Формирование нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обрядами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 05:56, курсовая работа

Краткое описание

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружаю стать формирование доброжелательного отношения к близким, чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации. Именно поэтому становится всё важнее обращать внимание на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени.

Содержание

Введение.
Глава 1.Народные праздники как средство приобщения детей к народным традициям.
История возникновения народных традиций.
Свойство и классификация народных праздников и обрядов, их значение.
Народный праздник как педагогическая система.
Глава 2.Формирование нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обрядами.
2.1 Особенности организации нравственного воспитания дошкольников
2.2 Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе.
2.3 Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных праздников и обрядов.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 70.22 Кб (Скачать файл)

5.Русские народные игры. С момента рождения ребенок устремлен в будущее. Он овладевает культурой взрослого мира, в котором он живет. Одной и, возможно, наиглавнейшей составляющей этого процесса является участие детей в тех играх, которые в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) и этнические (национальные) ценности бытия. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер .

1.3. Народный праздник  как педагогическая система.

            В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания  будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении  человека к завтрашней радости есть стимул   развития социальной  активности на которой можно построить  эффективную  воспитательную систему.

Многообразные  воспитательные  функции  массовых  народных праздников обуславливают  целесообразность широкого использования  этой  формы  эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение и молодежь.

Современная система массовых народных  праздников это своеобразное педагогическая система,  которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Народные праздники  превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действия тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого  отчета коллектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современной системе воспитательной работы.

Анализ опыта организации  и проведение народных праздников по всей России позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации  этой формы.

- принцип всеобщности

- принцип использования активности и самодеятельности людей

- принцип дифференцированного подхода к участникам.

Для системы воспитания немаловажное значение имеет и принцип дифференцированного подхода к участникам, позволяющий создать гибкую систему воздействия на массы, тем самым лучше и действенно показать свои возможности в любом виде искусства.

В каждом празднике, представляющем собой конкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества.

Праздник, как  педагогическая система одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому  в отдельности.

Как итог общественно-созидательного труда и формы организации досуга, ставящей личность в условиях активной духовной деятельности праздник  создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации людей. Коллектив - основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Он выступает как связующее звено между личностью и обществом, как условие и предпосылка индивидуального развития, как важнейший фактор формирования гуманистической направленности личности. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается индивиду и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы проведения.

Функции народных праздников:

- развивающая

- информационно-просветительная

- культурно-творческая

- рекреативно-оздоровительная.

Наиболее полно  развивающее начало воплощено в  информационно-просветительной  функции массовых праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Информационно-просветительная  функция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.

Глава 2.Формирование нравственного  воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками  и обрядами.

2.1 Особенности организации нравственного воспитания дошкольников.

Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Дошкольник входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого у него необходимо сформировать прочные убеждения, высокую мораль, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

По мнению Т.И. Пониманской социальные условия определяют содержание и направление воспитания. Поэтому так важно выявить потенциальные возможности общественного окружения в процессе нравственного становления личности. Содержание нравственного воспитания объективно задано требованиями нашего общественного строя, это своего рода социальный заказ общества всем институтам воспитания: детскому саду, школе, производству, вузу. В основе содержание воспитания остается в нашем обществе неизменным, однако конкретное его наполнение меняется в зависимости от этапа развития общества, от возраста воспитанников, от их психологических возможностей в восприятии окружающего мира.

Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно  корректируют содержание нравственного  воспитания. Именно поэтому конкретная разработка его всегда будет оставаться актуальной проблемой педагогики. При  этом следует учитывать также, что, конкретизируя содержание нравственного воспитания подрастающего поколения, нужно не только иметь в виду достижения и требования сегодняшнего дня, но и предвидеть задачи будущего, экстраполировать содержание на тот период, когда сегодняшний малыш станет взрослым человеком.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия  определяется исходными позициями  общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают  направленность как отдельным методам  работы с детьми, так и всему  педагогическому процессу в целом.

Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором  жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных  ценностей, к которым у ребенка  формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает  в качестве образца поведения  и отношения к действительности; Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

Как утверждала С.А. Козлова содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний. Народ всегда прославлял такие нравственные качества как: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, дружелюбие и др.

Нравственные качества личности формируются и проявляются в  тесной взаимосвязи. Патриотизм порождает  любовь к труду, трудовой процесс  влечет за собой коллективизм. Последний  вытекает из чувства любви к своему народу. Нравственное сознание определяется условиями материальной жизни общества, общественный бытием и находит отражение  в сознании человека в форме нравственных понятий и суждений, которые регулируют отношения людей друг к другу  и к обществу.

Первые нравственные навыки дети получают в семье. В игре и  посильном труде наиболее интенсивно формируются такие нравственные качества детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость.

Нравственное сознание человека в единстве с его эмоциональной  сферой и поведением представляет собою  сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются  и обогащаются, интегрируются в  нравственные понятия. Однако сердцевиной  человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть. Безнравственный индивид может  иметь достаточно ясные представления  о нормах нравственности. Но человек  не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям и мучениям совести. Нравственное чувство  неразрывно связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека, его отношении  к жизни. Совершенное, активное, творческое исполнение моральных требований общества и есть нравственный идеал. По словам С.А. Козловой нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни дошкольников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и  стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно-чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул –поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Дети часто не склонны  к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их к случайным решениям. Выбор, поведение осуществляются ими  под влиянием психологии толпы, случайных  внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обусловливается силой  действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка  возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое  действие. Нравственность человека проявляется  в

сознательном следовании нравственным принципам и в привычных  формах нравственного поведения.

Ребенок проходит жизненный  путь, в начале которого его поведение  обусловлено внешними влияниям и  инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне  осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием  поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.

По мнению В.Г. Нечаевой у дошкольника должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой  отношение к качеству, которое  в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают  потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию  обратной связи, позволяющей проверить  и подтвердить прочность формируемого качества.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в  несколько групп. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень  важна в решении задач нравственного  воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых  моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают  иллюстрации к книгам. На ребенка  производят сильное впечатление  работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно  дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Информация о работе Формирование нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обрядами