Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:33, реферат
Главной целью образования в современных условиях становится воспитание личности, способной к самообразованию и саморазвитию, к свободному и компетентному определению себя в обществе, культуре, профессии. Развивающее образование ставит на первый план создание таких условий, которые бы способствовали активизации творческого потенциала всех сфер личности учащегося (эмоциональной, личностной, духовно-нравственной). В образовании все активнее используется практико-ориентированное обучение, задачей которого является развитие способностей учащихся получать знания на основании собственного опыта посредством рефлексии.
Введение
Нормы профессиональной этики
Этические принципы в психолого-педагогической деятельности
Этический кодекс педагога-психолога
Заключение
Литература
СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Функционирование
этических принципов в
Смоленск, 2013 год
Содержание
На пороге нового тысячелетия российское общество испытывает потребность в активном участии психологов во всех сферах жизнедеятельности человека: в политике, торговле, управлении, промышленности, здравоохранении, армии и других. Особого внимания заслуживает деятельность психологов в системе образования.
Главной целью образования в
современных условиях становится воспитание
личности, способной к самообразованию
и саморазвитию, к свободному и
компетентному определению себя
в обществе, культуре, профессии. Развивающее
образование ставит на первый план
создание таких условий, которые
бы способствовали активизации творческого
потенциала всех сфер личности учащегося
(эмоциональной, личностной, духовно-нравственной).
В образовании все активнее используется
практико-ориентированное
Для педагога-психолога важно соблюдать этические принципы в своей работе. Существует широкое и узкое понимание этики.
Этика в широком смысле - это понимание идеалов, моральных принципов, нравственности и норм поведения, назначения человека и смысла его жизни. Этика имеет очень большое значение в работе педагога-психолога. С одной стороны, он должен соблюдать многие этические принципы в общении с детьми, с другой стороны, передает этические знания ученикам, помогает усвоить их и строить на этой основе свое поведение. Многие этические принципы являются основой профессионализма педагога-психолога. В их числе эмоциональные переживания (гордость, гнев, любовь, сочувствие), волевые качества, отношение к себе и другим (вежливость, взаимопомощь, доверие, дружба, сочувствие, требовательность), социальные качества (жизненная позиция, принципиальность, сознательность, чувство нового), активность, культура поведения, трудовая этика, понятия общественного сознания, ценностей и др.
Этика стоит на трёх столпах: право, мораль и нравственность. Следует разделять эти понятия.
• Право — это фиксированные нормы поведения, за нарушение которых человек несет строго установленную ответственность (при этом хорошее право всегда должно отражать существующие общественные нормы и соответствовать общему уровню развития данного общества).
• Мораль — это неформальные (неписаные) нормы поведения, отражающие сложившиеся традиции, обычаи. Одним из центральных понятий морали является чувство долга перед окружающими людьми.
• Нравственность — это скорее совесть конкретного человека, основанная на принятии (или непринятии) существующих норм жизни, позволяющая человеку сохранять свое достоинство в нестандартных ситуациях, когда для принятия решения не помогают ни нормы права, ни нормы морали. Таким образом, нравственность — это этическая импровизация, основанная на индивидуальной совести и чувстве собственного достоинства.
Соответственно, при рассмотрении основных этических регуляторов функционирования деятельности педагога-психолога можно было бы выделить следующие уровни:
Правовой уровень.
Правовой уровень, основанный на таких документах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция (Основной Закон) РФ», «Закон РФ об образовании», «Должностная инструкция педагога–психолога», и других нормативных документах, вплоть до «Уголовного кодекса РФ». К сожалению, многие из этих документов декларативны, и построены скорее по принципу «избегания нежелательного», то есть оставляют открытым вопрос о том, что же есть должное, справедливое и прекрасное…
Моральный уровень.
Моральный уровень, отраженный
в многочисленных (но, к сожалению,
еще менее однозначных и
При всей важности этических
принципов вполне возможны, к сожалению,
ситуации, когда психолог прекрасно
знает основные этические требования,
но фактически не выполняет их. Кроме
того, возможны неординарные ситуации,
под которые сложно подобрать
тот или иной «принцип» и когда
приходится принимать решение
Нравственный уровень.
Нравственный уровень, предполагающий определенную ценностно–смысловую зрелость педагога-психолога, сформированное ценностно–нравственное ядро личности. Сам нравственный уровень возможен лишь тогда, когда у психолога, с одной стороны, нет стремления навязывать именно свою точку зрения ученику (клиенту), но, с другой стороны, нравственность предполагает и свою собственную точку отсчета (нравственный критерий) при отношении психолога к тем или иным событиям окружающего мира и к самому себе. Рассмотрение этических проблем на нравственном, мировоззренческом уровне нередко связывают с общечеловеческими ценностями.
Психологу, работающему в разного рода образовательных учреждениях, предъявляются особые этические требования. Прежде всего, это связано с тем, что объектом его исследования чаще всего являются дети. А дети обладают комплексом морально-психологической незащищенности. Педагогический психолог работает с учениками в тот период их развития, когда они на практике постигают различные социальные отношения, требования коллектива, и когда у них формируются морально-этические нормы.
В практике педагогической работы психолог работает с педагогами и зачастую выполняет те же функции, что и педагог, чтобы добиться положительного воздействия на личность ученика, педагог-психолог должен сочетать разумную требовательность к ученикам о доверие к ним.
Главный этический принцип работы
педагогического психолога
Условно можно выделить два основных уровня этических принципов в психолого-педагогической деятельности.
1. Очевидные, и даже в чем–то «банальные» принципы, типа «не кричи на ученика», «не бей ребёнка», «не наноси ему увечий» и т. п. Такого рода правила являются само собой разумеющимися, но, к сожалению, иногда и они нарушаются.
Например, педагог-психолог неоправданно оскорбляет ученика, доводя его до истерики, или использует в некоторых случаях совершенно не адекватные методы (был случай, когда один весьма «солидный» специалист в профконсультации под видом «инноваций» применил метод иглоукалывания, да еще в затемненной комнате, при свечах и с полуобнаженным телом ошарашенного подростка).
2.
Традиционно выделяемые
Не навреди! Профессиональная деятельность педагога-психолога направлена на достижение таких целей, как благополучие, здоровье, личностное развитие учеников.
Во время проводимой работы педагог-психолог должен убеждается в том, что все участники дали свое добровольное согласие, их здоровье и благополучие не подвергается опасности.
Не оценивай! Поскольку вообще без оценок (в том числе и положительных) работать немыслимо, иногда этот принцип уточняют: «не навешивай ярлыков». Но можно было бы сказать еще проще: не произноси отрицательных оценок вслух! А еще лучше так организовать работу, чтобы на каком–то ее этапе сам «прозревший» клиент начал рассказывать о своих недостатках, а педагог-психолог еще бы и объяснял ему, что, мол, «не все так уж и плохо».
Соблюдай профессиональную тайну (принцип конфиденциальности). Но и этот принцип не следует понимать буквально. Например, в условиях работы профконсультанта в школе все–таки приходится сообщать какие–то результаты своей работы (самого общего плана) администрации, которая также имеет право знать, что именно делает педагог-психолог со вверенными ей (администрации) учащимися. Однако категорически запрещается сообщать сведения о школьниках, которые могут нанести им хоть какой–либо ущерб, даже тогда, когда сами школьники будут заявлять, что им «все равно, что о них будут рассказывать».
Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано, тактично и конструктивно. Идеальный вариант конструктивной критики — помочь своему коллеги из пока еще несовершенной новой методики (или психолого–педагогического приема) сделать что–то эффективное и интересное. Но на это не каждый способен, так как в этом случае придется преодолеть в себе зависть по отношению к тому, кто «осмелился творить», а также выйти за рамки существующих стереотипов работы и даже в слабой пока еще идее суметь увидеть перспективные моменты.
Не выясняй отношений с коллегами по работе в присутствии учащихся. Конечно, если такое выяснение проводится с Вами в грубой форме, то ученик или студент поймет, что Вас оскорбляют, но и доверие к Вам также может несколько понизиться, так как Вы допускаете по отношению к себе такое обращение. В любом случае первым делом следует увести своего коллегу в другое помещение, с глаз ученика…
Не отнимай права самому отвечать за свои права и поступки. Важнейшей целью психолого-педагогической помощи является не просто решение конкретной проблемы клиента, но стремление сформировать у него способности и чувство ответственности за свою судьбу. Лишь только в том случае, когда человек явно не готов к такой ответственности, то только тогда психологу придется взять основную ответственность за принимаемые решения на себя. Но и эта ответственность реально не заменяет ответственность самого человека за свою жизнь.
Не дезинформируй. Иногда педагог или психолог ради «сохранения чести мундира» или ради «поддержания своего «имиджа» говорит о том, чего сам не знает, боится признаться в ранее сказанной неправде и т. п. Это может привести к принятию человеком неверных решений и сильно осложнить для него жизнь.
Как было уже отмечено, существует широкое и узкое понимание этики.
Этика в узком смысле, профессиональная этика - это следование общим принципам морали и выработка на их основе правил поведения и общения на работе. Обычно подобные правила объединяются в кодекс, т. е. свод правил, обязательных для исполнения всеми представителями профессии (в него входят правила, которые выработаны общественным сознанием на протяжении времени). Обычно в кодекс включают и те нормы, которым следует большинство представителей профессии.
На Всероссийском съезде практических психологов образования был предложен проект Этического кодекса педагога-психолога Службы практической психологии образования. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога. Кодекс должен служить педагогу-психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.
Информация о работе Функционирование этических принципов в психолого-педагогической деятельности