Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:45, реферат
Целью настоящей работы является раскрытие темы формирования психических качеств в процессе физического воспитания. Мы отмечаем, что данный вопрос необычайно важен для спортсменов и людей, занимающихся физкультурой. Формирование особых психических качеств спортсмена, необходимых для побед на соревнования, олимпиадах и чемпионатах мира, посвящено большое количество научных трудов, монографий и т.д. Мы бы хотели обобщить основные понятия и факты, касающиеся данной темы и сделать соответствующие выводы.
1. Содержание
2. Введение. Цель работы
3. Глава первая. Предмет психологии
физического воспитания
4. Глава вторая. Педагогическая направленность
физического воспитания
5. Глава третья. Психологическая
характеристика физических качеств
6. Глава четвертая. Психологические особенности
двигательных навыков.
7. Глава пятая. Формирование психических качеств
в процессе Физического воспитания
8. Глава шестая. Основные методики
воспитания волевых качеств в процессе
физического воспитания.
9. Глава седьмая. Специальная психическая
подготовка в процессе физического воспитания
10. Глава восьмая. Мотивация спортивной деятельности
11. Заключение
по теме: «Формирование психических качеств в процессе физического воспитания»
Выполнил: студент группы 625 (06203) Филологического Факультета СамГУ Каюмов М.И.
Проверил: Зав. Кафедрой Физического Воспитания СамГУ Названов Н.Т.
Самара, 2006 г.
1. Содержание
1. Содержание
2. Введение. Цель работы
3. Глава первая. Предмет психологии
физического воспитания
4. Глава вторая. Педагогическая направленность
физического воспитания
5. Глава третья. Психологическая
характеристика физических качеств
6. Глава четвертая. Психологические особенности
двигательных навыков.
7. Глава пятая. Формирование психических качеств
в процессе Физического воспитания
8. Глава шестая. Основные методики
воспитания волевых качеств в процессе
физического воспитания.
9. Глава седьмая. Специальная психическая
подготовка в процессе физического воспитания
10. Глава восьмая. Мотивация спортивной деятельности
11. Заключение
2. Введение. Цель работы
Целью настоящей работы является раскрытие
темы формирования психических качеств
в процессе физического воспитания.
Мы отмечаем, что данный вопрос необычайно
важен для спортсменов и людей,
занимающихся физкультурой. Формирование
особых психических качеств
3. Глава первая. Предмет психологии физического воспитания
Психология физического
Психология - наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности. В соответствии с этим определением основное предназначение психологии физического воспитания - оптимизация воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в типичных формах физической культуры с учетом закономерностей и особенностей психического развития в процессе формирования личности человека.
Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований.
Психология спорта - это наука о человеке в сфере спорта. Какое же место она занимает в системе наук о человеке? Психология взаимосвязана со всеми группами наук и находится в центре. По аналогии можно определить место психологии и в системе спортивных наук: философские основы спорта - общетеоретическая база организации спортивной психологии, социальные социально- психологическая область спортивной деятельности. Естественные отрасли научного значения обеспечивают «природную» организацию субъекта спортивной деятельности.
Психология физического
В процесс е физического
Цель физического воспитания - развитие и совершенствование необходимых и достаточных физических кондиций, психофизиологического уровня функционального состояния организма каждого человека, укрепление его здоровья.
Физическое воспитание направлено в основном на развитие с раннего детства психики человека (психические процессы, психологические качества, способности и т.д.), при этом решаемые задачи носят общий характер.
Физическое воспитание необходимо и доступно практически каждому человеку. Без физического воспитания трудно представить себе гармонично развитую личность.
Физическое воспитание - обязательная учебная дисциплина в каждом общеобразовательном учреждении (от детских садов до вузов).
Вероятно, в широком смысле понятие «физическое воспитание» тождественно понятию «физическое образование».
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей. Такое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающие физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей организма, способствующие наиболее полной реализации генетической про граммы, обусловленной биологическими особенностями конкретного индивида.
Физическое воспитание имеет образовательные, воспитательные и оздоровительные цели, оно направлено на обеспечение физического и психического здоровья и гармоничное развитие личности, подготовку ее к труду, жизни в обществе, к занятиям физической культурой.
Психология физического
Специфика занятий физическими
упражнениями определяет предмет психологического
обеспечения физического
4. Глава вторая. Педагогическая
направленность физического
Физическое воспитание является одним из важнейших элементов системы воспитания человека. Физическое воспитание - это
образовательно-воспитательный процесс, в нем четко определены роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитанников (учеников), условия их совместной деятельности.
Система занятий в физическом воспитании соответствует дидактическим принципам и нормам организации педагогического процесса, однако она имеет и свои специфические особенности. Во-первых, физическое воспитание - это непрерывный процесс, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Во
вторых, содержание и формы этого процесса находятся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Действительно, физическое воспитание отличается тем, что формирование двигательных умений, физическое и психическое развитие осуществляются в соответствии с закономерностями онтогенеза (рис. 1).
Физическое развитие как процесс
изменения природных
5. Глава третья. Психологическая
характеристика физических
Цель тренировки заключается в подготовке к высоким спортивным результатам, что, как известно, зависит от спортивных возможностей и готовности к достижениям.
Спортивные возможности
В тренировочном процессе образование и воспитание неразрывно связаны. Существующие между ними взаимные связи необходимо сознательно использовать, чтобы повысить эффективность спортивной подготовки. Выделим основные компоненты единого тренировочного процесса: физическая подготовка (развитие физических способностей и индивидуальных качеств спортсмена); техническая подготовка (овладение рациональной техникой спортивной деятельности, что обеспечивает экономное и оптимальное использование физических способностей и качеств); тактическая подготовка (развитие способности применять технические навыки и умения в определенных ситуациях спортивной деятельности); психологическая подготовка (формирование умения на тренировках и соревнованиях реализовывать свои физические способности, тактические концепции, технические навыки и умения, несмотря на постоянно повышающиеся уровни и плотность результатов в быстро меняющихся условиях спортивной деятельности); воспитание личностных качеств (для реализации успешной спортивной деятельности и достижения; высоких спортивных результатов спортсмен должен обладать значительным уровнем развития личностных качеств).
Если проанализировать цикл взаимозависимости компонентов
тренировочного процесса, то легко заметить, что его основополагающим звеном являются физические качества, которые и определяют спортивные достижения на всех этапах подготовки спортсмена.
В теории физического воспитания рассматриваются пять основных физических качеств: быстрота, сила, ловкость, выносливость и гибкость. Каждое из этих качеств имеет свою психологическую характеристику:
6. Глава четвертая.
Значительное место в любом виде спорта занимает процесс выработки двигательных навыков, что составляет основу технической подготовки спортсменов. Двигательные навыки - это заученные двигательные действия, имеющие осознанный автоматизированный характер, доведенные в процессе упражнения до совершенства. Овладеть двигательными навыками (техникой физических упражнений) - значит научиться управлять двигательными действиями, регулировать их в пространственных и временных параметрах с определенной интенсивностью прилагаемых усилий.
Психологические особенности процесса формирования двигательных навыков.
1. Целостность действия.
2. Совершенство действия. В выполнении всех элементов целостного двигательного действия требуется высокая степень мастерства:точность движений, устойчивость и гибкость навыка. Точность движений.
3. Автоматизм действий. Двигательные навыки следует довести до автоматизма, не исключая при этом функцию сознания.
4. Осознанность действия. Двигательные действия спорт
5. смена всегда должны быть осознанными. Процесс образования навыков и использование их в деятельности - сознательный процесс.
7. Глава пятая. Формирование
психических качеств в
Память - это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память - это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти - накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно.
Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведением, деятельностью. Без памяти он всегда оставался бы в состоянии новорожденного.
Воображение - процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир. Оно позволяет не только программировать будущее поведение, но и представлять возможные условия, в которых это поведение будет осуществляться.
Понятие выносливость многозначно. Под выносливостью понимают способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической деятельности.
Характеристика выносливости как двигательного качества человека весьма относительна. В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, Вызванным мышечной деятельностью.
Информация о работе Формирование психических качеств в процессе физического воспитания