Формирование предпосылок коммуникативных способов действий у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 13:39, лекция

Краткое описание

Цель занятия: – познакомить студентов с теоретическими аспектами формирования предпосылок коммуникативных способов действий старших дошкольников.
Задачи:
1. Обобщить и конкретизировать теоретические знания и представления студентов об «универсальных учебных действиях» и коммуникативных способах действий детей старшего дошкольного возраста.
2. Развивать умение анализировать характеристики этапов развития и формирования коммуникативных способов действий у детей дошкольного возраста .
3.Воспитывать педагогичекую позицию студентов для формирования коммуникативной компетентности.

Вложенные файлы: 1 файл

лекция -формирование предпосылок ком. (Автосохраненный).docx

— 68.04 Кб (Скачать файл)

1. Одни чувствуют  себя «хозяевами».

2. Другие оказались  в подчинении у первых.

3. Третьи остались  вообще вне игры, дети не принимают  их (причем, к некоторым из таких  детей они относятся крайне  негативно, других вообще не замечают).

4. Четвертые, хотя  и держатся уверенно, при отсутствии  каких-либо ссор и обид сами  отходят от сверстников, предпочитая  игру в одиночестве.

 Анализ  показывает следующие результаты:

  - неспособность  детей к социальной реализации.

  - снижение речевой  памяти.

  - не способность  детей к раскрепощению.

  - недостаточность  общей культуры поведения.

Все это свидетельствует о слабой развитости коммуникативных навыков и необходимости разработки  методических и практических рекомендаций как родителям , так и педагогам. 

Процесс формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в детском саду будет эффективнее, если учтены следующие условия :

- педагог осознаёт  значимость процесса формирования  коммуникативных способностей и  осуществляет работу комплексно, закрепляя полученные умения  и навыки в различных видах  деятельности;

- педагогический  процесс осуществляется с учетом  возрастных особенностей детей  и строится на основе ведущей  деятельности данного возрастного  периода - игровой, с постепенным  усложнением вербальных и невербальных  компонентов коммуникативной деятельности;

- работа будет  направлена на формирование всех  коммуникативных умений и навыков: знания о приемах и правилах  вербального общения, способность  понимать и использовать на  практике невербальные средства  общения.

Рассмотрим современные подходы, средства и приемы  развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Эффективность процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста «коммуникативных способностей», во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи. Различает эти ситуации, определяет собственные цели и цели других людей в этих ситуациях, выбирает адекватные способы, преобразовывает ситуации в зависимости от целей участников. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям, что имеет прямое отношение к методу стимулирования поведения и деятельности.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею.

 Во-вторых, деятельность  ребенка должна быть по возможности  творческой.

 В-третьих, важно организовать  деятельность ребенка так, чтобы  он преследовал цели, всегда немного  превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень  выполнения деятельности.

Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями. Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим педагогам, психологу и его родителям.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию начальных коммуникативных способностей   у детей дошкольного возраста  решается интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей. Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является  неотъемлемым компонентом всех  видов детской деятельности: ( игра, труд, продуктивная деятельность и др.), так  и самостоятелльной деятельностью  детей дошкольного возраста

Давайте рассмотрим   влияние музыкальной деятельности  на развитие коммуникативных способов действий у детей дошкольного возраста.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания.

Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Арттерапия, в том числе музыкотерапия, может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается катарсис (очищение). В третьем — снимается нервно-психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию.

 Наряду с этим существует  и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой - является преодоление  коммуникативных расстройств. Она  осуществляется в виде занятия  педагога музыкой совместно с  ребенком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

Таким образом , подведем итог вышесказанному. Формировать и развить коммуникативные способности эффективено в процессе  разных видов деятельности и режимных моментов, а также необходимо учитывать  социальные и психологические факторы влияния на развитие и формирование коммуникативных способностей .

 

 Как Вы считаете, чтобы успешно формировать коммуникативные способности дошкольника, нужно ли педагогу  владеть навыками(знать )  коммуникативной компетентности.

Разъяснение задания к семинару.

Семинарское занятие.

Коммуникативная коммпетентность педагога.

ЗАДАНИЕ1:

В процессе взаимодействия с ребенком коммуникативная компетентность взрослого проявляется в адекватности используемых вербальных и невербальных средств в разнообразных ситуациях общения; построении эффективного диалога с дошкольником организации поддерживающего взаимодействия, безопасной, здоровьесберегающей среды общения; обеспечении гармоничного развития познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной, нравственной сферы ребенка.

Характер коммуникативной компетентности педагога проявляется в индивидуальном стиле общения с детьми-дошкольниками, который отражает определённую воспитательскую позицию.

 Сейчас я хочу  предложить вам небольшую игру. Перед вами описания шести  воспитательских позиций, а также  сказочные герои, каждому из которых  соответствует одно из описаний. Ваша задача распределить героев  сказок к соответствующим педагогическим  позициям. Таблица1.

 Как Вы думаете, какая из данных педагогических позиций наиболее полно способствует развитию эмоциональной, стремящейся к общению, самостоятельной личности ребёнка и почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица1.

Герой сказки.

 

Коммуникативная педагогическая позиция

Карабас-Барабас.

 

Такой педагог чётко знает, что правильно, а что нет. Он умён, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Как следствие, отсутствие у детей любознательности и эмоциональности.

Мальвина.

Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, ни на минуту не оставляет детей без внимания и контроля. Всё расскажет, всё покажет, разжуёт и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость действовать самостоятельно.

Спящая Красавица.

Красавица, лишённая чувства любви и привязанности к детям. Её главное желание – повелевать маленькими Каями. Она добивается подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но по сути бесполезным времяпрепровождением.

Мери Поппинс.

Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Главное – любит детей!

Снежная Королева.

Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя отсутствует». Её общение с детьми носит абсолютно формальный характер, дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие – дети становятся такими же безразличными к окружающему.

Наседка.

В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в чётком и правильном исполнении детьми его установок. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Дети быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.


 

 

Данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.

Задание 2. На основании профессиональный стандарт педагога, вам необходимо :

1. Проанализируйте  требования к компетентности  педагога (учителя, выпускника вуза) по вашей специальности.

2.Проанализируйте  краткий перечень личностных  качеств, важных для педагога, применительно  к вашей будущей  специальности.

 
1) Устойчивое хорошее самочувствие в ходе работы с людьми(детьми).  
2) Стремление к общению с людьми(детьми).  
3) Бескорыстное включение в общественную, организаторскую и другую подобную работу.  
4) Способность быстро понимать намерения, помыслы и настроения других людей.  
5) Способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей.  
6) Способность мысленно ставить себя на место другого человека.  
7) Способность хорошо помнить, держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей.  
8) Способность находить общий язык с разными людьми. 
9) Способность легко, без внутренней скованности, вступать в общение с новыми людьми.  
10) Стремление проводить время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом или помочь им в чем-либо.  
11) Умение улаживать разногласия между сверстниками или старшими.     
12) Умение убедить сверстников или младших в целесообразности того или иною плана действия.  
Работа выполняется на отдельных листах, с указанием источников.

Задание 3. Предлагается студентам найти, наглядно-тематическим и дидактическим материалом для создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, способствующей формированию социально-коммуникативных умений и навыков дошкольников.

Работа в группах по 4 человека, на отдельных листах, с указанием источников.

 

Литература:

 

    1. Абдулова Т.П., Хузеева Г.Р. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника:Учебное пособие.-Москва «Прометей» ,2013.
    2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет.-Москва «Просвещение» 1992.
    3. Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учим детей общению.Характер. Коммуникабельность.-Ярославль  «Академия развития»,1997 с.240 .
    4. Лисина М.И.Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми./ Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 208 с. 
    5. Лисина М.И.   Проблемы     онтогенеза     общения/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
    6. Чернецкая Л. В.      Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 256 с.

Информация о работе Формирование предпосылок коммуникативных способов действий у детей старшего дошкольного возраста