важности и необходимости формировании навыков самообслуживания у ребенка в раннем возрасте.
Задачи: 1.Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста;
2.Определить методы, формы и приемы необходимые для формирования навыков самообслуживания;
3.Разработать рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМООБСЛУЖИВАНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО
ВОЗРАСТА…………………………………………………………..6
1.1.Психолого-педагогические особенности ребенка в возрасте
от 1 до 3 лет………………………………………………………….6
1.2.Понятие самообслуживания; методы, приемы, формы
Самообслуживания………………………………………………….9
1.3.Особенности формирования навыков самообслуживания в
раннем возрасте…………………………………………………….14
Вывод по первой главе……………………………………………....23
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА……………………………….24
2.1.Организация и проведение опытно-экспериментальной
Работы……………………………………………………………...24
2.2.Анализ результатов………………………………………………25
2.3.Рекомендации родителям……………………………………......26
Вывод по второй главе……………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Задача
родителей – создавать все
необходимые условия для того,
чтобы самостоятельной
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1Организация
и проведение опытно-
Для проведения опытно-экспериментальной работы с целью сбора данных об уровне сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста было проведено анкетирование в ясельной группе № 1 ясли-сад «Кроха» № 136. Анкеты (Приложение № 3) заполняли родители одиннадцати детей. Внимание уделялось таким навыкам самообслуживания как: кормление, одевание, уход за собой, навыки опрятности. После анкетирования был составлен его протокол (Приложение № 5).
2.2Анализ
результатов формирования у
Из результатов исследования видно, что за пять месяцев наблюдения первая категория детей (к ней относятся дети возраста от 1,6 до 1,8) повысила свой навык самообслуживания примерно на 3 балла, а вторая категория детей (к ней относятся дети возраста от 1,11 до 2,1) повысила свой навык самообслуживания примерно на 4 балла. Это показывает средний результат по пятибалльной шкале.
Результаты анкеты показали, что не все родители воспитывают самостоятельность в своем ребенке, что большинство семей замещают действия ребенка по самообслуживанию одним из родителей или другими членами семьи. Поэтому нужно разработать рекомендации родителям в период формирования навыков самообслуживания у ребенка.
2.3 Рекомендации родителям в период формирования навыков самообслуживания у ребенка:
Вывод по второй главе:
Анкетирование – один из эффективных методов изучения. Анкетирование помогает за короткий срок получить интересующий материал.
Анкетирование
помогло показать, что большинство
семей замещают действия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изложенного
Целью курсовой работы являлось определение влияния формирования навыков самообслуживания на развитие ребенка раннего возраста.
Проведенное анкетирование родителей у детей раннего возраста по формированию навыков самообслуживания показало, что овладение навыками самообслуживания у детей раннего возраста необходимо для дальнейшего существования ребенка как индивида в обществе. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а так же умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. Следовательно, родители должны уделять большое внимание этой стороне воспитания ребенка, исходя из физических особенностей ребенка, выбирать оптимальные пути к формированию навыков самообслуживания, методы, формы и приемы необходимые для формирования навыков самообслуживания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Программы вспомогательной школы. Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживание. — Минск: Национальный институт образования, 2003.
2. Руководство по раннему обучению. Портедж, США. Выпуск 9, 14.— СПб., 1998.
3. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
4. Пономаренко А.Н. Развитие ребенка первого-третьего года жизни.
5. Сборник статей «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста», составитель Русскова Л.В., М., 1984.
6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азбуковник», М., 1996. – 952 с.
8. Титов В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций. – М.: «Приор-издат», 2005. – 224 с.
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия». – 456 с.
10. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студ. пед. колледжей. – М.: ВЛАДОС, 2000.
11. Словарь русского языка: В 4-х т./Ан СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985 – 1988. Т.4. С-Я. 1988. 800 с.
12. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И.А Капров (глав. ред.), Ф.Н. Петров (глав. ред.) [и др.] , т.3, М., «Советская Энциклопедия», 1996. (Энциклопедии. Словари. Справочники) т.3. Н-См. 1966. 880 столб. с илл.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»
ПРИЛОЖЕНИЕ
По учебной дисциплине: «Педагогика»
Тема: Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста
Выполнил: студент III курса; 231 группы;
Ижевск, 2009 г.
Приложение № 1
Сопоставительный анализ понятия «Самообслуживание» в справочной литературе.
Таблица 1
Справочное издание |
Автор / редактор |
Определение |
страница |
Толковый словарь русского языка |
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. |
Самообслуживание – обслуживание самого (самих) себя, без помощи обслуживающего персонала. |
695 |
Педагогическая энциклопедия |
Капров И.А. и Петров Ф.Н. |
Самообслуживание – общеобразовательный для всех детей систематический коллективный труд, направленный на создание максимально благоприятных условий для жизни и работы своего коллектива. |
779 |
Словарь русского языка
|
Евгеньева А.П. |
Самообслуживание – обслуживание самого себя, удовлетворение своих бытовых нужд, потребностей собственными силами. |
21 |
Вывод: более полным определением понятия «Самообслуживания» является определение, написанное Капровым И.А. и Петровым Ф.Н. в педагогической энциклопедии.
Приложение № 2
Сопоставительный анализ понятия «Навык» в справочной литературе.
Таблица 2
Справочное издание |
Автор / редактор |
Определение |
страница |
Толковый словарь русского языка |
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. |
Навык – умение, выработанное упражнением, привычкой. |
377 |
Большой психологический словарь
|
Мещерякова Б.Г. и Зинченко В.П. |
Навык – это приобретенное в результате обучения м повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда с заданной точностью и скоростью. |
320 |
Педагогика начальной школы. Конспект лекций. |
Титов В.А. |
Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. |
71 |
Вывод: более полным определением понятия «Навык» является определение, написанное Мещеряковой Б.Г. и Зинченко В.П. в большом психологическом словаре.
Приложение № 3
Анкета для родителей
Ф.И. ребенка
Возраст
Опишите как можно более подробно, как дома происходит процесс кормления, одевания и приучения к туалету, опираясь на предложенные ниже вопросы.
Навыки самообслуживания:
Кормление
а) пищу какой консистенции умеет есть ребенок (пюреобразная, полупротертая, пища, которую можно брать руками);
б) ребенок получает пищу из бутылки или его кормят ложкой;
в) насколько активно ребенок включен в процесс (держит ручки на бутылке, держит ложку с помощью, держит ложку самостоятельно, правильно захватывая);
г) берет ли в руку и ест маленькие кусочки пищи;
д) умеет ли откусывать;
е) пьет из бутылки или из чашки (с помощью или самостоятельно).
Одевание
а) насколько ребенок включен в процесс одевания — помогает ли одевать и раздевать себя соответствующими движениями рук и ног;
б) снимает шапку;
в) снимает носки и стягивает частично снятую через голову рубашку;
г) снимает незавязывающуюся обувь;
д) надевает шапочку;
е) надевает носки, свободную обувь.
Навыки опрятности
а) пользуется памперсами или памперсы сняты (на дневное время, совсем);
б) контролирует ли свой стул (каждый день примерно в одно и то же время у ребенка бывает стул);
в) бывает ли в течение дня достаточно регулярно сухим;
г) показывает ли жестами, что хочет в туалет;
д) просится ли в туалет, выражая свое желание словами;
е) спускает ли сам штанишки в туалете;
ж) под руководством взрослого ходит в туалет.
Уход за собой
а) наслаждается игрой в воде;
б) участвует в мытье и вытирании рук;
в) позволяет чистить себе зубы;
г) тянется к крану, чтобы открыть его, умеет открывать кран;
д) нужна организационная помощь взрослого или действие может осуществить самостоятельно.
Приложение № 4
Критерии оценки.
Умение пить из чашки:
«5» - пьет чай из чашки аккуратно, не проливая на себя, сам держится за ручки;
«4» - сам держится за ручки, пьет чай из чашки не аккуратно, проливается;
«3» - чашку держат родители, поют ребенка небольшими глотками;
«2» - пьет из бутылки с соской или поильника.
Умение есть ложкой:
«5» - сам правильно держит ложку, ест аккуратно, не пачкаясь, стол остается чистый;
«4» - сам держит ложку, ест не аккуратно, на столе остается еда;
«3» - ребенок держит ложку, а родитель помогает ему, ест не аккуратно;
«2» - кормят родители.
Умение одеваться:
«5» - сам одевается и сам раздевается без помощи родителей;
Информация о работе Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста