Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 01:00, курсовая работа
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста».
Исходя из актуальности данной темы, определяется цель работы, заключающаяся в изучении художественно-эстетического воспитания младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического
воспитания детей младшего школьного возраста……………………………...5
1.1.Сущность художественно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте……………………………………………………………...5
1.2.Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в
младшем школьном возрасте…………………………………………….……14
1.3.Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей
младшего школьного возраста…..…………………………………………...21
Выводы по главе I………………………………………………………………25
ГЛАВА II. Творческая деятельность детей как средство художественно-
эстетического воспитания в процессе внеклассной работы……..………….26
2.1.Эстетическая сущность творческой деятельности………………………..26
2.2.Дидактическая организация художественно-эстетического воспитания..28
Выводы по главе II……………………………………………………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………40
Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека.
Психологи выделяют 3 основных направления психического развития детей школьного возраста:
Формирование личности.
ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;
усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства;
2.Расширение сферы деятельности ребенка.
ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности;
формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);
3.Интенсивное познавательное развитие.
происходит усвоение сенсорной культуры языка;
совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;
развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения;
происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания
Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.
Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Е.М. Торшилова [Е.М. Торшилова, 2001, 26].
Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив - детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия - должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.
Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.
Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.
Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.
Учитывая потребности и окружение ребенка, соотношение сфер художественно-эстетического воспитания можно представить следующим образом:
Схема 2. Соотношение сфер художественно-эстетического воспитания
Чувства, в том числе и художественно-эстетические - специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они не могут возникать и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств и художественного вкуса, ребенок должен научиться воспринимать разнообразные формы, гармонию звуков, красок и испытывать при этом эстетические чувства.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.
Пути и средства художественно-эстетического воспитания
детей младшего школьного возраста.
Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей. наиболее приоритетными средствами формирования художественно-эстетического воспитания являются:
ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;
доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности;
активная педагогическая деятельность;
Реализация художественно-эстетического воспитания может осуществляться в ходе изучения иностранного и родного языков, в ходе приобщения ребенка к национальной культуре.
Большими потенциальными возможностями в формировании художественно-эстетического воспитания располагает процесс обучения иностранному языку и интегрирующих с ним дисциплин, таких как, например, обучение ручному творчеству:
Задачами занятий по ручному творчеству являются:
Осознание художественно-эстетического вкуса.
Развитие образного мышления.
Развитие умений определять цвет, гамму, устанавливать пропорции.
Развитие ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем.
Развитие умений творчески создавать продукты ручного творчества.
Изучение и анализ теоретической литературы, опыта обучения детей ручному творчеству в детской школе «Лингва» позволили сделать вывод о том, что основными сферами деятельности художественно-эстетического воспитания являются:
знакомство с традиционными видами народного творчества («Хохлома», «Палех», «Дымковская игрушка» и др.);
знакомство с народными костюмами;
выставки детских работ;
национальные праздники;
уроки ручного творчества (работа с глиной, изготовление поделок из природного материала, бумаги (оригами), ткани (куклы, игрушки), изготовление коллажей);
Дидактическое структурирование сфер знаний ребёнка осуществляется в дидактических блоках:
для I ступени (5-6 лет) - «Знакомство», «Осень», «Зима», «Зимние праздники и забавы», «Овощи, фрукты, ягоды», «Мамин праздник», «Наши друзья - игрушки»;
для II ступени (6-7 лет) - «Моя семья», «Домашние животные - мои друзья», «Дикие животные зимой», «Зимние игры», «Мы идем в цирк», «Птицы», «Времена года»;
для III ступени обучения (7-8 лет) - «Я - человек», «Мое лицо», «Моя одежда», «Зимние праздники», «Я и мой друг», «Я люблю играть», «Кем я хочу стать».
Выбранные дидактические блоки затрагивают темы, которые дают детям первичные знания на широкой основе - иностранный и родной язык, природоведение, ручное творчество и уроки общения. Познание окружающего мира, вещей, себя, своего окружения тесно взаимодействует с языковой стимуляцией. Именно эти положения взяты за основу при создании интегративной программы.
Выводы по главе I
Воспитание - это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.
Художественно-эстетическое воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.
Младший школьный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Приобщение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.
Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.
ГЛАВА II. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В процессе внеклассной работы
2.1. Эстетическая сущность творческой деятельности
Школьный возраст - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
Что же представляет собой творчество? Творчество-это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества [Е.А. Дубровская, 2002, 11].
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция школьного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.
Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.
2.2. Дидактическая организация содержания художественно-
эстетического воспитания
Гуманизация образования в нашу эпоху перемен предполагает признание человека как личности, признание его права на развитие и проявление его способностей. Гуманистическая концепция определяет основное направление образования - качественно новый процесс обучения (социальные формы всестороннего воспитания и развития) и просвещения (приобщение к человеческой культуре).
Перестановка педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость воспитания ребёнка в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительности. Целостное отношение ребёнка к окружающему миру формируется различными видами художественно-творческой деятельности и неразрывно связано с самоопределением ребёнка в мире культуры. Своеобразие эстетического восприятия природы, предметного мира, произведений искусства пробуждает активное, действенное отношение ребёнка к окружающему. В разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально- пластической, игровой) ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты.
Основной целью школьного образования является целостное развитие личности и мы выделяем следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические.
Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов - эстетическое сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.
Воспитательный компонент цели заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.
Образовательный компонент цели выражается в знакомстве с произведениями искусства, в обучении различным видам творчества.
Практический компонент цели заключается в овладении ребенком ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного творчества.
Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста