Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.

Содержание

1. Литературный обзор состояния вопроса……………………………………..4
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике……………….........4
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении……………………………………………………………………..6
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта..........7
2. Психолого-педагогический портрет класса обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта ……...11
3. Педагогический опыт……………………………………………………..…...13
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………………………..14
3.2. Актуальность педагогического опыта…………………………………..27
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте………………….28
3.4. Результативность педагогического опыта……………………………...29
3.5.Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта33
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта…………..35
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………………………………………………………………………...36
4.Выводы………………………………………………………………….………..44
5. Библиографический список…………………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

мой_опыт.doc

— 504.50 Кб (Скачать файл)

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:

  • «Физическая культура» - использование игр, игровых упражнений, импровизация для формирования способности наиболее адекватно использовать имеющиеся двигательные возможности в условиях, моделирующих сложные и опасные ситуации;
  • «Чтение художественной литературы - использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

Чтобы добиться решения поставленной цели с учетом принципа интеграции важно правильно выбрать эффективные формы и методы направленные на умение применять накопленный опыт ребенка в различных ситуациях: творческая игра, предметная деятельность, наблюдение, нод, метод сравнения, метод моделирования ситуаций. Игровые приемы: воображаемая ситуация, придумывание сказок на разные темы

       Определить, правильно или неправильно ведет  себя человек в тех или иных  ситуациях очень сложно. Однако  необходимость соблюдения определенных  правил поведения позволит избежать  многих проблемных ситуаций. Существуют правила поведения, которые неукоснительно должны выполнять дети, от которых зависит их здоровье и безопасность. Правила - неотъемлемая часть любой игры, поэтому первым и самым действенным методом является игровая деятельность т.к. игра для ребенка – это мощная сфера так называемой « самости» - самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации.

       В творческой игре это скрытые правила, заложенные в игровых условиях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических и подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которых может выступить поведение, мнение и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям – личностные качества, которые не маловажны при формировании навыков безопасного поведения. Используя метод игры в различных видах деятельности, педагог ведет ребенка постепенно к наблюдению за окружающим миром, деятельностью взрослого, эпизодическому участию в ней, а затем к партнерству и сотрудничеству.

      Предметная деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

      Особое  место занимает метод наблюдение. Оно обогащает социальный опыт  ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

      Непосредственно-образовательная деятельность, как метод важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Педагоги по данному направлению деятельности уделяют внимание работе с детьми начиная с 1 мл. группы, а для детей старшего возраста она носит систематический, целенаправленный характер.

      Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.

Например: детям предлагаются изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности

       Метод  моделирования ситуаций. Детей целесообразно  научить составлять план - карту  группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад. Дети  учатся располагать предметы  в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Педагог  всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует торопиться с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, педагог постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

       Игровые  приемы. Повышают качество усвоения  познавательного материала и  способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».

«К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях на дороге, в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным.

      Придумывание  сказок на разные темы. Придумаем  сказку «Как я спасал куклу  от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в НОД (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одной непосредственно образовательной деятельности. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели НОД, возрастных особенностей детей. Педагог  отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

       В формировании основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.

Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ  необходимо использовать разнообразные формы работы, такие как:

  • Анкетирование.
  • Родительские собрания (круглый стол, диспут, просмотр видеозаписи, организация встреч со специалистами ДОУ и социальных служб), с целью информации о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.
  • Организация выставки психолого-педагогической литературы по проблеме формирования основ ЗОЖ И ОБЖ у дошкольников.
  • Опрос детей по теме безопасности для оформления газет и для индивидуальных бесед с родителями.
  • Оформление и проведение индивидуальных и групповых консультаций.
  • Использовали прием «домашнее задание», для закрепления знаний, полученных в детском саду по теме «Безопасное поведение дома».
  • Сбор фотоматериалов по теме «Опасные места и предметы быта».
  • Оформление рукописных книг.
  • Участие родителей воспитанников на НОД, развлечениях.

      Часто, втягиваясь  в круговорот повседневности, мы  забываем о том, сколько неожиданных  опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

 

 

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического  опыта.

Основные понятия:

 

Основы жизнедеятельности человека. Понятие здоровья и образа жизни. Основные жизненные потребности. Питание. Физическая активность и закаливание. Вредные привычки. Несчастные случаи. Отравления. Первая помощь. Человек и окружающая среда. Человек и природа. Человек и социум. Человек наедине с собой. Экологическая безопасность геосферы регионов. Загрязнение приземного слоя атмосферного воздуха....

Понятие «Опасность». Трудности в разработке научных основ БЖД возникли в самом начале пути, поскольку даже основному понятию «опасность» до настоящего времени в научных работах не дано единого толкования. По мнению С. В. Белова в реальных условиях для возникновения и реализации опасностей необходимо соблюдение четырех условий: - наличие системы «объект защиты – источник воздействия»; - наличие источника опасности, способного создавать потоки вещества, энергии и информации; - наличие у защищаемого объекта предельно допустимой величины воздействия каждого из этих потоков; - совпадение по времени и месту пребывания источника опасности и защищаемого объекта в жизненном пространстве. Если потоки не приносят ущерба объекту защиты, то идет нормальный жизненный процесс, и такие потоки принято называть допустимыми. Если потоки наносят ущерб (ухудшают здоровье людей, приводят к деградации природы и т. п.), то потоки называют недопустимыми или опасными. Максимальные значения потоков, при которых ущерб еще не возникает, называют предельно допустимыми. Исходя из вышесказанного, целесообразно понятие «опасность» сформулировать в следующем виде: Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: человеку, обществу, природной среде, материальным ценностям. Из определения следует, что опасность реализуется лишь в условиях взаимодействия источника опасности и защищаемого объекта. Предложенное выше определение понятия «опасность» раскрывает природу опасностей, условия их возникновения и особенности реализации. На наш взгляд это определение является исчерпывающим для построения научного подхода к идентификации мира опасностей, оценке его влияния на людей и окружающий мир, разработке методов и средств обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. В последние годы в ряде научных публикаций предложены другие трактовки понятия «опасность». Так, А. А. Кирюшкин  считает, что «опасность – это факт нахождения определенного количественного параметра воздействующего фактора на уровне, выводящем состояние организма за пределы оптимума устойчивости» или « опасность – это факт наличия у объекта основной количественной характеристики на уровне, способном нанести вред организму человека». С. В. Белов  считает, что автор при формулировании понятия «опасность» исходит из наличия системы «объект защиты - источник опасности», что вполне правомерно. Справедливо отмечается и то, что величина воздействия, трактуемая как опасность, должна быть способной нанести вред (ущерб) объекту защиты. К сожалению, в формулировке А. А. Кирюшкина опасность трактуется, как «факт наличия у объекта источника воздействия основной количественной характеристики», но не конкретизируется вид этого объекта. Между тем, это очень важно, так как, говоря об опасности, необходимо оценивать не только ее величину, но и знать характерные признаки объекта – источника опасности. Опасность только тогда полностью определена, когда известны координаты ее источника и время проявления опасности. При этом они должны совпадать с координатами и временем пребывания объекта защиты. К. В. Чернов в статье  так формулирует понятие «опасность»: « Воздействие вещества, энергии, информации на человека, способное приводить к негативным последствиям, называется опасным техногенным воздействием или опасностью техногенной системы». По мнению С. В. Белова  в этой формулировке так же отсутствует в явном виде источник опасности, нет указания на его конкретные признаки. В словаре Ожегова  слово «опасность» толкуется как «возможность, угроза чего-нибудь очень плохого». Также термин «опасность» определен в стандартах ИСО 9000  Международной организации по стандартизации (ИСО) в области управления качеством: Опасность – комплекс условий изделия или системы, при которых существует возможность возникновения аварийных ситуаций. То есть в данном определении не выявлены точно объект и источник опасности. В качестве положительного примера А. И. Гражданкин приводит ГОСТ 12.3.047-98 «ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля». Термин «опасность» определяется как  « возможность возникновения процессов и явлений, способных наносить материальный ущерб» потенциальным жертвам, хотя объектом безопасности по прежнему выступают только эти же жертвы опасности. Однако, по мнению С. В. Белова расхождение в формулировках понятия «опасность», предложенных в работах и документах, не умаляют общности взглядов их авторов на причины возникновения опасностей – потоки вещества, энергии, информации и на результат воздействия опасности на человека – вред, ущерб, негативные последствия.

Информация о работе Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста