Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:28, курсовая работа
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Поэтому очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей.
Введение………………………………………………………………….........
3
Глава 1. Теоретические условия формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………...
Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………..
Характеристика психолого-педагогических условий формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования…………..…………………………………………………
Выводы по главе I……………………………………………………………..
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………..………………………………………………...
Выявление уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет ….…………………………………………………………
2.2. Проектирование реализации психолого-педагогических условий по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования……………….……………………………………………….
Выводы по главе II……………………………..……………………………..
Заключение…………………………………………………………………....
Список используемой литературы …..……………………........................
Приложения…………………………………………………………………...
Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.
Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности.
Деятельность воспитателя такова:
- предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
- организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;
- постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;
- обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);
- руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как "рыбы", "птицы", "звери", "домашние животные","дикие животные", "растения", "живое", "неживое" и т.д. [8, с. 9]
Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений детей. Пугливость, скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные, и скрытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ - все это создает объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится еще в становлении. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы, их свойств и признаков. Особое значение приобретают действующие, предметные модели, которые вскрывают характер функционирования объекта, показывают механизм его связи с окружающими условиями.
Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана работами психологов А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина. Оно определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности.
В дидактике выделяют три вида моделей:
Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С.И. Николаева).
Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.
Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде. Примером могут служить модели по ознакомлению дошкольников с природой:
модель покровительственной окраски (С.Н. Николаева)
модель "длинных и коротких ног" (С.Н. Николаева)
модель, позволяющая формировать у детей знания о потребности растений в свете (И.А. Хайдурова)
модели Н.И. Ветровой для ознакомления детей с комнатными растениями.
Третий вид - графические модели (графики, формулы, схемы и т.п.)
Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
Этапы овладения детьми моделями.
Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.
На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности. [4, с. 79]
1.2. Характеристика психолого-педагогических условий формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе моделирования
Главнейшее педагогическое условие успешного
формирования экологических представлений
у детей – естественнонаучная осведомленность
воспитателей, развитие их собственного
экологического сознания и готовность
к содержательному увлеченному общению
с детьми в природе, в процессе их знакомства
с природными объектами и явлениями.
Другое важное условие – создание
разнообразных развивающих природных
сред в помещении детского сада и на участке.
Исходное требование к предметной среде
– ее развивающий характер. При создании
развивающей среды целесообразно опираться
на положение А.В. Запорожца об амплификации
(обогащении) детского развития, что предполагает
расширение возможностей ребенка в дошкольных
формах жизнедеятельности (игра, экспериментирование
и т.д.) [4, с. 41]
Для формирования экологических представлений
у детей дошкольного возраста необходимо
постоянное и систематическое взаимодействие
с живой природой. В помещении и на участке
дошкольники должны быть окружены растениями
и животными, вокруг которых воспитатель
организует различную деятельность. Ребенок
должен почувствовать и познать природу,
уникальность живого на примере самой
природы. Поэтому организация «зеленой
зоны», «экологического пространства»
дошкольного учреждения должно быть первой
заботой всего коллектива детского сада.
«Экологические пространства» – это
условное понятие, которым обозначаются
специальные места в детском саду, где
природные объекты сгруппированы определенным
образом, и которые можно использовать
в педагогическом процессе экологического
воспитания детей. это развивающая предметная
среда, которая может быть использована
в познавательных целях, для осуществления
поисково-практической деятельности и
пропаганды экологических знаний среди
взрослых. Кроме традиционных видов «экологических
пространств» – групповых уголков природы,
комнат природы, огорода и сада на участке
– появились новые: мини-теплицы, мини-фермы,
музей природы, и так далее. [16, с. 34]
Минимальный состав уголка природы
независимо от возраста детей включает
комнатные растения и аквариум. С точки
зрения формирований экологических представлений
не имеет значения, какие растения и в
каком количестве будут в группе. Важно
другое: растения должны хорошо себя чувствовать.
Экологически правильное содержание
растений и животных – одно из необходимых
условий. В этих условиях животные активны,
поэтому можно организовать наблюдения
за разными сферами их жизни: питанием,
гнездостроением, передвижением, выращиванием
потомства и так далее.
Четкое соблюдение экологического
подхода к оборудованию зоны природы в
детских садах позволит детям увидеть:
- неразрывную и самую общую связь живого
организма с внешней средой;
- морфофункциональную приспособленность
к определенным элементам среды обитания;
- появление нового организма, его рост,
развитие и условия, обеспечивающие эти
процессы;
- специфику живого организма, его отличие
от предмета;
- многообразие живых организмов и разные
способы взаимодействия со средой. [15,
с. 45]
Продуманная организация и оборудование
зоны природы должны также обеспечить
возможность формировать экологические
представления следующими методами:
В уголках природы должно быть место
для труда, так как уход за обитателями
уголка – это необходимое условие формирования
экологических представлений в процессе
поисково – практической деятельности.
Воспитатель должен предусмотреть этот
момент и организовать специальное место
– это может быть небольшой стационарный,
откидной или выдвижной столик, на котором
всегда можно расположить баночки с кормами,
поилки и т.д.
Расположить уголок можно по-разному:
в помещении группы, если найдется действительно
спокойный уголок, - не на проходе и не
рядом с зоной подвижных и ролевых игр;
в раздевальной или туалетной комнатах,
если позволяет пространство. [7, с.78]
В организации труда в природе необходимо
четкое выделение трех этапов:
1) осмотр – наблюдение живых объектов,
выявление их состояния и самочувствия,
недостающих условий для полноценной
жизни и необходимых трудовых операций;
2) трудовая деятельность в том наборе
и объеме, которые были определены при
осмотре;
3) заключительное наблюдение, позволяющее
оценить полноценность среды обитания
для живых объектов. []16, с. 79
Изучение обитателей уголка природы
осуществляется главным образом через
длительные циклы наблюдений в повседневной
жизни и разные виды занятий.
В дошкольном учреждении также создаются
мини – теплицы, мини – фермы, где дети
могут ухаживать за растениями и животными,
а также осуществлять наблюдения и опыты.
Формирование экологических представлений
в процессе поисково – практической деятельности
осуществляется не только на занятиях,
но также в использовании разнообразных
форм и методов работы, таких как: экологические
кружки, экологические акции, трудовой
десант, клуб исследовательской природы,
лаборатория юного эколога, экологические
игры и так далее.
Условно можно выделить три составляющих
образовательного процесса, способствующих
формированию экологических представлений
в процессе поисково-практической деятельности.
1. Накопление познавательного опыта детей
через их исследовательскую деятельность
в естественных, специально созданных
условиях (экспериментирование, наблюдение,
труд, общение).
2. Обобщение и систематизация познавательного
опыта через дидактические игры и на занятиях.
3. Использование и преобразование опыта
детей в специально созданных условиях
в детских видах деятельности (игре, экспериментировании,
т.д.)
Таким образом, для формирования экологических
представлений в процессе поисково –
практической деятельности необходимо
соблюдать ряд условий:
В психолого-педагогической литературе выделены особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте:
Выводы по I главе
Таким образом, в первой части нашей работы
мы проанализировали психолого – педагогическую
литературу по проблеме формирования
экологических представлений у детей
дошкольного возраста. Нами проделан анализ
ведущих экологических понятий, с целью
показать, что специфика формирования
экологических представлений должна заключаться
в нахождении, выделении взаимосвязанных
явлений природы.
Формирование экологических представлений
является частью интеллектуального развития
детей. Мы выяснили, что существует прямая
зависимость между проблемой формирования
экологических представлений и проблемой
развития мышления. Ребенок, с одной стороны,
расширяет представления о мире, с другой
стороны – начинает овладевать причинно
– следственными, родо-видовыми, пространственными
и временными отношениями, позволяющими
связать отдельные представления в целостную
картину.
В связи со сказанным особое значение
в процессе формирования экологических
представлений приобретает практическая
деятельность с природными объектами,
а также наблюдений за изменением и развитием
явлений живой и неживой природы. Учитывая,
что детям дошкольного возраста присуще
наглядно-образное и наглядно-действенное
мышление, при формировании основ естественнонаучных
и экологических представлений моделирование
можно рассматривать как метод, близкий
к идеальному.
Также нами рассмотрена моделирование,
как средство формирования экологических
представлений. Мы установили, что при
формировании экологических представлений
целесообразно включать моделирование
в различные виды деятельности детей.
Мы также рассмотрели педагогические
условия, способствующие формированию
экологических представлений.