Формирование нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обрядами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 05:56, курсовая работа

Краткое описание

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружаю стать формирование доброжелательного отношения к близким, чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации. Именно поэтому становится всё важнее обращать внимание на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени.

Содержание

Введение.
Глава 1.Народные праздники как средство приобщения детей к народным традициям.
История возникновения народных традиций.
Свойство и классификация народных праздников и обрядов, их значение.
Народный праздник как педагогическая система.
Глава 2.Формирование нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обрядами.
2.1 Особенности организации нравственного воспитания дошкольников
2.2 Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе.
2.3 Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных праздников и обрядов.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 70.22 Кб (Скачать файл)

Основным средством нравственного  воспитания дошкольников является собственная  деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного  поведения.

Особое место в этой группе средств  отводится общению. Общение как  средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о  морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в  которой живет ребенок: атмосфера  может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка  обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного  воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она  дает возможность вызывать у детей  гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается  в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности  в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей  многогранно и при соответствующей  педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведении.

В целом выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и  интеллектуального развития, от этапа  развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или  закрепляем, или уже перевоспитываем).

2.2 Анализ понятия «нравственное  воспитание» в психолого-педагогической  литературе.

Нравственное воспитание – это  целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям  человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами  поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

В педагогическом словаре нравственное воспитание понимается как один из самых важных видов воспитания, заключающийся  в целенаправленном формировании нравственной сознательности, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией.

Т.И. Пониманская рассматривает нравственное воспитание как целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка с целью формирования нравственных чувств и качеств, усвоение моральных норм и правил, развитие нравственных мотивов и навыков поведения .

По мнению В.А. Сластенина нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

С.А. Козлова результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных

качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений

от принятых в обществе моральных  устоев наблюдается у личности, тем  выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Содержание нравственного воспитания упорядоченно вечными ценностями и конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются. Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребенка, гуманизме содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребенка.

Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственной направленности личности в значительной степени определяют дальнейшую ее жизнь, а исправить допущенные родителями, педагогами ошибки в нравственном воспитании детей тяжело или невозможно.

По словам Л.Р. Болотиной нравственное воспитание – это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям  и видам деятельности. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения  с взрослыми и закрепляется в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений со сверстниками.

В.Г. Нечаева в свою очередь определяет нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

Нравственное воспитание – процесс  двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие  на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.

Как известно, дошкольный возраст  отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали.

По мнению О.В. Ковальчук роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Прочность, устойчивость нравственного  качества зависят от того, как оно  формировалось, какой механизм был  положен в основу педагогического  воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного  качества важно, чтобы оно проходило  осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут  складываться представления о сущности нравственного качества, о его  необходимости и о преимуществах  овладения им. Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания, отраженный в схеме 1.1.

 

знания и представления


+

мотивы


+

чувства и отношения


+

навыки и привычки


+

поступки и поведение


=

нравственное качество


Схема 1.1. Механизм нравственного воспитания

 

Данный механизм имеет объективный  характер. Он проявляется при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность  механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что  каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность механизмов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Нравственное воспитание включает в себя три группы задач.

В первую группу задач нравственного  воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств  и условий: запросов общества, экономических  факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего  поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека. Вторая группа задач  нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Если первая группа задач носит  постоянный, неизменяемый характер, то вторая – подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта  воспитания, и конкретные условия  жизни.

Еще 30 лет назад задачи нравственного  воспитания дошкольников были сгруппированы  в четыре смысловых блока: воспитание гуманных чувств и отношений; формирование начал патриотизма и интернационализма; воспитание трудолюбия, умения и желание  трудиться; развитие коллективизма. В  современной педагогике существенных преобразований в формулировке смысловых  блоков не произошло. Они действительно  вбирают в себя все аспекты  нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются и уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость  воспитания коллективизма как нравственного  качества современного человека, практически  не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре  личности эти стороны имеют место  и поэтому исключить их нельзя. Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств  и методов.

Таким образом, нравственное воспитание – это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. 

2.3 Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных праздников и обрядов.

Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существуют различные подходы к классификации методов воспитания. С.А. Козлова утверждала, что для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Согласно этому основанию выделяют три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).

Выделяют две группы методов  нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта  общественного поведения (метод  приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации  деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).

Как бы хороши ни были методы, эффективный  результат они дают лишь при определенных условиях:

- любой метод (группа методов)  должен быть гуманным, не унижающим  ребенка, не нарушающим  его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного;

- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического  завершения;

- для использования метода должны  быть заранее подготовлены условия,  средства;

- метод не должен применяться  однотипно, шаблонно по отношению  ко всем детям и в любой  ситуации. Если не соблюдать это  условие, метод убеждения может  превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;

- методы воспитания следует  применять тактично. Воспитанник  не должен чувствовать, что  его воспитывают. Опосредованное  воздействие – большое искусство,  которым педагог овладевает, если  умеет бережно относиться к  ребенку;

- при подборе методов следует  учитывать степень сложности  формируемого качества;

- проектируя, подбирая методы, важно  предвидеть возможные результаты  воздействия их на конкретного  ребенка. Если воспитатель не  уверен в успехе или предвидит  слишком сильную реакцию –  от выбранного метода следует  отказаться;

- применение методов нравственного  воспитания требует терпения  и терпимости. Когда дело касается  ребенка дошкольного возраста, нельзя  рассчитывать на моментальный  и постоянный результат. Следует  терпеливо повторять уже использованные  методы и подбирать новые, с  пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут  не сразу и может быть не  совсем в той форме и в  том качестве, каких мы ожидаем;

Информация о работе Формирование нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обрядами