Формы организации полового воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 05:26, реферат

Краткое описание

Сейчас ситуация с половым воспитанием стала другой, что связано и со снижением возраста полового созревания, а значит, с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами. Сегодняшние 16 - 17 летние по половому поведению соответствуют 19 - 20 летним 60-х годов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 - 3 года раньше, а вот эмоциональное созревание - замедляется . Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение врачей, учителей, психиатров , психологов и, конечно, социальных педагогов.

Содержание

Введение

1. Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и психологии

2. Психология полового воспитания на различных возрастных этапах

3. Необходимость полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков

4.Содержание и принципы полового воспитания

5. Формы организации полового воспитания

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

половое воспитание.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Мужчина и женщина  биологически и психологически различаются по своему месту и роли в сложнейшей природосообразной системе продления человеческого рода. Психофизиологическая конституция мужчин предопределяет их более высокую готовность к экстремальным, рискованным ситуациям, потребность в риске, изменения себя и других, достижении различных целей. Ситуации, в которых требуется полная мобилизация, с дефицитом времени на принятие решения, с несколькими динамичными объектами для внимания именно они позволяют мужчине мобилизоваться, проявить потенциальную энергию. Женщина, обладая более слабым типом нервной системы, склонна скорее избегать, чем стремиться к подобным условиям и ситуациям жизнедеятельности. Но зато она более приспособлена к тонкой, кропотливой и монотонной работе, требующей сосредоточения всего внимания на одном объекте (например, на грудном ребенке). Такие различия объективно обусловили появление исторически мужских и женских ролей и профессий.

Дифференцированное, индивидуальное воспитание мальчиков и девочек  в соответствии с идеалами мужественности и женственности основывается на разделении семейных ролей между матерью и отцом. Основа полового воспитания - личный пример родителей, наблюдаемые ребенком изо дня в день их поступки и высказывания. Если идеал мужественности и женственности формулируется только на словах (а именно этим чаще всего приходится ограничиваться школьным педагогам), а на деле ни мать, ни отец не приближаются к эталонам мужественности и женственности, ребенок в большинстве случаев практически не усваивает требуемые образцы.

Правильное половое воспитание основывается на подчеркивании позитивных и компенсации негативных черт мужской  или женской психофизиологической конституции, природного темперамента. При этом абсолютно недопустимо  противопоставление полов, выпячивание  кажущихся преимуществ.

Формирование половых стереотипов  обусловлено не только влиянием взрослых; в этом смысле дети рано становятся "учителями" друг для друга. В  детском саду наибольшее количество реакций отвержения со стороны сверстников  заслуживают те дети, чье поведение не соответствует половой роли.

Половое воспитание дошкольника должно включать ознакомление с элементарными  сведениями о половых различиях  и деторождении. Но еще более важным является опыт "неполовой" любви  к родителям и сверстникам - залог  нравственности в зрелом возрасте.

Осознание ребенком своей половой  принадлежности начинается с того, что он научается различать пол  других людей .

Знание собственной половой  принадлежности развивается в полной мере к трем годам, по мере того как  ребенок осознает свое “ Я “ ( ты - мальчик , я - девочка ).

В 2 - 4 года у ребенка особенно активно  проявляется “половое любопытство“, т. е. стремление к разглядыванию  и ощупыванию своих половых органов. Дело в том, что осознание своего собственного “Я“ обязательно включает в норме и осознание собственной половой принадлежности. А половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности, а значит , формирования в детях эталонов настоящего мужчины и женщины. И в каждом определенном возрасте у ребенка должно быть соответствующее его уровню понимания представление о сущности половых различий. Ребенок должен осознанно понимать значение своего пола и уважать пол противоположный. Так уже в маленьком мальчике необходимо развивать уважение к женщине, а девочку нужно научить вести себя в соответствии с половой принадлежностью.

Поступление в школу знаменует  начало нового ответственного этапа  полового воспитания. Взаимоотношения  со сверстниками противоположного пола становятся более интенсивными. Особую роль приобретает учитель как авторитетный носитель знаний и образцов поведения. В современной школе большинство педагогов составляют женщины, что во многом определяет специфику школьных требований, практически ориентированных на фемининный стиль поведения. Девочки поэтому оказываются в более выигрышном положении. Они приходят в школу несколько более зрелыми эмоционально, с лучше развитыми тонкими движениями пальцев рук, больше склонными ориентироваться на мнение и отношение к ним взрослых, более аккуратными и тихими, менее критичными и агрессивными, чем мальчики. Таким образом они гораздо больше мальчиков соответствуют требованиям к идеальному ученику. Кроме того, их стиль поведения ближе и понятнее учительнице. В итоге при негласном подразделении класса на сильных и слабых учеников, последние как правило оказываются представлены почти исключительно мальчиками, что может быть и не связано с их умственными способностями. Такое положение не на пользу и девочкам, с первых шагов усваивающим чувство ничем не оправданного превосходства над мальчиками.

Роль полового воспитания повышается по достижении ребенком подросткового  возраста, центральным моментом которого является половое созревание. В задачи полового воспитания на этом этапе  входит правильное реагирование на особенности поведения, связанные с полом, подготовка мальчиков к поллюциям, а девочек - к менструациям. Период полового созревания связан с формированием эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки. Для подростка характерно несовпадение влюбленности и эротических ощущений, страхи по поводу своей половой неполноценности. Половое воспитание в этот период решает задачи общего развития личности и подготовки к жизни в собственной семье, предусматривает половое просвещение. Замалчивание проблем пола по существу подрывает идею гармонического воспитания, которому чужда проповедь аскетизма. Подросток, безусловно, должен быть огражден от проявлений аморализма в сфере половых отношений (в частности, всех видов порнографии), но не столько с помощью запретов и наказаний, сколько доведением до его чувства и сознания, что плоха не сама сексуальность, а ее низведение до физиологических отправлений и их смакования. Гарантией против ранних и случайных половых связей выступает не запрет, а формирование социальной ответственности, которая предусматривает предвидение человеком последствий своих поступков и восприятие взаимоотношений полов прежде всего как личностных.

Важным аспектом полового воспитания является сексуальное просвещение. Опыт стран, где оно широко практикуется, показывает, что тактичное и своевременное информирование о проблемах взаимоотношения полов не влечет в принципе негативных изменений полового поведения подростков и юношей. Этим фактом опровергаются существующие опасения, что информированность в вопросах секса приводит к распущенности. Сексуальное просвещение, начатое на ранних этапах становления личности, предваряет возникающий у детей естественный интерес к данным проблемам, избавляет их от многих заблуждений и травм. Оно способствует предотвращению различных отклонений в психосексуальном развитии, чреватых последующими сексуальными нарушениями и дисгармонией семейных отношений.

 

  1. Необходимость полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков

 

По данным экспертов  из Alan Guttmacher Institute, только 43 процента подростков до 18 лет, имеющих сексуальный опыт, пользуются презервативами, 57 процентов  же считают, что они им ни к чему. По данным Urban Institute, половина юношей в возрасте от 15 до 19 лет занимались со своей партнершей оральным сексом.

В свете этих фактов понятна  обеспокоенность родителей ранним сексуальным опытом своих детей. Беспокойство вызывает и источник получения информации «об этом». Увы, главным наставником в этом вопросе является не семья и не школа, а «улица».

Статистические данные различных организаций позволяют  сделать следующие выводы:

- работа в школах по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании проводится недостаточно, несмотря на крайне неблагополучную эпидемиологическую ситуацию среди подростков и школьников в городе и области;

- многие преподаватели не готовы обсуждать проблемы ВИЧ-инфекции, наркомании и связанные с этим вопросы сексуального воспитания школьников;

- большинство родителей не осознают той опасности для подростков, которая существует в реальной действительности, создавшейся в связи с эпидемией ВИЧ/СПИДа, наркоманией и различными венерическими заболеваниями.

Следующая проблема кроется  в характере изменений, происходящих в организме в пубертатный период и психологическом состоянии подростка в период взросления.

У мальчиков в это  время происходит "ломка" голоса, начинаются первые поллюции, у девочек - менструации. Наступление их иногда застаёт подростков врасплох и вызывает ряд неприятных, а порой и трагических (если естественые физиологические процессы принимаются за заболевание) последствий.

Физиологическая перестройка  организма в подростковом возрасте, повышенная выработка половых гормонов приводят к изменениям отношений между полами, а это уже имеет социальную и нравственную окраску. Взрослые обязаны знать и помнить об этом. Они не должны ограничиваться только гигиеническими советами и рекомендациями (о безвредности поллюций и менструаций и мерах гигиены в связи с ними), а более широко оценивать наступившие в организме изменения. Важно в подростковом возрасте не допустить у детей эмоциональных срывов, психических травм, которые могут оставить глубокий след на всю жизнь. Наиболее частыми причинами их могут быть наступление беременности у подруги и различные проблемы, связанные с этим, заражение венерическими заболеваниями или хотя бы страх заражения и т. д. Известно множество семейных разладов, обусловленных перенесённой в юношеском возрасте психотравмой, вызванной именно этими и подобными причинами.

 

  1. Содержание и принципы полового воспитания

 

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения  между людьми разного пола, нормы  этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.

К этим знаниям можно  отнести:

а) знания сущности, специфики  педагогической системы полового воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования методов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношении функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции ее определенных компонентов. Таковыми являются цели и формы организации;

б) знание специфики возрастного  развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек;

в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции  родителей в семье, роль и место  родителей в процессе происхождения  человека, предпочтения в интересах, досуге;

г) знание принципов полового воспитания:

- принцип единого подхода  к половому воспитанию со стороны  родителей, педагогов и медицинских  работников, проявляющийся в общности  взглядов на необходимость полового  воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

- принцип дифференцированного  и поэтапного характера полового  воспитания, предполагающего учет  пола детей, их возраста, степени  психологической и моральной  подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

- принцип правдивости,  заключающийся в достоверности  информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно  взаимосвязаны и в большей  степени касаются сексуального  просвещения детей);

- принцип индивидуального  подхода, проявляющийся в "адресном  характере информации", которая  должна быть адаптирована для  конкретного ребенка с учетом  принципа дифференцированного и  поэтапного характера полового  воспитания;

- принцип сочетания  нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).

Содержание педагогической системы полового воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи полоролевой социализации детей.

Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно  подразделить на 4 направления: работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации; работа по формированию полоролевого поведения; работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения; работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.

Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев.

А следующее направление  работы может быть связано с формированием  представлений о связях людей  в семье, их социальных и семейных ролях. Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами  родословной, перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье.

Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек.

Информация о работе Формы организации полового воспитания