Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка в 6-7 классах общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:
1) орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;
2) письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Лингвистические основы обучения орфографии в школе
§1.1. Понятие об орфографии, и её разделы…………………………………....5
§1.2. Принципы русской орфографии и их реализация на уроках русского языка……………………………………………………………………………….7
Глава 2. Методика изучения орфографии в 6-7 классах общеобразовательной школы…………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………....28
Список использованной литературы…………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕТОДИКЕ 2.docx

— 57.09 Кб (Скачать файл)

        Фонетико-графические написания не вызывают у пишущих затруднений, поэтому обычно их просто не замечают; но в начальных классах их роль очень велика. Фонетико-графические написания не противоречат морфологическому принципу русской орфографии, так как не ведут к неодинаковому написанию морфем. Но их опасность в том, что они всё же создают у учащихся иллюзию благополучия, иллюзию соответствия буквы звуку, что на самом деле бывает далеко не всегда.

      Случаи типа «стол», «рука», «лампа» (фонетические написания) отражают фонемный состав этих слов и не противостоят морфологическому принципу орфографии. Итак, фонетический принцип русской орфографии заключается в том, что в словах пишутся звуки так, как слышатся, т.е. написание передаёт звучание слова.

      На фонетическом принципе основаны:

1) написание приставок  на з-: без-, воз-, них-, из-, раз-, чрез-, через-. Так, перед корнем, начинающимся  глухим согласным пишется буква  с, а в остальных случаях сохраняется  з: бесклассовый, безвредный, известить, испить, ниспадать;

2) написание ударяемых  гласных: дом, лес, сад;

3) правописание гласных  в приставках раз-, рас-, роз-, рос-: под ударением слышится О и  пишется О; в безударном положении  слышится А и пишется А: розыск  – разыскивать, роспись – расписка;

4) написание Ы вместо  начального И в корне после  приставок на твёрдый согласный: играть, но сыграть, искать, но сыскать, история, но предыстория;

5) написание под ударением  О и в безударном положении  Е в окончаниях существительных, прилагательных и наречий после  шипящих: душой, но кашей, большой, но  рыжего, горячо, свежо, но певуче, бойче;

6) написание под ударением  – ОЙ, в безударном положении  – ЫЙ в окончаниях прилагательных, причастий и порядковых числительных: большой, но новый, восьмой, но пятый;

7) написание Ы после  Ц: лисицын, синицын, сестрицын;

8) написание Ь после  мягкого Л: соль, уголь, сильный.

     В системе орфографических правил есть и такие, которые опираются на фонетический принцип и находятся в резком противоречии с ведущим, морфологическим принципом. Противоречие состоит в том, что морфемы (в данном случае – приставки на - -з) пишутся не единообразно, а в зависимости от произношения, отражая позиционное чередование. Приставки из-, ис-, раз-, рас-, вз-, вс-, через-, черес- и другие морфологическому принципу не подчиняются. Согласно правилу, эти приставки пишутся с буквой З перед гласными или звонкими согласными, а в остальных случаях – с буквой С: «безымянный, но «бесконечный». Нетрудно заметить, что написание З- (С- в этом примере соответствует произношению, т.е. подчинено фонетическому принципу.

     Поскольку правила, опирающиеся на фонетический принцип, противоречат формирующемуся у детей пониманию системы русской орфографии и вообще, трудные для усвоения, то в курсе начальной школы они не изучаются. Но слова, содержащие такие орфограммы, младшие школьники встречают в письменной речи и пишут их, усваивая на практической основе путём запоминания.

     Можно подчеркнуть, что случаи, подобные правописанию приставок на –з-, немногочисленны: другие принципы орфографии, в основном не противоречат, а, наоборот, поддерживают морфологический принцип прусской орфографии. Таков третий принцип – традиционный (исторический). Согласно этому принципу многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами.

    Не проверяемые правилами слова весьма многочисленны: в тексте, характерном для письменной речи младших школьников, их число достигает 20% (многие из таких слов позднее, в старших классах, станут для учащихся проверяемыми). По преимуществу это заимствованные из других языков слова. Многие из них вошли в русский язык сравнительно недавно: «ванна» – немецк., «чемодан» - персидск., иные в давние времена: «арбуз», «балык», «тулуп» – тюркск. и др.

    На традиционно-историческом принципе основано:

1) написание Г в род.п., ед.ч. прилагательных, причастий, неличных  местоимений, порядковых числительных  мужского и среднего рода: молодого (произносится – во), пятого (произносится  – во). Написание Г сохранилось  с тех далёких эпох, когда эти  формы произносились с [г].;

2) по традиции пишется  буква И после шипящих Ж  и Ш. Эти согласные были в  древнерусском языке мягкими, поэтому  после них было закономерным  писать И, Е, Ё, Ю, Я, как слышится, но к 13 в. эти согласные отвердели, но написание И продолжается по традиции, хотя произносятся согласные твёрдо и слышится Ы, а не И: жить, шить;2

3) по традиции пишется  Ь в окончаниях глаголов настоящего  и будущего времени во 2 л. ед.ч.: читаешь, играешь;

4) по традиции пишется, а никак не объясняется написание  с непроверяемыми безударными  гласными: гончар, болван, корабль, собака, вокзал;

5) суффиксы -еньк, -тель, -очк, -ечк, -енн, -оват, -еват.

    Итак, традиционно-исторические написания – это такие написания, которые не зависят ни от морфем, ни от произношений, а сохраняется письмо по традиции.

   С развитием фонологии, с введением в научный обиход понятия фонемы, был предложен новый, фонематический принцип, который некоторые ученые-лингвисты определяют как основной принцип русской орфографии. Но, как говорилось выше, ведущая роль в проверке орфограмм принадлежит морфологическому подходу: необходимо знать, в корне, суффиксе, приставке или окончании находится орфограмма. И без морфологического подхода фонемный способ проверки слеп и применим лишь в простейших, очевидных случаях типа «вода» - «воды» или «луг» – «луга».

      Невозможно проверить написание слов [р шот], [длиный], [шыт ] и множество других орфограмм, если не прибегать к морфологическому анализу. Морфологический принцип все эти случаи объясняет; иными словами, морфологический принцип шире фонематического, он охватывает значительно большее количество орфограмм, чем фонетический. Авторы большинства учебных пособий для вузов рассматривают морфологический и фонематический принципы в тесной связи, но однако не равноправными, так как фонетический принцип есть часть морфологического.

         В VI классе работа по орфографии направлена на закрепление ранее выработанных и на формирование новых умений, соответствующих изучаемым видам орфограмм.

Работа по орфографии в VI классе опирается на те же научные основы, на которых она построена в V классе. Орфограмма — основной объект орфографии. Орфограмма — написание, для обоснования выбора которого требуется применение орфографического правила. Орфограммы в зависимости от их графического типа находятся либо в морфемах (буквы), либо между морфемами и частично между словами (дефисы, пробелы, контакты), либо между слогами (черточка при переносе). Выбор правильных написаний зависит от совокупности фонетико-графических, структурных, морфологических, синтаксических и смысловых условий, которые заложены в самом языке. Орфография связана со всеми сторонами языка, поэтому ее изучение является базой овладения орфографической грамотностью. Орфографическая грамотность существенно повышается, если у школьников развита орфографическая зоркость, которая обеспечивается в первую очередь работой над опознавательными признаками типов орфограмм (т. е. над «точками применения» орфографических правил). Овладение орфографическими умениями и навыками опирается на все виды орфографической памяти (звуковую, зрительную, двигательную и кинестетическую), поэтому в учебном процессе им должно быть уделено одинаковое внимание.

Овладение орфографическими умениями и навыками в VI классе проходит следующие этапы:

— повторение и закрепление изученного в V классе;

— изучение новых видов орфограмм;

— закрепление орфографических умений и навыков при изучении неорфографических тем;

— повторение орфографии в конце каждой темы;

— обобщение и систематизация орфографических знаний и умений в конце года.3

Каждый из этих этапов имеет свои цели, свое содержание и свои методы работы, но на всех этапах, хотя и по-разному, решается одна из основных задач — формирование относительной орфографической грамотности. Важнейшим направлением в работе по орфографии является обобщение и систематизация, которая приводит учащихся к пониманию связей между орфограммами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Методика изучения орфографии в 6-7 классах общеобразовательной школы

В VI классе изучается 23 новых вида орфограмм, которые характеризуются следующими особенностями:

— по графическому облику они относятся ко всем типам орфограмм, т. е. среди них есть буквенные написания, дефисные, раздельные (орфограммы-пробелы) и слитные написания;

— по условиям выбора они тесно связаны с морфологией и словообразованием изучаемых частей речи.

Эти особенности определяют методический подход к показу специфики каждого изучаемого вида орфограмм, к установлению условий правильного написания, к выявлению общих и различающих черт орфограмм, с которыми учащиеся знакомятся.

Учитывая сходство между орфограммами в опознавательных признаках и в месте расположения в слове или между словами, остановимся на методике изучения отдельных видов орфограмм.

Орфограмма — гласные буквы е и и в приставках пре- и при-.

Данный вид орфограммы сложен для овладения учащимися, во-первых, потому, что касается различения на письме букв е и и не в одной, а в двух приставках, во-вторых, потому, что условия выбора букв е и и связаны с различением смысла, в-третьих, потому, что правило, регулирующее выбор букв е и и в этих приставках, не распространяется на большое число слов, в которых пре- и при-стали частью корня и потеряли присущие им значения. Учитывая перечисленные трудности, необходимо большое внимание уделить морфемному и словообразовательному разбору и определению словообразовательного значения приставок пре- и при-.

На изучение этого вида орфограммы целесообразно отвести четыре урока. На первом из них изучаются условия выбора букв е и и в приставках пре- и при-, на втором — закрепляется умение правильно писать буквы е и и в рассматриваемых приставках, на третьем — изучаются слова с неясным значением приставок пре- и при- и с пре- и при-, вошедшими в состав корня, на четвертом — отрабатывается правописание букв е и и во всех изученных случаях.

Правописание гласных в корне слова. Шестиклассники знакомятся с правописанием гласных в двух корнях с чередованием: -кос- (-кас-) и -гор- (-гар-). Метод разъяснения особенностей орфограмм — чередующихся гласных о и а в этих корнях — один и тот же: беседа по таблице в учебнике.

 Правописание гласных и согласных в суффиксах разных частей речи. Орфограммы — гласные буквы имеются в суффиксах прилагательных, существительных и глаголов.

     Особенность их изучения покажем на примере орфограммы «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных». На эту тему целесообразно отвести два урока. 

Гласные в окончаниях слов. Новой орфограммой является только «Буква и в окончаниях количественных числительных от 11 до 19».

      Употребление и неупотребление мягкого знака на конце слов после шипящих. Новым при изучении этого типа орфограмм является то, что употребление мягкого знака связано с написанием глаголов в повелительном наклонении. Методика объяснения и закрепления данного вида орфограмм обычная, примененная при повторении изученного в начальных классах.

      Дефисные написания в словах. Различаются две группы дефисных написаний: противопоставляемые слитным написаниям и не противопоставляемые таким написаниям.

Слитные и раздельные написания в словах. Данная группа орфограмм прежде всего связана с правописанием не и ни. С одними частями речи не и ни, являясь частицами, пишутся раздельно, с другими — слитно и раздельно.

Раздельное написание не рассматривается в связи с изучением неопределенных местоимений, глагола и кратких прилагательных; раздельное написание ни с разными частями речи специально не изучается. Предполагается, что учащиеся знают общее правило раздельного написания слов друг с другом, из которого следует, что ни как частица должна писаться от других слов отдельно.

Остановимся на методах различения слитного и раздельного написания не и ни со словами в тех случаях, когда не и ни выступают в словах как приставки и когда не и ни являются частицами перед словами. Работа над слитным и раздельным написанием не и ни в таких случаях сводится к показу учащимся путей разграничения приставочных слов и бесприставочных слов с частицами, звучащих одинаково: небольшой (не- — приставка) и не большой (не — частица).

Информация о работе Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка в 6-7 классах общеобразовательной школы