Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:11, шпаргалка
1. Предмет, задачи и значение курса. Философские основы истории образования, воспитания и педагогики.
2.Гипотезы происхождения воспитания. Воспитание в первобытном обществе.
3.Образование и воспитание в странах древнего мира.
...
11. Воспитание, школа и образование в России 17в.
1. Предмет, задачи и значение курса. Философские основы истории образования, воспитания и педагогики.
Одной
из самых актуальных проблем человечества
на рубеже тысячелетий является проблема
воспитания и образования. Чтобы
глубже понять современные проблемы
и перспективы образования, необходимо
обратиться к истории образования и педагогической
мысли, которая в последние годы стремиться,
не просто описывать в хронологической
последовательности, исторически сменявшиеся
образовательные идеи и педагогические
воззрения, а представлять собой их анализ
и интерпретацию в максимально широком
социально-культурном контексте.
Обзор истории образования и его современное
состояние подтверждает его неразрывность
с конкретным временем. В любую историческую
эпоху и в любом обществе система образования,
ее цели и задачи, структура и организация
всегда выражают наличное состояние конкретного
общественного строя, тенденции и перспективы
его развития.
Школа и педагогическая наука прошли сложный
и многовековой путь развития. Педагогика
постепенно из суммы идей и концепций
превращалась в самостоятельную, фундаментальную
науку. Изучение истории школы и педагогики
является важным условием формирования
общей педагогической культуры, поскольку
дает знание о генезисе теории и практики
воспитания и образования, содействует
становлению мировоззрения и педагогического
профессионализма.
История
педагогики является отраслью педагогической
науки и учебной дисциплиной. Как учебная
дисциплина она изучает состояние и развитие
теории и практики воспитания и обучения
подрастающего поколения на разных ступенях
развития человеческого общества.
Учебная дисциплина «История педагогики»
логически связана с основными курсами
педагогики и психологии и имеет целью на историко-педагогическом
материале проанализировать возникновение,
развитие различных педагогических явлений,
их связь с конкретно-историческими условиями
развития общества и философскими, мировоззренческими
позициями авторов педагогических течений
и концепций.
Для достижения поставленной цели предполагается
решение следующих учебных задач:
- показать общечеловеческий и конкретно-исторический
характер развития воспитания и образования
как особого вида человеческой деятельности;
- раскрыть сущность и содержание различных
педагогических систем;
- проследить логику развития зарубежной
и отечественной педагогической мысли,
выявив общие черты и принципиальные отличия;
- помочь самовоспитанию и профессиональному
становлению студентов педагогических
специальностей и совершенствованию у
них навыков самостоятельной исследовательской
работы.
2.Гипотезы происхождения
Ряд концепций ученых о происхождении
воспитания создан под влиянием эволюционных
представлений о развитии человека, что
ведет к игнорированию социальной сущности
воспитания, к биологизации воспитательного
процесса.Сторонники таких концепций
(например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют
инстинктивные действия животных с воспитательной
практикой первобытных людей и приходят
к выводу о том, что единственная основа
воспитания — инстинктивное стремление
людей к продолжению рода и закон естественного
отбора.Среди ученых распространено также
мнение, сформировавшееся в конце XIX—начале
XX века, о том, что основой воспитания является
инстинктивное стремление детей активно
подражать старшим (эту теорию развивал,
например, американский автор П. Монро).
Советская история педагогики, объясняя
происхождение воспитания, опирается
на учение классиков о развитии общества
и человека как природного и социального
существа.Основным условием возникновения
воспитания была трудовая деятельность
первобытных людей и сформировавшиеся
при этом общественные отношения. Применение
примитивных орудий труда и все расширяющееся
и усложняющееся сознательное изготовление
их повлекли за собой необходимость передачи
трудовых знаний, умений и опыта подрастающим
поколениям. Сначала это происходило в
процессе трудовой деятельности, всей
бытовой и общественной жизни. В дальнейшем
воспитание становится особой сферой
деятельности и сознания человека.В первобытном
обществе ребенок воспитывался и обучался
в процессе своей жизнедеятельности, участия
в делах взрослых, в повседневном общении
с ними. Мальчики участвовали вместе со
взрослыми мужчинами в охоте и рыбной
ловле, в изготовлении оружия; девочки
под руководством женщин собирали и выращивали
урожай, готовили пищу,делали посуду и
одежду.На последних этапах развития матриархата
появились первые учреждения для жизни
и воспитания подрастающих людей—дома
молодежи, отдельные для мальчиков и девочек,
где под руководством старейшин рода они
готовились к жизни, труду, «посвящениям».На
стадии патриархальной родовой общины
появились скотоводство, земледелие, ремесло.
В связи с развитием производительных
сил и расширением трудового опыта людей
усложнялось и воспитание, которое приобрело
более многосторонний и планомерный характер.
Дети приучались к уходу за животными,
земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость
в более организованном воспитании, родовая
община поручала воспитание подрастающего
поколения наиболее опытным людям. Наряду
с вооружением детей трудовыми умениями
и навыками они знакомили их с правилами
зародившегося религиозного культа, преданиями,
обучали письму. Сказания, игры и танцы,
музыка и песни, все народное устное творчество
играло огромную роль в воспитании нравов,
поведения, определенных черт характера.
В результате дальнейшего развития появились
зачатки военного воспитания: мальчики
учились стрелять из лука, пользоваться
копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных
группах появилась четкая внутренняя
организация, выделились вожаки, усложнилась
программа «посвящений», к которым готовили
молодежь специально выделенные старейшины
рода. Стало уделяться больше внимания
усвоению начатков знаний, а с появлением
письменности и письму.В условиях родового
строя воспитание начало выделяться как
особая форма общественной деятельности.С
появлением частной собственности, рабства
и моногамной семьи наступило разложение
первобытного общества. Возник индивидуальный
брак. Семья стала одним из важнейших общественных
явлений, основной экономической ячейкой
общества, к ней перешли от родовой общины
функции воспитания детей. Дети являлись
непременными участниками общинных праздников,
включавших в себя обрядовые игры, пляски,
пение, жертвоприношения. Родовая община
поручала старшим, умудренным опытом людям
знакомить молодое поколение с обрядами,
традициями и историей рода, с религиозными
верованиями, воспитывать у младших почитание
старших и умерших. Большое место в воспитании
нравов и поведения детей занимало устное
народное творчество: предания, песни
и др.Переходу юношей и девушек в полноправные
члены рода предшествовала специальная
подготовка под руководством самых авторитетных
и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением,
состоявшим из публичных испытаний, в
которых проверялась готовность молодежи
к выполнению обязанностей взрослого
члена родового общества.
3.Образование и воспитание в странах древнего мира.
Востока.
В странах древнего Востока специальные
учреждения (школы) все более становились
привилегией господствующих групп населения.
В глубокой древности зародилась и укрепилась
школа в Индии. В продолжение тысячелетий
там сохранила свое существование т. н.
общинная школа, создаваемая общинами
простых земледельцев. Наряду с ней большое
значение имели школы в городах, при храмах
для знатных и богатых.
Развивались школы и в Малой Азии и Африке
(Египет). В ряде государств здесь существовало
земледелие, связанное с искусственным
орошением, с использованием таких природных
явлений, как периодические разливы рек.
Люди вели наблюдения за природными явлениями,
учились предсказывать наводнения, накапливали
опыт по постройке плотин и разного рода
сооружений. Появились зачатки наук: астрономии,
геометрии, арифметики, медицины; стали
создаваться для построек простейшие
машины (ворот, «подкаты» и т. п.). Все эти
сведения сосредоточивались в руках господствующих
групп населения, зачастую облекались
мистикой и таинственностью. Кроме замкнутых
жреческих или придворных школ, возникали
и школы для потребностей управления государством
и хозяйством — это школы писцов, школы
служащих и т. д. Постепенно менялся в некоторых
странах и способ письма. Так, например,
в Египте в жреческих школах обучали сложному
иероглифическому («священному») письму,
а в школах для писцов было использовано
упрощенное (иератическое) письмо.
При обучении письму и счету использовались
некоторые облегчающие обучение приемы,
например счет на разноцветных камешках,
упрощенные приемы расчета и т. д. У всех
народов был широко распространен счет
на пальцах.
В Древнем Китае, существовали низшие
и высшие школы. В высших школах дети привилегированных
учились читать и писать сложным иероглифическим
способом, изучали философию и мораль
(религиозного характера), произведения
писателей и поэтов. Там сообщались и некоторые
сведения по астрономии.
В древнейших рукописях (Китая, Индии,
Египта и др.) встречаются ценные мысли
о воспитании, о требованиях к учителю
и воспитаннику.
Дисциплина, особенно в школах для писцов,
была суровой, телесные наказания широко
применялись. Большинство детей простых
людей и рабов не получали подготовки
в школах; основные знания и навыки, связанные
с трудом и нормами поведения, сообщали
им родители и окружающие.
В странах древнего Востока специальные
учреждения (школы) все более становились
привилегией господствующих групп населения.
В глубокой древности зародилась и укрепилась
школа в Индии. В продолжение тысячелетий
там сохранила свое существование так
называемая общинная школа, создаваемая
общинами простых земледельцев. Наряду
с ней большое значение имели школы в городах,
при храмах для знатных и богатых.
Развивались школы и в Малой Азии и Африке
(Египет). В ряде государств здесь существовало
земледелие, связанное с искусственным
орошением, с использованием таких природных
явлений, как периодические разливы рек.Люди
вели наблюдения за природными явлениями,
учились предсказывать наводнения, накапливали
опыт по постройке плотин и разного рода
сооружений. Появились зачатки наук: астрономии,
геометрии, арифметики, медицины; стали
создаваться для построек простейшие
машины (ворот, «подкаты» и т. п.). Все эти
сведения сосредоточивались в руках господствующих
групп населения, зачастую облекались
мистикой и таинственностью. Кроме замкнутых жреческих или придво
Педагогическая
мысль в Древней Греции
Школа.
Др.Греция состояла из небольших рабовладельческих
гос-в (полисов). Наиболее влиятельными
из них были Лакония (гл.город- Спарта)
и Аттика (гл.город- Афины),где сложились
особые системы воспитания,которые обслуживали
только детей рабовладельцев.
В Спарте вос-ие осуществляло гос-во, оно
преследовало задачу готовить из детей
спартиатов воинов, будущих рабовладельцев.С
7 л мальчики, жившие до этого времени дома,
помещались в вос-ые учреждения, (агеллы),
где вос-сь и обучались до 18 л. Руководителем
их назначался известный властям человек—педоном.
Особое внимание обращалось на физ. вос-ие
подростков,много внимания уделялось
военно-гимнастическим упражнениям. К
физ. вос-ию присоединялись музыка, пение
и религиозные танцы, носившие боевой,
воинственный характер.Нравственное и
пол. вос-ие давалось во время специальных
бесед гос.руководителей с молодежью.
Детей приучали к четкости и краткости
ответов («лаконическая речь»).Юноши 18—20
лет переводились в группу эфебов и несли
военную службу. Большое внимание было
обращено на военное и физическое воспитание
девушек. Когда мужчины уходя на войну,
оставляли город и жилища, вооруженные
женщины несли охрану и держали в повиновении
рабов.
В Афинах дети до 7 л вос-сь дома,затем мальчики
начинали посещать школу. Девочки получали
дальнейшее вос-ие в семье, приучаясь к
домашнему хозяйству.Первоначально дети
(с 7 до 13—14 л) обучались в школах грамматиста
и кифариста. Занятия вели учителя-дидаскалы
(«дидаско»—я учу, позже: «дидактика»
— теория обучения). В школу мальчиков
сопровождал один из рабов, называвшийся
педагогом (от слов «пайс» — ребенок, «агогейн»—вести).В
школе грамматиста обучали читать, писать
и считать.В школе кифариста давалось
литературное образование и эстетическое
вос-ие.В 13—14 л мальчики переходили в учебное
заведение, называвшееся палестрой (школа
борьбы). Здесь в продолжение 2-3лет они
занимались системой физ. упр-ий( пятиборье).
С ними велись беседы по полит. и нравст.вопросам.
Физ.вос-ем и беседами в палестре руководили
наиболее известные граждане.Наиболее
обеспеченная часть молодежи поступала
далее в гимнасии (позже — гимназии), где
изучала философию, политику, литературу,
для того чтобы подготовиться к участию
в управлении государством, и продолжала
заниматься гимнастикой.Затем юноши с
18 до 20 л переходили в эфебию, где продолжалось
их военное и политическое вос-ие.
Педагогическая
мысль. В публичных выступлениях и
трудах древнегреческих ученых и философов
Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита
содержатся ценные мысли о воспитании
и обучении.
Целью воспитания, по мнению Сократа, должно
быть не изучение природы вещей, а познание
самого себя, совершенствование нравственности.
Воспитание, по мнению Платона, д. б. организовано
государством и соответствовать интересам
господствующих групп — философов и воинов.
В своей пед. системе Платон стремился
объединить в единую систему удовлетворявшие
его идеям черты спартанского и афинского
воспитания.Игре как средству воспитания
малолетних детей Платон придавал большое
значение.Все воспитание в системе Платона
построено на глубоком презрении к физ.
труду. Дети рабов к образованию не допускаются.Платон
высказал ряд важных мыслей о дошкольном
воспитании, о последовательной государственной
системе воспитания, выдвинул требование
о воспитании через положительный пример
и др.
По Аристотелю, существуют 3 вида души:
растительная; животная; разумная. 3 видам
души, по Аристотелю, соответствуют 3 стороны
воспитания: физическое, нравственное
и умственное. Цель воспитания, по его
мнению, состоит в развитии высших сторон
души — разумной и волевой.
Вершиной древнегреческой философии являются
взгляды Демокрита. Он много внимания
уделяет в своих трудах вопросам воспитания,
обращается к законам природы, к подлинному
знанию, которое разрушает суеверие и
страх. Одним из первых Демокрит выдвинул
вопрос о природосообразности воспитания.
Демокрит подчеркивал огромную роль труда
в воспитании. Он предостерегал от дурного
примера и считал очень важным упражнения
в нравственных поступках. Демокрит будил
критическое отношение к рабовладельческим
устоям, звал к настоящему познанию природы,
к соединению воспитания с трудом.
Педагогическая
мысль в Древнем Риме.
Школа. В
Риме росло рабовладение; накопление богатств
вело к расслоению населения, что обусловило
деление школ по имущественному признаку
и знатности происхождения на элементарные
и более высокой cтупени — грамматические
школы, а позже школы ораторов.
Элементарные школы, частные и платные,
обслуживали некоторую часть небогатого
и незнатного свободнорожденного населения
(плебеев), учили чтению, письму и счету,
знакомили с законами страны. Богатые
и знатные предпочитали давать своим сыновьям
первоначальное обучение дома.
В грамматических школах, также частных
и платных, обучались сыновья привилегированных
родителей латинскому и греческому языкам,
риторике (искусству красноречия с некоторыми
сведениями по литературе и истории). Развитие
этих школ было вызвано необходимостью
овладения ораторским искусством теми,
кто стремился занять выборные руководящие
должности.
В последние столетия республиканского
Рима возникли особые школы риторов (ораторов),
где знатное юношество за высокую плату
обучалось риторике, философии и правоведению,
греческому языку, математике и музыке,
с тем чтобы в дальнейшем занять высшие
государственные должности. После завоевания
Греции (II век до н. э.) в Риме распространяется
греческая культура и греческий язык становится
языком знати.
Со времени возникновения Римской империи
императоры превратили грамматические
школы и школы риторов в гос. школы, задачей
которых являлась подготовка преданных
императорской власти чиновников. Учителей
этих школ императоры стремились превратить
в послушных проводников своей политики,
для чего им назначались оклады и предоставлялись
различные льготы. Особое внимание они
уделяли школам риторов.
Когда христианство было объявлено господствующей
религией и опорой императорской власти,
на должности учителей стали назначать
представителей христианского духовенства,
и вся работа школы получила резко выраженный
церковный характер.
Педагогическая
мысль. Наиболее известным из римских
педагогов был Марк Фабий Квинтилиан.
Сохранившиеся фрагменты его сочинения
«О воспитании оратора» позволяют судить
об основных педагогических взглядах
автора. Квинтилиан считал, что дети свободных
граждан имеют большие природные способности.
По его мнению, тупость и неспособность
среди них — редкое явление. Ребенок должен
воспитываться в школе, учителю следует
подходить к каждому воспитаннику осторожно
и внимательно. Сам учитель должен быть
образованным, любить детей, быть сдержанным,
не раздавать легко наград и наказаний,
быть примером для учеников и внимательно
их изучать. Каждый учитель должен пройти
все ступени обучения. Учитель школы повышенного
типа должен предварительно учительствовать
в элементарной школе.
Квинтилиан придавал большое значение
развитию речи ребенка с раннего возраста.
Для этой цели он рекомендовал брать в
дом мамок и нянек с хорошим произношением,
подбирать товарищей для игр ребенка,
внимательно следить за поведением окружающих
ребенка детей и устранять от него дурных
товарищей.
Изучение языка и музыки, по Квинтилиану,
способствует выработке хорошего произношения,
улучшает стиль речи, делает ее более выразительной.
В целях воспитания логического мышления,
стройности и последовательности мысли
он считал необходимым изучение математики
(арифметики и геометрии), строить обучение,
опираясь на теоретические наставления,
подражание и упражнения. В особенности
признавалось важным, чтобы основы знаний
закладывались прочно, не спеша.
4.Воспитание и обучение в странах западной
Европы в эпоху средневековья.
Церковные
школыВ центрах церковного управления
были соборные, или кафедральные, школы
(школы при кафедре епископа). Эти школы
в ряде мест делились на внутренние школы
и внешние школы для детей мирян (во внешних
монастырских и кафедральных школах, как
правило, учились дети дворян, реже — именитых
горожан).Монастырские и соборные школы,
имели особые помещения, предназначенные
для учения; определенные сроки обучения
не устанавливались. Учителями были духовные
лица, получившие навыки учебной работы.При
ряде приходских церквей велось преподавание
в приходских школах. В школах обучались
только мальчики. Приходские школы помещались
в каком-либо церковном помещении или
на квартире того служителя культа, который
брал на себя обучение детей. Обучали в
них чтению молитв на латинском языке
и церковному пению, реже учили письму.
В приходской школе учение продолжалось
несколько лет: наряду с детьми учились
и юноши и даже взрослые люди, решившие
постигнуть «книжную мудрость». Учитель
не щадил своих учеников за ошибки; жестокие
телесные наказания были очень распространены.
Основная масса народа не получала образования
в школах; дети воспитывались родителями
в повседневном трудеКурс обучения в монастырях
и в соборных школах постепенно стал расширяться,
в него включены были грамматика, риторика
и диалектика, а в некоторых обучали еще
и арифметике, геометрии, астрономии и
музыке.
Воспитание
светских феодаловСодержание рыцарского
воспитания составляли «семь рыцарских
добродетелей»: езда верхом, плавание,
владение копьем, мечом и щитом, фехтование,
охота, игра в шахматы, умение слагать
и петь стихи. До 7 лет старшие сыновья
феодалов оставались в своей семье; с 7
лет они направлялись в замок к вышестоящему
феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности
пажа при жене сюзерена. С 14 лет, с вручением
меча, которое совершалось в торжественной
обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем
сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению
владеть оружием., по достижении 21 года
он посвящался в рыцари. Младшие сыновья
видных феодалов оставались дома, упражняясь
в «рыцарских добродетелях» и обучаясь
у капеллана замка религии, реже — чтению,
письму; некоторые из них направлялись
ко двору епископа и готовились к занятию
высших церковных должностей.Образование
девушек знатного происхождения стояло
несколько выше, чем юношей. Многие из
них направлялись в женские монастыри,
где проходили особый курс обучения. Некоторые
знали прозу и поэтические произведения
латинских авторов.
Возникновение
университетов. Цеховые, гильдейские и
городские школы. В XII веке были открыты
университеты в Италии, во Франции, в Англии
и затем в других странах. В Средней Европе
в XIV веке открывается университет в Чехии
(Прага) и несколько позже в Польше (Краков).
Как правило, средневековые университеты
возникали по инициативе ученых и пользовались
правом самоуправления, сами вырабатывая
распорядок своей жизни, избирая должностных
лиц (ректора и др.), и тщательно защищали
свои права.Церковь, пользуясь монополией
на обучение, пыталась сразу же подчинить
себе университеты, давая им различные
привилегии и материальные средства (бенефиции),
основывала свои университеты. Так, был
основан в XII веке Парижский университет,
послуживший образцом для других католических
университетов. Постепенно церковь начинает
главенствовать в университетах, и богословский
факультет становится самым важным.
Средневековые университеты имели 4 факультета.
На подготовительном, или артистическом
(факультет искусств), преподавались «семь
свободных искусств», обучение длилось
6—7 лет, после чего окончившие получали
степень «магистра искусств». Далее м.б.
продолжать образование на одном из 3 основных
факультетов: богословском, медицинском
или юридическом, где обучение продолжалось
5—6 лет, и получить звание доктора наук.
Основным видом занятий в университетах
были лекции. Организовывались также диспуты
на основе тезисов докладов, которые сообщались
заранее, а затем обсуждались школярами.
В городах ремесленники и купцы не были
удовлетворены церковными школами и вели
борьбу с монополией церкви в области
образования. Ремесленники открывали
свои цеховые школы, где их дети обучались
чтению и письму на родном языке, счету
и религии; обучение ремеслу велось дома
в мастерской отца. Купцы также стали открывать
свои гильдейские школы, примерно с такой
же программой. Обучение в этих школах
значительно отличалось от того, которое
давалось в школах церковных. Постепенно
эти школы превратились в начальные городские
школы, содержавшиеся городскими самоуправлениями
(магистратами).
5.Педагогические взгляды Я.А.Коменского.
К выдвинул
идею всеобщего начального обучения. Через
все педагогические сочинения К, в особенности
же через его главное сочинение — «Великую
дидактику», проходит мысль, что правильное
воспитание во всем должно сообразоваться
с природой.Наряду с пониманием принципа
природосообразности воспитания как следования
всеобщим законам природы у К при обосновании возрастной периодизации,
школьной системы и некоторых дидактических
принципов и правил встречаются ссылки
на природу (врожденные черты) человека
и на природные возрастные особенности
детей.
К, исходя
из природы человека, делит жизнь подрастающего
поколения на 4 возрастных периода, по
6 лет каждый. В основу этого деления он
кладет возрастные особенности:
детство(от рожд. до 6 л включительно) характеризуется
усиленным физическим ростом и развитием
органов чувств; отрочество (от 6 до 12 л)
— развитием памяти и воображения с их
исполнительными органами — языком и
рукой; юность (от 12 до 18 л), помимо указанных
качеств, характеризуется более высоким
уровнем развития мышления («понимания
и суждения») и возмужалость (от 18 до 24
л) — развитием воли и способностью сохранять
гармонию.
Для каждого из возрастных периодов К намечает
особую ступень образования: для детей
до 6 лет - материнскую школу, под которой
он разумеет дошкольное воспитание под
руководством матери. Для отрочества -
шестилетняя школа родного языка в каждой
общине, селении, местечке. Для юношей
- в каждом городе латинская школа, или
гимназия. Для возмужалых молодых людей
в каждом государстве или большой области
— академия.Для каждой ступени (кроме
академии) Коменский подробно разработал
содержание обучения.
Дидактические принципы:- принцип наглядности. Он понимал
наглядность широко, не только как зрительную,
но и как привлечение всех органов чувств
к лучшему и ясному восприятию вещей и
явлений. - сознательности учения. При изучении
явлений следует доводить учащихся до
осознания причин этих явлений. – систематичность обучения. В обучении,
он считал, надо идти от фактов к выводам,
от примеров к правилам, которые систематизируют,
обобщают эти факты и примеры; идти от
конкретного к абстрактному, от легкого
к трудному, от общего к частному; сначала
давать общее представление о предмете
или явлении, затем переходить к изучению
отдельных его сторон.
- последовательность
обучения. Все предлагаемое ученикам
для усвоения надо располагать так, чтобы
изучение нового материала было подготовлено
предыдущими занятиями. –
- посильности
обучения для учащихся. Детям следует
давать для обучения только то, что доступно
их возрасту. Посильность, доступность
в обучении достигаются ясностью преподавания,
сообщением основного без излишних деталей.- прочности
усвоения учащимися учебного материала,
Коменский говорил, что надо закладывать
«прочное основание», не спешить в обучении,
добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили
преподаваемое им. Каждая тема должна
резюмироваться в кратких, точных правилах.Огромное
значение для прочного усвоения имеют
упражнения и повторение усвоенного учащимися
материала.
К установил
понятие школьного года с его делением
на учебные четверти, ввел каникулы, определил
организацию учебного дня (4 учебных часа
в школе родного языка, 6 часов в латинской
школе), теоретически разработал классно-урочную
систему учебных занятий и практически
применил ее.
Он положил начало классно-урочной системе
учебных занятий, дал указания, как планировать
и вести урок, уделяя часть его опросу
учащихся, часть — объяснению нового материала
и упражнениям по закреплению нового.
Коменский указывал, что каждый урок должен
иметь свою определенную тему и свою главную
задачу. Учитель должен внимательно следить,
чтобы все учащиеся принимали активное
участие в занятиях, и поддерживать во
время урока дисциплину в классе.
К высказал
ряд ценных теоретических мыслей о том,
каким должен быть учебник, свои теоретические
положения осуществил на практике, составив
несколько образцовых для своего времени
учебников. Он требовал, чтобы учебник
содержал достаточно полный учебный материал
и в то же время был кратким, не имел бы
ничего лишнего, отвлекающего ненужными
деталями от главного. Материал в учебнике
должен быть расположен систематически
и изложен доступным детям, ясным, простым
языком.