Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 05:56, курсовая работа
Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружаю стать формирование доброжелательного отношения к близким, чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации. Именно поэтому становится всё важнее обращать внимание на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени.
Введение.
Глава 1.Народные праздники как средство приобщения детей к народным традициям.
История возникновения народных традиций.
Свойство и классификация народных праздников и обрядов, их значение.
Народный праздник как педагогическая система.
Глава 2.Формирование нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обрядами.
2.1 Особенности организации нравственного воспитания дошкольников
2.2 Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе.
2.3 Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных праздников и обрядов.
Заключение.
Список используемой литературы.
Основным средством
Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Средством нравственного воспитания
дошкольников является природа. Она
дает возможность вызывать у детей
гуманные чувства, желание заботиться
о тех, кто слабее, кто нуждается
в помощи, защищать их, способствует
формированию у ребенка уверенности
в себе. Воздействие природы на
нравственную сферу личности детей
многогранно и при
В целом выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
2.2 Анализ понятия «нравственное
воспитание» в психолого-
Нравственное воспитание – это
целенаправленный процесс приобщения
детей к моральным ценностям
человечества и конкретного общества.
С течением времени ребенок постепенно
овладевает принятыми в обществе
людей нормами и правилами
поведения и взаимоотношений, присваивает,
то есть делает своими, принадлежащими
себе, способы и формы
В педагогическом словаре нравственное воспитание понимается как один из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании нравственной сознательности, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией.
Т.И. Пониманская рассматривает нравственное воспитание как целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка с целью формирования нравственных чувств и качеств, усвоение моральных норм и правил, развитие нравственных мотивов и навыков поведения .
По мнению В.А. Сластенина нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
С.А. Козлова результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных
качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений
от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Содержание нравственного
Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственной направленности личности в значительной степени определяют дальнейшую ее жизнь, а исправить допущенные родителями, педагогами ошибки в нравственном воспитании детей тяжело или невозможно.
По словам Л.Р. Болотиной нравственное воспитание – это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения с взрослыми и закрепляется в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений со сверстниками.
В.Г. Нечаева в свою очередь определяет нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали.
По мнению О.В. Ковальчук роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.
Для формирования любого нравственного
качества важно, чтобы оно проходило
осознанно. Поэтому нужны знания,
на основе которых у ребенка будут
складываться представления о сущности
нравственного качества, о его
необходимости и о
знания и представления |
+
мотивы |
+
чувства и отношения |
+
навыки и привычки |
+
поступки и поведение |
=
нравственное качество |
Схема 1.1. Механизм нравственного воспитания
Данный механизм имеет объективный
характер. Он проявляется при формировании
любого (нравственного или
Нравственное воспитание включает в себя три группы задач.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.
Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
Если первая группа задач носит
постоянный, неизменяемый характер, то
вторая – подвижна. На ее содержание
оказывают влияние и
Еще 30 лет назад задачи нравственного
воспитания дошкольников были сгруппированы
в четыре смысловых блока: воспитание
гуманных чувств и отношений; формирование
начал патриотизма и
Таким образом, нравственное воспитание – это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
2.3 Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных праздников и обрядов.
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существуют различные подходы к классификации методов воспитания. С.А. Козлова утверждала, что для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Согласно этому основанию выделяют три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).
Выделяют две группы методов
нравственного воспитания дошкольников:
организация практического
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного;
- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения;
- для использования метода
- метод не должен применяться
однотипно, шаблонно по
- методы воспитания следует
применять тактично. Воспитанник
не должен чувствовать, что
его воспитывают.
- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;
- проектируя, подбирая методы, важно
предвидеть возможные
- применение методов