Цели и задачи непрерывного фармацевтического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 17:12, реферат

Краткое описание

Образование - это, прежде всего, развитие и саморазвитие.
Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи старшим и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда.
Педагогическая деятельность - это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия.

Содержание

Введение
2
1. Понятия самообразования, самообучения и саморазвития
3
2. Цели и задачи непрерывного фармацевтического образования
6
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 45.96 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

2

1. Понятия самообразования, самообучения и саморазвития

3

2. Цели и задачи непрерывного фармацевтического образования

6

Литература

11


 

 

Введение

Модернизация отечественной системы образования ведется в рамках осуществления идеи непрерывного образования, подготовленной всем развитием образовательной практики и педагогической науки. Особую актуальность в контексте организации непрерывного образования приобретает проблема самовоспитания, саморазвития.

Образование - это, прежде всего, развитие и саморазвитие.

Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи старшим и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда.

Педагогическая деятельность - это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия.

Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, это воспитание человека как особая функция общества.

Из вышеизложенных определений следует, что педагогика-это только часть целой системы наук о человеке. Так как такие процессы, как воспитание, саморазвитие, формирование человеческой личности и другие, невозможны в рамках одной педагогики. Следовательно, только ее взаимодействие с другими науками способствует протеканию этих процессов правильно. Одной из системы наук о человеке является психология.       

 

 

  1. Понятия самообразования, самообучения и саморазвития

Образование — это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система — это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях:

1. Образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, средне-специальное, высшее образование, постдипломное образование).

2. Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования.

3. Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.

Образование обеспечивает в конечном счете определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, его подготовки к тому или иному виду практической деятельности. Сейчас, когда возникает необходимость непрерывного образования, появился термин «образование взрослых», поствузовское образование. Под содержанием образования В. С. Леднев понимает «…содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений (обучение), во-вторых, воспитанием типологических качеств личности (воспитание), в-третьих, умственным и физическим развитием человека (развитие)». Отсюда следуют три компоненты образования: обучение, воспитание, развитие.

 

Обучение — процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Но обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому человеку силы: кто-то его воспитывает, кто-то образовывает, кто-то обучает. Эти факторы как бы надличностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. 

Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

В понятиях «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Саморазвитие – сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.

Саморазвитие – непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации. Самоутверждение дает возможность либо подтвердить, либо усилить в себе собственную личность, черты характера, способы поведения и деятельности.

В качестве механизмов саморазвития выступают самопринятие и самопрогнозирование.

Самопринятие, завершая акты самопознания, знаменуется признанием в себе всех сторон и качеств личности, вызывающих как позитивные, так и негативные эмоции, и определяет своеобразие прогнозирования себя в будущем. Самопрогнозирование дает возможность осуществлять выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития. Самопрогнозы могут быть проанализированы с точки зрения их содержания, направленности, определенности – неопределенности, устойчивости, расположенности на временной оси. Разнообразная деятельность и сочетание механизмов самопринятия и самопрогнозирования порождают разные стратегии саморазвития. Оптимальной считается ситуация, когда человек принимает в себе как отрицательные, так и положительные свойства и качества, но тем не менее четко, определенно и реалистично ставит проблемы по формированию и переформированию себя (не отрицая себя сегодняшнего, знает, каким он хочет быть завтра).

Саморазвитие идет по пути самоутверждения себя в разных видах деятельности. Один из них – игровой, где реализуется потребность в признании себя как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

  1. Цели и задачи непрерывного фармацевтического образования

Концепция образования за последние годы существенно изменилась. В начале XX в. обновление знании происходило каждые 20 — 30 лет, и общество не так остро чувствовало недостаток новейших знаний при сохранении неизменной системы образования.

Сейчас знания обновляются, по мнению экспертов, на 15% в год, т.е. полностью каждые 6 лет. И традиционно существующие системы базового образования, в силу инертности, не успевают за изменениями мира и увеличивающиеся потоком научной информации. Как следствие, молодое поколение после окончания вуза и получения профессионального образования в 23 — 25 лет является носителем уже устаревших знаний. В последующие годы профессионалу предстоит занять свое место в обществе, сделать карьеру. Это требует от человека значительных усилий и, достигнув высокого общественного положений, он становится специалистом, не владеющим современными знаниями.

Таким образом, пока система и технологии образования будут отставать от темпов обновления знаний, продуктивная профессиональная жизнь поколения неизбежно будет сокращаться. Вместе с тем перед обществом с каждым годом возникает множество ранее неизвестных острых проблем, требующие для своего решения знаний, творческого подхода, способности к поиску. Все это указывает на особое значение человеческих ресурсов и системы непрерывного образования в течение всей жизни как ведущего фактора общественного развития. Непрерывное «образование совмещается с основным видом деятельности профессионала в сфере науки, производства, обслуживания.

В 1998 году для обеспечения учебно-методического сопровождения подготовки медицинских и фармацевтических работников в системе непрерывного профессионального развития был организован Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (далее Центр).

Начиная с момента своего создания Центр активно участвовал в реализации новой государственной политики в области медицинского и фармацевтического образования. Сотрудники Центра принимали непосредственное участие в организационной и содержательной работе по формированию и реализации государственных образовательных стандартов первого (1998 г.), второго (2002 г.) и третьего (2009 г.) поколений по направлениям медицинского и фармацевтического профиля. Под эгидой Центра были разработаны учебные планы, примерные программы учебных дисциплин и другие учебно-методические материалы, сопровождающие реализацию государственных образовательных стандартов среднего и высшего медицинского и фармацевтического образования. Помимо учебно-методического сопровождения додипломной подготовки при участии Центра, впервые в нашей стране были разработаны и утверждены примерные программы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки в системе всех уровней дополнительного профессионального образования медицинских работников.

Цели и задачи современного фармацевтического образования должны отвечать потребностям государства, работодателей и общества в целом. Роль фармацевтических работников в системе здравоохранения — роль экспертов в отношении лекарственных средств, многократно подтвержденная совещаниями ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), Международной фармацевтической федерации, Всемирной ассамблеи здравоохранения.

Поскольку фармацевтическое образование является непрерывным и подразделяется на этапы, цель и задачи его на разных этапах различаются. Так, на этапе дополнительного образования система повышения квалификации специалистов фармацевтического профиля должна решать, как минимум, две задачи:

  • повышение квалификации специалистов с учетом их предназначения и роли в системе здравоохранения, исходя из концепции «обучение через всю жизнь»;

  • с другой стороны – получение специалистами необходимых знаний для эффективной деятельности в условиях рынка.

Для реализации первой задачи в России выстроена система повышения квалификации под контролем Минздрава России как органа, ответственного за охрану здоровья граждан. Повышение квалификации специалистов фармацевтического профиля в рамках этой задачи — обязательное условие при лицензировании фармацевтической деятельности и сертификации специалистов. Оно осуществляется образовательными учреждениями (имеющими соответствующую лицензию и государственную аккредитацию).

Повышение квалификации в рамках второй задачи - добровольное дело работодателей и специалистов. Оно осуществляется многочисленными организациями по циклам и программам, формируемым в соответствии с требованиями рынка, как в России, так и за рубежом. Следует отметить, что данные образовательные услуги оказывают, как правило, только на коммерческой основе — в отличие от обязательного повышения квалификации, при котором обучение осуществляется, как правило, бесплатно для государственных и муниципальных организаций системы здравоохранения в рамках утвержденных планов.

Главная задача непрерывного образования — создание условий, предпосылок, позволяющих обеспечить увеличение продолжительности активной творческой жизни человека, максимальное и эффективное использование опыта, интеллектуальных ресурсов и личностного потенциала человека в течение всей его жизни.

Система непрерывного образования призвана способствовать профессиональному и личностному росту специалиста.

Информация о работе Цели и задачи непрерывного фармацевтического образования