Школа России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:19, реферат

Краткое описание

Цель проекта «Школа России» обеспечение современного образования младшего школьника средствами учебно-методического комплекта.
Современное образование - образование, отвечающее реалиям, потребностям и надеждам сегодняшнего дня, вызовам современного мира и имеющее надежный потенциал для будущего.
«Школа России» создается в России и для России. Предлагаемая образовательная модель отвечает потребностям современного этапа развития страны, предвосхищает будущее и в известной мере готовит его.

Содержание

1. Основные подходы к построению учебного-методического комплекта "Школа России»
2. Особенности УМК «Школа России»
3. УМК «Школа России» и новый стандарт

Вложенные файлы: 1 файл

школа россии.реферат.мурзина.4 семестр.docx

— 36.43 Кб (Скачать файл)

Общность структуры, методической системы и методического аппарата учебников для 1-4 классов придает  им характер целостной педагогической системы.

Психолого-педагогические модели построения всех тем в учебниках  включают общие подходы к организации  учебного материала и совместной деятельности учителя и учащихся. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности:

  • постановка проблемы, цели и ее анализ учащимся совместно с учителем;
  • самостоятельная формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа изучаемого материала правил, способов действий, признаков понятий и т.д.
  • уточнение сформулированных учащимся обобщений (правил, способов действий и определений понятий) по учебнику;
  • введение соответствующей терминологии;
  • выполнение упражнений, различных по уровню сложности, на применение и уточнение знаний и способов деятельности по теме.

Учебники, по сути, направляют деятельность учителя:

  • отражены цели и содержание работы по каждой теме, ее распределение по времени;
  • представлены средства организации учебно-познавательной деятельности учащихся (условные обозначения, аналитические планы);
  • сформулированы результаты, к которым должны прийти дети (признаки и определения понятий, способы распознавания изучаемых фактов языка, алгоритмы действий, орфографические правила и т. д.).

Среди средств управления учебно-познавательной деятельностью  учащихся, представленных в учебниках, значительное место занимают аналитические планы.  
Аналитические планы — это система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание. Их назначение:

  • способствовать осознанию учащимися смысла выполняемой работы;
  • помочь детям сосредоточиться на главном, вспомнить, воспроизвести знания, необходимые для выполнения задания, выбрать способы деятельности;
  • раскрыть связь между целью работы и теми знаниями и способами деятельности (познавательными действиями), которые необходимы для достижения положительного результата;
  • поставить учащихся в ситуацию выбора возможных вариантов рассуждения, объяснения, поиска, монологических высказываний относительно выполняемого задания и выявленных связей и закономерностей в наблюдаемых языковых явлениях;
  • формировать мотивы учебной деятельности младших школьников, навыки контроля и самоконтроля;
  • способствовать осознанию не только того, как надо действовать, но и того, почему предпочтительно действовать так, а не иначе.

Особую роль в  учебниках выполняют сведения о  языке, которые даются детям в основном для размышления, более глубокого понимания, осознания, в отдельных случаях — для запоминания. Проводимые в учебниках сведения из истории языка ставят своей целью приобщение детей к постановке вопроса и поиску ответа относительно того, что и почему изменяется в языке.

Методическая система  учебников ориентирована на воспитание у младших школьников стойкого желания  самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формирует интерес к  узнаванию, изучению родного языка. Она направляет деятельность учителя  на создание на уроке атмосферы открытия и удивления, на выработку навыков  учебной самостоятельности, на поэтапность и диалектичность организации обучения.

В структуре нового Стандарта  важное место занимают требования к  предметным и метапредметным результатам образования, формированию универсальных учебных действий.Все учебники комплекта нацелены на обеспечение этих требований. Рассмотрим это на примере дорабатываемых учебников курса математики М. И. Моро.

Так, в рамках формирования универсальных учебных действий во всех учебниках наглядно представлены основные структурные компоненты учебной  деятельности: постановка учебной задачи (в форме вопросов или создания проблемных ситуаций, наличие которых повышает личностную мотивацию), контроль и оценка (система заданий под рубрикой «Проверим себя и оценим свои успехи», которая размещается в конце каждого урока, а также в конце изучения темы и позволяет ученику систематически контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, расширяя сферу его познавательных действий). Кроме того, в учебниках:

  • предложена специально разработанная по каждому классу система математических заданий для организации учебных действий школьников, (как практических, так и умственных), в ходе выполнения которых учащиеся  
    подводятся к самостоятельным выводам и обобщениям, учатся выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, овладевают новыми приемами познания;
  • увеличено число заданий, направленных на раскрытие связей математики с реальной действительностью, с другими учебными предметами и использованием в них знаний, полученных на уроках математики;
  • увеличено число заданий, требующих умений работать в паре, - это дидактические игры, задания по поиску и сбору информации, выполнение которых предполагает распределение ролей, умение сотрудничать и согласовывать действия в процессе выполнения задания, а также число заданий, предполагающих взаимную проверку результатов выполнения тех или иных поставленных задач, что будет способствовать развитию коммуникативных учебных действий.

При этом учитываются возрастные особенности детей и соблюдается принцип постепенного перехода от преобладания совместной деятельности учителя и ученика (1-2 классы) к деятельности детей в парах (небольших группах) и к усилению самостоятельной деятельности учащихся в процессе постановки учебных задач и определения видов учебной деятельности при их решении.

В силу специфики учебного предмета особое внимание авторы уделили  такой подаче учебного материала  на страницах учебников математики, которая создает условия для  формирования у учащихся универсальных  интеллектуальных действий, таких как  действия по сравнению математических объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и  получению выводов; по выявлению разных функций одного и того же математического объекта и установлении его связей с другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию несущественных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в другие условия.

Из этого следует, что  главной при совершенствовании  учебников была ориентация учебного материала и способов его подачи на максимально возможное включение учащихся в ситуации применения знаний в измененных условиях, в ситуации самостоятельного перехода от известного к новому, как в области знаний, так и в области способов учебных действий.

Проиллюстрируем сказанное  на некоторых примерах.

Так, в учебнике 1 класса уже  при знакомстве учащихся с отношениями  между двумя группами предметов (больше, меньше, столько же) материал построен так, что дает возможность  учащимся активно участвовать в  поисках разных способов сравнения  двух групп предметов (пересчет предметов  каждой группы и сравнение полученных чисел и в практическом действии — образовании пар из объектов каждой группы) и самостоятельно делать выводы.

В учебнике 2 класса при введении понятия «длина ломаной», подача нового материала основывается на умение учащихся видеть разные функции одного и того же объекта и применять полученные знания в новых условиях. Так, ученики  отмечают, что звенья ломаной —  это отрезки, длины которых они  уже умеют измерять, и делают выводы об одном из способов нахождения длины  ломаной: измерить длину каждого  звена и полученные результаты сложить.

Далее следует вопрос: «Сколько измерений при этом сделали?» (Столько  измерений, сколько звеньев в  ломаной).

Как найти длину ломаной, выполнив только одно измерение? По предложению  учителя, ученики берут циркуль  и самостоятельно находят другой способ определить длину ломаной, не измеряя длину каждого звена. Эти способы определения длины  ломаной ученики в дальнейшем самостоятельно переносят на определение  периметра многоугольника, в том  числе прямоугольника (квадрата).

В учебнике 3 класса при рассмотрении способа умножения двузначного  числа на однозначное (23 ? 4) предложенные вопросы направлены уже не на описание образца, как было ранее, а на выявление обобщенного способа выполнения действия: выясняется, какие числа умножаются (двузначное на однозначное), учащимся предлагается привести свой пример такого вида (15 ? 6, 34 ? 3, 44 ? 2 и т. п.), и рассказать, как должно быть представлено двузначное число и как выполняется умножение во всех случаях такого вида.

Дальнейшее развитие получила и методика работы над текстовыми задачами (структура задачи, этапы  решения задачи: анализ задачи, поиск  и составление плана ее решения, проверка решения, составление и  решение задач, обратных заданной задаче), в том числе и формирование умений записать текстовую задачу сначала  с помощью схем, используя фишки  и фигуры, а затем (для задач  с большими числами) ис помощью схематических чертежей.

Уровень сложности заданий  постепенно, но регулярно, повышается как за счет усложнения учебного материала, так и за счет увеличения числа  рассматриваемых объектов и их свойств, за счет увеличения возможных оснований  для сравнения и классификации  различных объектов.

Так, при сравнении, например, числовых равенств классификация сначала проводится по одному признаку (по знаку действия), затем уже по двум признакам (как по знаку арифметического действия, так и на основе сравнения результата), позже — уже по трем признакам (добавляется сравнение компонентов действий). Аналогичное развитие имеет и система заданий геометрического содержания.

Овладение приемами сравнения, анализа, классификации формирует  у учащихся универсальные умственные действия, развивает способность  к проведению обобщений; облегчает  включение детей в учебную  деятельность не только на уроках математики, но и при изучении других школьных предметов.

В стандартах второго поколения  очень большое внимание уделяется работе учащихся с информацией, как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в УМК «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри комплекта, а также выходить за рамки комплекта в поисках других источников информации.

Так, в частности в учебниках  «Окружающий мир» имеются ссылки на пособия для учащихся: атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне».

Специальная система заданий  связывает учебник и рабочую  тетрадь, учебник и тетрадь тестов, а также организует поиск необходимой  информации: в сети Интернет, энциклопедической, справочной, краеведческой, научно-популярной литературе.

Важной особенностью учебников  является выделение в них базового и повышенного уровней учебного материала, позволяющего ученикам продвигаться в освоении учебных курсов с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Ярким примером может служить введение в учебники по окружающему миру рубрики «Странички для любознательных», которая системно выстроена с 1 по 4 класс.

Стандарт второго поколения  позволяет строить процесс обучения с опорой на творческую деятельность ребенка и по-новому представлять его результат. К результатам  обучения по комплекту «Школа России» относятся не только сформированная система знаний и способов действий, но и результаты, выраженные в предметно-деятельностной форме. Например: интервью с человеком той или иной профессии, подборка вопросов для викторины, сценарий праздника, коллективное создание «Музея наших путешествий» или «Красной книги нашего края», выставка творческих работ и др. При этом открываются широкие возможности для организации проектной деятельности учащихся, как в рамках отдельных предметов, так и на межпредметной основе.

Несомненно, ценность комплекта состоит в том, что ему присущи такие характеристики, которые очень значимы для учителя не только сегодня, но и всегда, а именно: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Школа России