Формирование навыков социального поведения у детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2014 в 18:26, контрольная работа

Краткое описание

Социальные навыки предполагают обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Для этого необходимо формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Необходимо обучить детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения, так же помочь понять, как легко может возникнуть ссора, её причина и помочь находить способы и приемы самостоятельного разрешения.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по спец педагогике.docx

— 72.18 Кб (Скачать файл)

                       Только с мишкой убежала

                       И сказала: «Не отдам!»

                       Я пойду и помирюсь.

                       Дам ей мишку, извинюсь,

                       Дам ей мячик, дам трамвай

                       И скажу: «Играть давай!»

Педагог предлагает детям обыграть ситуацию, обращает внимание, как надо просить извинение.

Педагог. А вот послушайте, какая история произошла с друзьями Павликом и Толиком.

                         Павлику мама купила машину:

                         Кузов нарядный, красивые шины,

                         Пульт управления, мощный мотор.

                         Павлик, довольный помчался во  двор.

                         Толик машину увидел, и вот

                         Молча у друга её он берёт.

                         Чудо-игрушку хочет отнять,

                         Павлик ему не готов уступать.

                         И говорит он, надувшись, ему:

                         «Я с тобой Толя совсем не  дружу».

Педагог. Ребята, скажите, почему Павлик решил не дружить с Толей?

(Толя хотел отнять  машину у друга)

Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было?

(дети предлагают свои  варианты)

Педагог. Правильно. Толе нужно извиниться за свой поступок и попросить разрешение поиграть с машиной.

Послушайте, как закончилась эта история:

                            Толик сказал: «Извини! Мы с тобою  друзья.

                            Очень мила мне машина твоя.

                            Дай мне, пожалуйста, с ней поиграть,

                            Её аккуратно я буду катать».

                            Павлик ответил: «Конечно, бери.

                            Кнопку для старта скорее нажми!»

Педагог. Для того чтобы не ссориться, нужно уметь договариваться, уступать друг другу. Давайте обыграем эту историю с машиной.

           Динамическая пауза.

Педагог. Давайте все вместе поиграем в игру, чтобы никто друг на друга не обижался и не ссорился.

                             Жили, были

                             Я ли, ты ли

                             Между нами вышел спор

                             Кто затеял, позабыли

                             И не дружим до сих пор.

                             Вдруг игра на этот раз

                             Помирить сумеет нас?

Все встаём в кружок

Проводится подвижная игра «Нам не тесно».

Ножки, ножки                                       

Бежали по дорожке                                 дети бегут друг за другом

Бежали лесочком                 

Прыгали по кочкам                                 по кругу.

Прыг – скок, прыг – скок                        прыгают на двух ногах по кругу.

Прибежали на лужок                             останавливаются.

Потеряли сапожок                                      поворачиваются то в одну сторону,

                                                                    то в другую, будто ищут сапожок.

Педагог: Нашли сапожок!

Игра может повторяться.

В ходе игры педагог помогает детям соблюдать правила: не толкаться, считаться друг с другом, выполнять определённые согласованные движения в ограниченном пространстве.

          Подведение итогов.

 Педагог. Молодцы ребята! Все дружно играли, никто не  ссорился. А если вдруг произойдёт  этот неприятный случай, то теперь  вы знаете, как надо поступить, какие вежливые слова следует  говорить при этом.

Давайте ещё раз их повторим. (Дети называют «извини меня, пожалуйста», «прости меня, пожалуйста».

 

 

 

 

 

Уроки добра 

Картотека игр и упражнений

Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами  управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное настроение детей; обогащение словарного запаса.

Материал: мешочек, картинки с изображением различных оттенков настроений.

Ход упражнения: в мешочек волшебнику предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. Воспитатель предлагает детям обсудить их собственное настроение.

Упражнение «Расскажи о своем настроении»

Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; учить понимать настроение другого человека.

Материал: картинки с изображением различных оттенков настроений.

Ход игры: детям предлагаются картинки с изображением различных оттенков настроений. Сначала воспитатель  выясняет, знают ли дети основные характеристики настроения человека, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени  похожа на настроение ребенка. (Вводятся понятие: веселое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чем-нибудь, хочется плакать).

- При помощи каких слов вы можете рассказать о своем настроении?

- Какое у тебя сейчас настроение?

- Какого цвета у тебя настроение?

- С каким запахом можно сравнить твое настроение?

- На что похоже твое настроение?

(Плохая погода, холод, дождь, хмурое небо – агрессивные элементы, которые свидетельствуют об эмоциональном благополучии.) Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, воспитатель им предлагает все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.

Для образца воспитатель может вспомнить ситуации из своей жизни, связанные с плохим настроением, и тоже поместить эти воспоминания в мешочек.

В конце беседы воспитатель обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:

- Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как веселое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.

- Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.

- А от чего зависит настроение?

- Может ли меняться настроение?

Игра «Жмурки»

Цель: показать в доступной форме изменчивость настроения.

Материал: картинки, изображающие «злого волшебника» и «угрюмого волшебника».

Ход игры: сначала воспитатель показывает детям картинку, изображающую «злого» волшебника, затем воспитатель заменяет картинку, изображающую «злого» волшебника, «угрюмым волшебником».

- Посмотрите дети, лицо у злого волшебника изменилось – теперь оно угрюмое. Давайте попробуем его развеселить! По считалке дети выбирают «жмурку», потом раскручивают его в кругу, завязав глаза, под слова диалога:

- На чем стоишь?

- На мосту.

-Что продаешь?

- Квас.

- Ищи малышей, а не нас!

Сыграли кон, поменялся «жмурка», и детям предлагается  еще одна вертушка: игроки раскручивают «жмурку» с завязанными глазами и приговаривают:

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Дружно топнули, говоря «топ!»; дружно хлопнули в ладоши, говоря «лоп!» - разбежались! Лови, «жмурка»! Игра повторяется два три раза. По ее окончании воспитатель обращается сначала к тем детям, у кого, например, в начале занятия было грустное, печальное настроение:

-  Стало ли вам немного веселей?

Воспитатель определяет словесное общее настроение детей.

Упражнение «Придумывание историй»

Цель: закреплять умение определять эмоциональное состояние людей, побуждать к оказанию помощи.

Ход упражнения: воспитатель предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может помочь решить проблему (помочь гиене стать доброй). Ребенок может выбрать любого персонажа мультфильма, кинофильма, книги. Воспитатель может напомнить сюжет фильма или книги, в котором его любимый герой оказался в затруднительном положении. Например, в сказке «Спящая красавица» на помощь принцессе, которую заколдовала злая фея, пришли сразу три добрых феи.

- Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь.

- Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене и разъяренной медведице стать добрыми.

- Придумайте интересную, волшебную  историю.

По окончании беседы воспитатель подводит детей к обобщению: как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь? (Добрыми, сердечными).

Игра «Жужа»

Цель: упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.

Материал: полотенце.

Ход игры: «жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужжа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стола, стараясь хлестнуть их полотенцем по спинам.

Замечание: воспитатель следит за формой выражения «дразнилок»: они не должны быть обидными, причинять боль.

Беседа с детьми (Диагностика агрессивности)

- Вам приходилось в жизни злиться?

- Из-за чего вы злитесь?

- Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ответы типа: ударить, толкнуть, накричать – свидетельствуют об агрессивных тенденциях.)

- Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться? (С помощью этого вопроса воспитатель может судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением.)

Упражнение «Надуть воздушный шарик злостью».

Цель: продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.

Ход упражнения: воспитатель должен объяснить детям: чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека. Всю обиду и гнев можно поместить в  воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.

Игра «Угадай настроение по рисунку»

Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать  стремление совершать добрые поступки.

Материал: картинки с изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.

Ход игры: дети выставляют свои картинки. Вопросы:

- Какое настроение у мальчика?

- Похож ли он на рассерженного?

- А как вы догадались, что он сердит?

- Какое настроение у девочки?

- Почему у девочки хорошее настроение?

- А как вы определили, что у девочки веселое настроение?

- А как чувствуете себя вы?

Упражнение «Помоги волшебнику»

Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать  стремление совершать добрые поступки.

Материал: три картинки, изображающие девочек с разными выражениями лиц: злым, равнодушным, добрым.

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на то, что злой волшебник попал в трудную ситуацию, и ему нужно помочь. Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые хорошо знакомы детям – об игрушках, с которыми он иногда любил играть.

1. Зайку бросила хозяйка -                       2. Уронили мишку на пол. 

  Под дождем остался Зайка,                       Оторвали Мишке лапу – 

  Со скамейки слезть не мог.                       Все равно его не брошу. 

  Весь до ниточки промок.                           Потому что он хороший.  (А.Барто)

У волшебника есть три фотографии девочек. Он хотел разобраться, какая из девочек бросила Зайку, какая оторвала Мишке лапу, а какая очень жалеет и Мишку, и Зайку:

- Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!

Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии девочек и помочь волшебнику. (Демонстрация трех портретов девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым.)

Информация о работе Формирование навыков социального поведения у детей с отклонениями в развитии