Характеристика коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 09:48, реферат

Краткое описание

Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. Дети с органическим поражением центральной нервной системы составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии.
В регионах России в последние годы развивается сеть реабилитационных центров. Как правило, дети в этих учреждениях получают комплексную помощь. Но она оказывается недостаточно эффективной, так как дети зачастую не получают того развития, для которого у них имеются потенциальные возможности. Для достижения максимально возможных положительных результатов большое внимание необходимо уделять коррекционно-педагогической работе.
Основой созданной рабочей программы является концепция коррекционно-развивающего обучения, изложенная в работах Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. При разработке программы были учтены современные тенденции коррекционно-развивающего процесса на этапе дошкольного детства.

Содержание

Введение
Цели коррекционно-педагогической работы
Требования к проведению коррекционно-педагогической работы
Компоненты коррекционно-педагогической работы
Социализация
Физическое воспитание
Познавательное развитие
Сенсорное воспитание
Формирование наглядно-действенного мышления
Ознакомление с окружающим
Развитие речи
Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

оивдсни.docx

— 39.18 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации  ГОУ ВПО «Курганский Государственный  Университет»

Кафедра коррекционной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Характеристика коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с органическим поражением центральной  нервной системы

 

 

 

 

Выполнил(а): студентка 255 группы

         Поливода Д. А.

            Проверил(а): Чуранова А. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган 2012

 

 

Содержание:  

 

 

  1. Введение
  2. Цели коррекционно-педагогической работы
  3. Требования к проведению коррекционно-педагогической работы
  4. Компоненты коррекционно-педагогической работы
  5. Социализация
  6. Физическое воспитание
  7. Познавательное развитие
  8. Сенсорное воспитание
  9. Формирование наглядно-действенного мышления
  10. Ознакомление с окружающим
  11. Развитие речи
  12. Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности
  13. Заключение
  14. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Год от года все  больше детей рождается с проблемами здоровья. Дети с органическим поражением центральной нервной системы  составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями  в развитии.

В регионах России в последние годы развивается  сеть реабилитационных центров. Как  правило, дети в этих учреждениях  получают комплексную помощь. Но она  оказывается недостаточно эффективной, так как дети зачастую не получают того развития, для которого у них  имеются потенциальные возможности. Для достижения максимально возможных  положительных результатов большое  внимание необходимо уделять коррекционно-педагогической работе.

Основой созданной  рабочей программы является концепция  коррекционно-развивающего обучения, изложенная в работах Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. При разработке программы были учтены современные тенденции коррекционно-развивающего процесса на этапе дошкольного детства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели  коррекционно-педагогической работы

 

Основными целями коррекционно-педагогической работы являются:

  1. Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств каждого ребенка.
  2. Преодоление и предупреждение нарушений развития, а также формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к  обучению в школе.

При планировании конкретного  содержания коррекционно-развивающей  работы в каждой возрастной группе учитываются:

  • принципы общего и специального обучения и воспитания;
  • результаты диагностического обследования каждого ребенка с целью разработки или корректировки планов педагогической работы;
  • задачи и содержание основных разделов программы.

Учет соотношения  возрастных и индивидуальных особенностей в развитии ребенка, внимание к его  способностям и сильным сторонам личности позволяют строить целенаправленную и четко структурированную программу  индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальная  программа планируется на небольшой  период – на 6-7 месяцев и разрабатывается  по следующим направлениям:

    • условия и правила проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье;
    • содержание работы  с ребенком по основным линиям его развития;
    • виды деятельности в целях формирования положительных форм взаимодействия с другими детьми;
    • формы работы с родителями.

 

Требования к  проведению коррекционно-педагогической работы:

  • налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком;
  • создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка;
  • регулярное и систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
  • смена видов деятельности в процессе одного занятия;
  • повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
  • игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка;
  • использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях;
  • оказание психолого-педагогической помощи родителям в целях создания благоприятных условий для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье.

Индивидуальную программу  воспитания, обучения и развития ребенка  необходимо конкретизировать и дополнять  в соответствии с динамикой его  развития, а также с учетом повышения  педагогической компетентности родителей.

 

Компоненты   коррекционно-педагогической работы

 

Общность основных закономерностей развития ребенка  в норме и в ситуации отклоняющегося развития определяет основные компоненты  коррекционно-педагогической работы:

  1. Диагностико-консультативный блок.
  2. Коррекционно-развивающий блок.
  3. Социально-педагогический блок.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса. Обследование направлено на выявление актуального уровня развития ребенка  и зоны его ближайшего развития. На основе полученных данных, а также с учетом общих возрастных особенностей детей, строится коррекционно-педагогическая работа.

Следующий блок – коррекционно-развивающий.         

В данном блоке выделены два направления работы:

    1. Оздоровительное направление.

Основной целью  является оздоровление ребенка, совершенствование  техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.

    1. Воспитательно-образовательное направление.

В содержании воспитательно-образовательной  работы можно выделить несколько  разделов:

  • социально-нравственное развитие.

Основополагающим  содержанием раздела является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта;

  • познавательное развитие:
    • сенсорное воспитание,
    • формирование мышления,
    • формирование элементарных математических представлений,
    • ознакомление с окружающим миром,
    • развитие речи и коммуникативных способностей,
    • подготовка к обучению грамоте;
  • формирование и развитие основных видов деятельности детей (формирование игровой деятельности; формирование продуктивных видов деятельности; формирование элементов трудовой деятельности).  

Реализация задач  коррекционно-развивающего блока осуществляется на занятиях, большинство из которых  имеет интегрированный характер, что позволяет решать целый комплекс задач.

Заключительный  блок – социально-педагогический.

Одной из важнейших  задач является привлечение родителей  к активному сотрудничеству, т.к. только в процессе совместной деятельности удается максимально помочь ребенку. Здесь  выделены следующие формы работы с родителями:

    • консультативно-рекомендательная форма,
    • лекционно-просветительская форма работы,
    • индивидуальные занятия с родителями и их ребенком,
    • формы наглядного информационного обеспечения.

Разделы блоков объединены общими принципами и направлениями  деятельности. Каждый раздел может  быть реализован  как самостоятельное направление коррекционной и реабилитационной деятельности. Вместе с тем наиболее эффективной является сопряженная и поэтапно организованная работа по всем разделам, что определяется характером проблем детей, посещающих реабилитационный центр.

           Задачи коррекционно-педагогической работы с каждым ребенком реализуются последовательно в зависимости от уровня сформированности социального, физического, познавательного развития.

Социализация

           Социализация с точки зрения педагогической науки рассматривается и как процесс, и как результат формирования у детей представлений о многообразии окружающего мира, отношения к социальным явлениям жизни и приобретение навыков поведения, соответствующих общепринятым нормам. В социальном развитии ребенка выделяются три базовых концентра, значимых для последующего развития личности ребенка в целом: концентр «Я сам»; концентр «Я и другие»; концентр «Я и окружающий мир».

          Основополагающим в процессе социализации ребенка является развитие представлений у ребенка о себе. Именно с этих представлений начинается его адаптация и приобщение к окружающему миру, а также установление отношений с другими людьми.

          При выборе содержания и приемов работы коррекционно-развивающего обучения нужно создавать специальные педагогические условия для налаживания сотрудничества ребенка со взрослым. Что же это за условия? Эмоциональный контакт взрослого с ребенком (зрительный, слуховой и тактильный); правильное определение образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные возможности ребенка; подбор способов передачи ребенку общественного опыта, соответствующих уровню его развития.

          В процессе начального этапа коррекционной работы важно сформировать у ребенка готовность к усвоению способов общественного опыта. Этому способствуют совместные действия взрослого с ребенком; указательный жест; подражание действиям взрослого; действия по речевому указанию.

         Эти виды работы имеют коррекционную значимость лишь при системном формировании детской деятельности педагогом-дефектологом или обученным взрослым.

         В социальном развитии важным направлением в работе является формирование представлений о своей семье, о взаимоотношениях в ней и способах их проявления к близким людям.

         Наряду с формированием представлений о себе и о семье малыша обучают способам усвоения общественного опыта. Вначале необходимо добиться появления у ребенка положительного отношения к выполнению совместных действий с незнакомым взрослым. И только после этого ребенка надо обучать подражательным действиям, а затем учить его выполнять простые действия по просьбе педагога.

          В коррекционной работе по социальной адаптации большое внимание уделяется тому, как малыш воспринимает своего сверстника. Педагог должен сформировать интерес к взаимодействию с ним. Детей учат здороваться друг с другом, протягивать руку для приветствия, брать и передавать сверстнику игрушки, улыбаться партнеру по игре, радоваться ему при встрече, называть сверстника по имени, давать свои игрушки, прощаться. Постепенно надо расширять круг общения с детьми: называть детей по имени, ласково к ним обращаться, радоваться при их приближении; подражать действиям детей. В этот период закрепляются невербальные и вербальные формы общения. Детей продолжают учить улыбаться, смотреть в глаза, протягивать руку при встрече со знакомыми детьми, при прощании махать рукой, говорить: «Пока», посылать «поцелуй». Здесь важно, демонстрируя действия с интересными, яркими игрушками, научить ребенка выражать просьбу и благодарность словом и жестом партнеру по игре: «Дай машину», «На юлу», «Спасибо!»

        После того как ребенок научится положительно воспринимать своих сверстников, ему надо помочь овладеть способами взаимодействия с ними.

      Сюжетные игры и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование) также используются для формирования взаимодействия ребенка со сверстниками. Взрослый привлекает внимание детей, предлагая вместе поиграть: пригласить гостей-кукол, накрыть на стол для них, приготовить им обед; построить домики для зверюшек, обыграть эти постройки; создать рисунки по темам.

      Включая ребенка в коллектив, формируя у него самостоятельность, педагогу надо уделять внимание овладению навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками. Малыш должен научиться есть, пользоваться ложкой, есть более твердую пищу, тщательно ее пережевывать, пить из чашки (можно через трубочку), пользоваться салфеткой во время и после еды.

Информация о работе Характеристика коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы