Формирование нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обрядами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 05:56, курсовая работа

Краткое описание

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружаю стать формирование доброжелательного отношения к близким, чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации. Именно поэтому становится всё важнее обращать внимание на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени.

Содержание

Введение.
Глава 1.Народные праздники как средство приобщения детей к народным традициям.
История возникновения народных традиций.
Свойство и классификация народных праздников и обрядов, их значение.
Народный праздник как педагогическая система.
Глава 2.Формирование нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обрядами.
2.1 Особенности организации нравственного воспитания дошкольников
2.2 Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе.
2.3 Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных праздников и обрядов.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 70.22 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                            

Содержание. 

Введение.

Глава 1.Народные праздники как  средство приобщения детей к народным традициям.

    1. История возникновения народных традиций.
    2. Свойство и классификация народных праздников и обрядов, их значение.
    3. Народный праздник как педагогическая система.

Глава 2.Формирование нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обрядами.

2.1 Особенности организации нравственного воспитания дошкольников

2.2 Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе.

2.3 Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных праздников и обрядов.

Заключение.

Список используемой литературы.                                        

 

 

 

 

 

Введение.                                                                                                  Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность . Русские народные традиции; одна из составных частей культурного наследия русского народа. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка , источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, помогающие «честно» определить водящего в игре. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладает еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин. Широко и многогранно отражена народная жизнь в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. Загадки развивают в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а так же открывают поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях. Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами, песнями. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Большой любовью в народе пользовались праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица, Святки, Ивана Купала. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми. Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружаю стать  формирование доброжелательного отношения к  близким, чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации. Именно поэтому становится всё важнее обращать внимание на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Духовно – нравственное воспитание – это воспитание духа, духовности, развитие духовных качеств личности. Основными задачами духовно-нравственного воспитания дошкольников, на мой взгляд, должны стать  формирование доброжелательного отношения к  близким, чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Народные праздники  как средство приобщения детей к народным традициям.                                                                                               

 1.1 История возникновения народных традиций.  Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее  реализации. Русские народные праздники и обряды - одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа - фольклора. Фольклор не мог возникнуть на пустом месте. Он выделился из единой культуры первобытного общества в результате распада ее синкретизма и в связи с разделением труд. К основным аспектам содержания народной культуры  можно отнести: мировоззрение   народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность , досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество. Следует  отметить, что  как любое  другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с  природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту с культурой других народов, диалогичность , самобытность, цельность, ситуативность, наличие   целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов    языческой и православной культуры, чувство  юмора. Система обычаев традиций любого народа - это результат его воспитательных усилий  в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений. Культура традиционная составляет основу народной культуры.

Этнограф и фольклорист  К.В. Чистяков отмечает, что «традиция - сеть (система) связей настоящего с  прошлым,  при  чем  при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем  опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры».

Традиционная празднично-обрядовая  культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило  региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции  до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздник. Рассматривая  вопрос  приобщения  детей  к  народным традициям,  следует  отметить  очень  важную  особенность. Характерной  чертой  русский  народных  традиций,  как  и  всей культуры, является  её  двусоставность.  До  сих  пор  элементы дохристианского  наследия  являются  важной  составной  частью современной  русской  культуры  и  находят  широкое  отражение  в народных  традициях. Применительно  к  истории  Древней  Руси религиозные  верования, обряды  и  традиции, сложившиеся  до принятия  христианства, называются  язычеством. Важнейшие  на Руси  языческие  обряды  и  праздники  были  слиты  с земледельческим  трудом, с  жизнью  природы, а  значит, с мифологическим  олицетворением  природных  сил. Восточнославянская мифология запечатлена русским народом в старинных обрядах и  обычаях. 
Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. 
1.2. Свойство и классификация народных праздников и обрядов, их значение.

Праздники – это замечательная  возможность  для дошкольников проявить  самые  разнообразные таланты, так  как  главная особенность  праздника  – его  творческая  театрализованная  основа. Это  возможность  объединить  детей  и  взрослых  общей  целью, снять  некоторые  внутренние  конфликты,  дать  почувствовать  радость  общения, радость  совместного  творчества. Современные праздники  и  обряды  богато  насыщены  народной  художественной самодеятельностью, они  резко  противостоят  старым, религиозным обрядам. В  народной  культуре  можно встретить различные  формы праздников: праздники - концерты, праздники-спектакли.Праздники приносят  радость, развлечение  тем, кто  приходит  на  них , как зрители , и  не меньшую  радость  и  удовольствие  тем, кто  является «артистами».  Для  детского  сада  наиболее  естественными  будут  те  праздники, в  которых  традиционно  принимают  участие  дети. Это, например, праздники: «встреча весны», где  детям отводится роль  закликающих, они  водят  хороводы ,поют песни  и их одаривают куличами (печеньем в виде птичек). Такой праздник  дети ждут  с нетерпением. С этим  днем  связаны волнения художественного творчества: вместе  с мамами  они делают  из белого  теста жаворонков, ласточек  и приносят в ДОУ. В свои маленькие творения  малыши  вкладывают  любовь  к родной природе, свое  представление о красоте. Выделены следующие виды праздников:

Народные и  фольклорные (праздники народного календаря) – Святки,

Масленица , Красная  горка , Праздник русской берёзки , Осенины ;

Государственно – гражданские  – Новый год ,День защитника Отечества , День победы , День знаний , День города и другие ;

Международные – День защиты детей , Международный женский день 8 марта ;

Православные – Рождество , Пасха , Вербное воскресенье , Покров ;

Бытовые и семейные – дни рождения детей , выпуск в школу , а также праздники , которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость (праздник мыльных пузырей , оригами , воздушных шаров , бумажных корабликов) . 

Свойство народных праздников – это радостно преображать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов, инстинктивно постигая их, вопреки искусственно прерванной передаче традиций из поколения в поколение. Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости.

Приобщение детей к  русским народным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного  чувства причастности детей к  наследию прошлого, в том числе, благодаря  созданию особой среды, позволяющей  как  бы  непосредственно  с  ним  соприкоснуться. В  основе человеческой  культуры  лежит  духовное  начало. Поэтому  приобретение ребенком  совокупности  культурных  ценностей  способствует  развитию  его духовности – интегрированного  свойства  личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития и самосознания в целом. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом становления личности.

Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных  направлений .

  1. Создание атмосферы национального быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

2.Традиционные и обрядовые  праздники. Обрядовые  праздники  тесно связаны   с трудом  и  различными  сторонами  общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Такая народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков была пронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с празднествами. Наши предки понимали праздники как период таинственности и священнодейства, в отличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в праздники исчезает граница между миром людей и миром чудес и магии. Традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности. Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает основные фазы в его жизни. Это и способствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, и похоронной . Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого  раннего ее  типа – фольклора .

3.Фольклор выделился  из единой культуры первобытного общества в результате разделения труда. Русский народный фольклор (сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т.п.). В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их  к общечеловеческим  нравственным   ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Детский календарный фольклор представлен песнями календарно - земледельческого круга: калядки, щедровки, веснянки, купальские, различный закличник: дождю, радуге, солнцу – с просьбой мочить, обогреть; считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «прятки», «салки», «волк и гуси», и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте. Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни .

4.Русское народное искусство. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливы е игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей .

Информация о работе Формирование нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обрядами