Формирование нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обрядами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 05:56, курсовая работа

Краткое описание

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружаю стать формирование доброжелательного отношения к близким, чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации. Именно поэтому становится всё важнее обращать внимание на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени.

Содержание

Введение.
Глава 1.Народные праздники как средство приобщения детей к народным традициям.
История возникновения народных традиций.
Свойство и классификация народных праздников и обрядов, их значение.
Народный праздник как педагогическая система.
Глава 2.Формирование нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обрядами.
2.1 Особенности организации нравственного воспитания дошкольников
2.2 Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе.
2.3 Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных праздников и обрядов.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 70.22 Кб (Скачать файл)

- преобладающим в нравственном  воспитании дошкольников должны  быть практические методы, которые  предполагают обучение ребенка  способам действия;

- методы применяются не изолировано,  а в комплексе, во взаимосвязи.  Основаниями для подбора методов,  которые можно и целесообразно  использовать в комплексе, служат  ведущая воспитательная задача  и возраст. 

Проведение праздника требует  серьезной подготовки воспитателя  и музыкального работника. Каждый праздник готовится сначала фрагментарно с небольшими группами детей на занятиях по разным разделам программы народоведческой направленности. Приобщаются к подготовке праздников и родители.

Эмоциональное общение воспитателя  и родителей с детьми накануне праздников помогает вызвать и поддерживать интерес к его содержанию, глубже осмыслить сообщаемый материал, подойти  к морально-эстетичным выводам и определиться в отношении к нему, то есть заложить основы моральных представлений и чувств. Занятия по народоведению проводятся систематически во всех возрастных группах (начиная с четвертого года жизни). Воспитатель имеет возможность сформировать у детей конкретные, четкие и доступные по содержанию представления о том или другом событии, которое является основой праздника или досуга. На занятиях воспитатель учит детей видеть и понимать его важность, исторические предпосылки возникновения и элемент современной интерпретации, дает широкий диапазон вариантности события с учетом региональных и этнических особенностей края, народа. Такую по содержанию работу воспитатель планирует в основном вместе с музыкальным работником в старших возрастных группах. Музыкальное сопровождение, ритмично-хореографические элементы как средства искусства учат детей видеть красоту, например, веснянки как песни, как хоровода, как игры, как театрализованного праздника, которое имеет глубокие исторические корни и неповторимый современный колорит и богатство.

Большое значение для достижения успехов  в проведении утренников имеет проявление интереса к ним. Для этого организуют посещение театра и просмотр спектаклей, обсуждение просмотренного с анализом игры актеров, их одежды, оформления сцены.

Если спектакли дети просматривают  в дошкольном учреждении, можно провести беседу с артистами об их работе. На музыкальных занятиях до проведения утренника следует учить детей  перевоплощению в настроение, душевное состояние, характер действующих лиц. Детей знакомят с характерными атрибутами. В повседневной жизни можно планировать  выполнение упражнений, например: исполнить  с разной интонацией песню Весны  в зависимости от того, с кем  она вступает в диалог, воспроизвести  встречу детей с разными гостями, которые пришли в «хату» на Пасху  или на Рождество, воспроизвести  голос хитрого зверя, показать, как  он двигается и другое.

Если младших детей интересует только участие в празднике и  те эмоциональные минуты радости, которые  они переживают от сюрпризов, то старших дошкольников уже интересует качество выполнения ими действий каждого персонажа, красота и неповторимость костюмов, атрибутов, декораций. Успех того или другого праздника народоведческой направленности зависит в значительной мере от того содержания описания праздника, который заложен в основу сценария. Поэтому для праздников в дошкольном учреждении должно быть выбрано календарно-обрядовое единство праздника с минимальным религиозным звучанием.

В толковании праздника с помощью  литературного текста, легенды или  поверья должны иметь место короткие монологи, диалоги персонажей, которых  играют дети и взрослые. Отклонение от содержания толкования основных событий, которые создают канву праздника, допускать нельзя. Поэтому воспитателю  и музыкальному работнику нужно выбирать доступные для понимания детей материал.

Малые фольклорные жанры, которые  используются в сценариях, – народные песни календарно-обрядного содержания, семейно-бытовые и исторические тематики – всегда имеют простой  текст, динамический сюжет, который  легко и быстро запоминается детьми, поэтому их следует использовать без ограничения, только с учетом продолжительности праздника.

Для того чтобы организовать и провести праздник с исторической или религиозной  тематикой, нужно вызвать интерес  к событию или явлению, которое  положено в основу сценария, организовать глубокое осмысление его детьми как  на занятиях по народоведению, так и  в повседневной жизни. Во время чтения произведений детской литературы или  рассказов воспитателя, например, на историческую тему, следует использовать все средства выразительности.

После чтения или рассказа воспитателем легенд, поверий, былин или произведений детской литературы, дети пересказывают  их для лучшего понимания и  запоминания сюжета. Все усилия следует  сосредоточить на специальных объяснениях  до наименьших деталей, чтобы донести  до сознания детей полное звучание сюжета. Народная обрядность сложна переносным звучанием отдельных вопросов, своей  исторической отдаленностью событий, религиозной особенностью отдельных  толкований, поэтому воспитателю  следует использовать соответствующий  иллюстративный материал, диапозитивы, диафильмы, картины, альбомы, фотомонтаж, кинофильмы и другое.

Следует расширять круг представлений  детей путем использования других источников – носителей народоведческой  информации. Это наблюдения людей  в реальной жизни мира природы, описание характерных особенностей вещей  и их функционального назначения, объяснения и беседы с детьми про  обереги украинского народа и  другое. Главное место в работе воспитателя и музыкального работника  отводится подготовке костюмов и  атрибутов к каждому тематическому  празднику. Любой элемент костюма  как для мальчика и девочки, так  и для взрослого имеет не только эстетичную, но и глубокую познавательную нагрузку. Потому их подбор с учетом тематической направленности сценария, региональных и общенародных особенностей и традиций имеет особое значение для организации и проведения праздника.

Дети охотно принимают участие  в изготовлении костюмов и их атрибутов. Воспитатель, руководя этой работой, может  еще раз обратиться к содержанию тех произведений, которые лежат  в основе сценария, к объяснению оберегов, обычаев и традиций украинского  народа. Дети принимают активное участие  в оформлении зала или групповой  комнаты к празднику. Используя  при этом вещи ежедневного употребления, которые имеют традиционное назначение и исполняют функцию оберегов, дети имеют возможность еще раз  закрепить представление о них, уточнить и конкретизировать приобретенные  знания.

Заключение. 

       Таким образом, приобщая детей к истокам   русской   народной праздничной культуры, мы  разносторонне развиваем личность  каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского   характера, русской   ментальности. Ценность народных традиций определяется тем, что они воздействуют на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого они доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от общения с ними удовольствие и эмоциональный заряд. Поэтому  народные традиции можно использовать для развития ребенка и его творческих способностей

 

 

 

 

Список литературы.

1.Бондаренко О.Э. Праздники христианской Руси. / О.Э. Бондаренко. М.-1996. – 274 с.

2.Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, Культура, 2005. – 240 с. . Дошкольная педагогика, под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г., Москва 1983г., 288с.

3.Журнал  Дошкольное  воспитание  №2   2007 года

4.Журнал  Дошкольное воспитание  №10  2006 года

 5.     Зацепина,М.Б., Народные праздники в детском саду: для работы с детьми 5-7 лет: Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей / Зацепина, М. Б., Антонова, Т. В.; под ред. Комаровой, Т. С. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 152 с.

6. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.

7.Князева О.А., Маханева  М.Д. Приобщение детей к истокам  русской народной культуры. –  СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

8.Козлова С.А. Я – Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М., 1996. - 165 с.

9.Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988. - 276 с.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004.- 365 с

10.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов, 4-е изд., - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 456 с.

 


Информация о работе Формирование нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обрядами