Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 05:11, курсовая работа
Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Формирование связной речи при нормальном и нарушенном речевом развитии
1.2. Лингвистический и психолингвистические основы связной речи…………………………………………………………………………4
1.3.Формирование связной речи в онтогенезе…………………………...8
1.4. Характеристика старших дошкольников с ОНР…………………...12
1.5.Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ……………………………………………21
Глава 2. Организация методики исследования
2.1. Методика констатирующего этапа эксперимента…………………26
2.2. Выявление уровня сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНP……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...52
Список литературы ……………………………………………………………53
Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы.
— обследование словарного запаса по специальной схеме;
— исследование связной речи с помощью серии заданий;
— наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;
— изучение
медико-педагогической документации (данные
анамнеза, медицинских и психологических
исследований, педагогические характеристики
и заключения и т.п.); использование данных
бесед с родителями, воспитателями и детьми.
Мы остановимся на исследовании связной речи с помощью серии заданий, опираясь на методику В.П. Глухова.
При этом использовался наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, О.Н. Усановой и др.
В целях комплексного исследования связной речи детей использовались серии заданий, которые включали:
— составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
— составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
— пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
— составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
— сочинение рассказа на основе личного опыта,
— составление рассказа-описания.
С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования была дополнена доступными заданиями с элементами творчества:
— окончание рассказа по заданному началу;
— придумывание рассказа на заданную тему.
Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.
Для выявления степени сформированности у детей навыков употребления отдельных (фразовых) высказываний могут быть также использованы задания на составление предложений по демонстрируемым действиям, по опорным словам (данным в «нейтральной» грамматической форме). Включение в комплексное исследование заданий на составление фразовых высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с ОНР. Построение таких фраз-высказываний является необходимым речевым действием при составлении развернутых речевых сообщений (целого текста) — рассказов-описаний по картинкам, по их сериям, рассказов из опыта и др. [13, 20]. Результаты выполнения заданий на составление отдельных высказываний по картинкам фиксируются в протоколы на основании схем оценки уровня выполнения заданий.
Примерная схема оценки уровня выполнения заданий на составление фразовых высказываний
(по В.П.Глухову)
Уровень выполнения задания |
Составление фраз по картинкам с изображением простых действий |
Составление фраз-высказываний по 3-м предметным картинкам |
Оценка в баллах |
«Удовлетворительный» |
Ответ на вопрос-задание в виде грамматически
правильно построенной фразы, адекватной
по смыслу содержанию предложенной картинки,
полно и точно отображающей ее
предметное содержание. Все варианты
задания (5 или 6 фраз) выполнены на уровне,
соответствующем указанным |
Фраза составлена с учетом предметного
содержания всех предложенных картинок,
представляет собой адекватное по смыслу,
грамматически правильно |
5 баллов |
«Средний» |
Адекватная по смыслу фраза имеет один из перечисленных недостатков: а) недостаточно информативна; б) отмечаются ошибки в употреблении словоформ (в выборе нужной грамматической формы слова), нарушающие связь слов в предложении; в) нарушение нормативного порядка слов в словосочетаниях; г) длительные паузы с поиском нужного слова |
Имеются отдельные недостатки (см. в графе слева) в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации |
4 балла |
«Недостаточный» |
Сочетание указанных недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) вариантов задания |
Фраза составлена на основе предметного содержания только 2-х картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание |
3 балла |
«Низкий» |
Адекватная фраза-высказывание составлена
с помощью дополнительного Не все варианты задания выполнены |
Ребенок не смог составить фразу-высказывание с использованием всех 3 картинок, несмотря на оказываемую помощь. Отмечаются ошибки в языковом оформлении высказывания |
2 балла |
Задание выполнено неадекватно |
Отсутствие адекватного Составление фразы подменяется перечислением предметов, изображенных на картинке |
Предложенное задание не выполнено. Ребенок правильно называет изображенные на картинках предметы, но составить фразу-высказывание с их 1 использованием не может |
1 балл |
Схема оценки уровня выполнения пересказа, рассказа по сюжетным картинкам и рассказа из личного опыта (по В.П.Глухову)
Уровень выполнения задания |
Пересказ |
Рассказ по серии сюжетных картинок |
Рассказ из личного опыта |
I – «хороший» ( 4 балла) |
Пересказ составлен |
Самостоятельно составлен |
Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту. |
I I-«удовлетворительный» ( 3 балла) |
Пересказ составлен с |
Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку; достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом ненарушающие смыслового соответствия рассказа). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построение фраз. |
Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построение фраз, в употреблении глагольных форм и т .д.) |
III«недостаточный» ( 2 балла) |
Используются повторные |
Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов .Резко нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. |
Отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет собой простое перечисление предметов и информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность высказывания. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы. |
IV «низкий» (1 балл) |
Пересказ составлен по наводящим вопросам. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связного воспроизведения текста, единичные смысловые несоответствия. |
Рассказ составлен с припме6нением
наводящих вопросов и указаний на
соответствующую картинку/ |
В рассказе отражены все вопросы задания.
Отдельные его фрагменты |
Схема оценки уровня выполнения рассказа-описания и рассказа на тему или продолжение по данному началу (по В.П.Глухову)
Уровень выполнения задания |
Рассказ-описание |
Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. |
I – «хороший» ( 4 балла) |
В рассказе отображены все основные признаки
предмета, дано указание на его функции
или назначения. Соблюдается логическая
последовательность в описании признаков
предметов, смысловые и синтаксические
связи между фрагментами |
Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу),доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам. |
I I– «удовлетворительный» ( 3 балла) |
Рассказ-описание достаточно информативен ,отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечается единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков предметов, смысловая незавершенность одной-двух микротем ,отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказывания. |
Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче. Отмечаются не резко выраженные нарушения связности ,пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования. Существуют некоторые языковые трудности в реализации замысла. |
I II– «недостаточный» ( 2 балла) |
Рассказ составлен по наводящим вопросам, недостаточно информативен – в нем не6отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечается: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений. |
Рассказ составлен при использовании
повторных наводящих вопросов. Отмечается
отдельные смысловые |
I V– «низкий» ( 1 балл) |
Рассказ составлен с помощью |
Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования, допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушена последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа. |
Данное исследование направлено на выявление уровня связной речи у дошкольников с ОНР. Обследование проходило в соответствии с основными методическими требованиями. Для выявления уровня развития использовалась тестовая методика диагностики устной речи В.П.Глухова, в которой для оценки успешности выполнение заданий методики была применена балльно - уровневая система.
Каждое задание оценивалось в отдельности, затем высчитывалась сумма баллов за все задание, за серию. Далее суммарная оценка за выполнение заданий соотносилась с уровнями успешности детей контрольной группы, каждому из которых соответствовало определенное количество баллов.Комплексное исследование включало семь последовательных экспериментальных заданий, каждое из которых объединяла речевые пробы нарастающей трудности, и проводилось методом индивидуального эксперимента. Обследованы10 детей 6 лет, имеющих общее речевое недоразвитие разных уровней, и 10 дошкольников того же возраста с нормальным развитием речи (контрольная группа). Опишем результаты по заданиям.
Первое задание
заключалось в составлении
Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, связно рассказывать об увиденном, выявить понимание основного содержания, т.е. состояло в решении определённой семантико-синтаксической задачи.
Полученные результаты показали, что многие дети с речевым недоразвитием испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи, с чем возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делает мальчик, девочка?», «Что растет на поляне?»). У большинства детей при этом отмечались ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов, ошибки окончаний(на лужайку растут грибов, «масик и собаковаяигла» и т.д). У 4 испытуемых из 10 наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.
Ещё большие затруднения вызывало у детей с речевым недоразвитием выполнение второго задания – составление предложение по нескольким картинкам (с изображением: девочка, лес, грибы).
Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Несмотря на задаваемый всем детям вопрос: «Что делает девочка?», только 1 испытуемый смогсоставить предложение самостоятельно, с учетом взаимосвязи всех трех картинок. Остальным испытуемым задание объяснялось повторно (с указанием на пропущенную картинку), но и после повторения инструкции 9 детям не удалось составить фразу с учетом всех трех смысловых звеньев, испытуемых которые не справились с заданием не отмечалось. У многих выявились выраженные синтаксические затруднения, предмет обозначался неправильно или при помощи перифраз, распространенное действие в ситуации названо ошибочно (казинка и гибы,заветь; несет-тащит, тянет).
Информация о работе Формирование связной речи при нормальном и нарушенном речевом развитии