Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:37, шпаргалка

Краткое описание

Становление и развитие педагогики
Объект и предмет педагогики
Цель и задачи педагогики

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА12ю.doc

— 982.00 Кб (Скачать файл)

Становление и  развитие педагогики

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

Наука педагогика появилась позже геометрии, астрономии, как потребность общества. Обнаружилось, что общество прогрессирует – быстро или медленно, в зависимости от того, как в нем появляется воспитание. Появилась потребность в: обобщении знаний о воспитании, в создании специальных учебных воспитательных учреждений.

В Китае, Индии, Египте, Греции – развитие философии (науки о природе, человеке, обществе) – 1-ые педагогические обобщения.

В Европе – древнегреческие философы Демокрит (460 – 370 г. до н.э.), Сократ (469 – 399 г. до н.э.), Платон (427 – 347 г. до н.э.), Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) – о формировании личности (хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы). Марк Квинтиман – “Образование оратора” – основная книга по педагогике, с сочинениями Цицерона, его изучали во всех риторических школах.

Во все времена существовала духовная педагогика – о духовном и физическом развитии людей, нравственном и трудовом воспитании. В древней Греции совершеннолетним считался тот, кто посадил и вырастил маслиновое дерево – маслиновые рощи.

В период средневековья – господство церкви – все воспитание в религиозное русло. Образование потеряло прогрессивность античных времен. Догматическое обучение существовало 2 века. Философы  этого времени Тертуллиан (160 – 222), Августин (354 – 430), Аквипат (1225 – 1274) – создали обширные педагогические трактаты, но педагогическая наука далеко  вперед не ушла.

Эпоха Возрождения – педагоги гуманисты.

В XVII в. педагогика выделилась в самостоятельную науку – с именем Я. А. Каменского (1592 – 1670) – “Великая дидактика” – 1654 г. (см. методичку, табл.).

Джон Локк (1632 – 1704) – теорию воспитания – “Мысли о воспитании” – взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, широкое образование, деловые качества, изящество манер, твердость правовых убеждений.

Непримиримую  борьбу  с догматизмом, схоластикой  в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и особенно Ж.Ж. Руссо (см. методичку, табл.).

Иоганн Фридрих Герберт (1776 – 1841) – крупная противоречивая фигура в истории педагогики – по дидактике (четырехзвенная модель урока, понятивно – воспитывающее обучение, система развивающих упражнений), но и теоретическая база для дискриминационного ограничения в образовании широких масс трудящихся.

Мировую славу  русской педагогики принесли Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Толстой, но особенно К.Д. Ушинский “О камеральном образовании” 1848 г.

В 1855г. Ушинского назначают инспектором  классов. В жизни каждого крупного ученого непременно  найдется счастливая случайность. Была она и в судьбе Ушинского. Однажды он обратил внимание  на 2-а больших шкафа, – уже 20 лет они стояли опечатанные. Ушинский попросил сторожа открыть их. Перед ним было целое сокровище – полное собрание педагогической литературы, наследство бывшего инспектора института, ученика Пестелоцци – Е. Гугеля. По свежим следам он пишет  лучшую свою статью “О пользе педагогической литературы” – сделать учебную работу интересной для ребенка, не превращая ее в развлечение. 187! Переиздано – “Родное слово”. Более 10 млн. книг его вышло до революции. Главное его сочинение “Педагогическая антропология”  1867г. – 2-а тома, 3-й не завершил;

  • учение о целях, принципах, сущности воспитания,
  • о руководящей роли школы, учителя,
  • о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций,
  • пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прогностичности,
  • концепция развивающего обучения,
  • трудовое воспитание – полноценное воспитательное средство – труд.

 

В конце XIX – начале XX в. – центр педагогической мысли США Джон Дьюи  (1859 – 1952), Эдвард Торндайк (1874 – 1949) - вывели закономерности человеческого воспитания, эффективные технологии образования.

Советские педагоги Н.К. Крупская (1869 – 1939) – проблемы новой советской школы, организация внеклассной работы, пионерского движения. А.С. Макаренко (1888 – 1939) – о детском коллективе, трудовом воспитании, сознательная дисциплина, воспитание в семье. В.А. Сухомлинский (1918 – 1970) – исследовал моральные проблемы воспитания молодежи, о личности.

 

Понятие педагогики Название «педагогика» происходит от греческого слова «пайдагогос». «Пайд» переводится как «дитя», «гогос» как «веду». Таким образом, педагогика в дословном переводе этого термина означает «детоводство», а «педагог» — «детовод», «ведущий детей». (В Древней Греции педагогами назывались рабы, сопровождающие (ведущие) детей своего господина в школу. Позднее педагогами стали называть людей, занимающихся обучением и воспитанием детей.)

Сегодня термином «педагогика» принято обозначать две области  специфической человеческой деятельности, направленной на социальное воспроизводство поколений людей, образование человека:

  • педагогическая наука;
  • педагогическая практика (хотя более точно обозначает педагогическую практику термин «педагогия»).

 

Педагогика  как наука.

Наиболее  общим образом наука определяется как сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности (Философский энциклопедический словарь, стр. 393). Наука есть система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний (Толковый словарь русского языка, стр. 407).

Педагогика  как наука является исследовательской деятельностью человека по выработке и теоретическому обоснованию объективных знаний о педагогической действительности. Педагогическая действительность составляет часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность человека. Слагаемыми педагогической действительности являются обучение и воспитание, педагогическое взаимодействие, педагогические средства и условия, содержание педагогического процесса, педагогические методы и т. д.

Педагогика  как наука представляет собой отдельную отрасль знаний о педагогическом процессе и слагаемых педагогической действительности.

 Педагогика как практика.

Практика предполагает материальную деятельность человека по освоению и преобразованию окружающей деятельности, деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт.

Педагогика как практика есть реальное взаимодействие участников педагогического процесса в целях их развития, это деятельность педагога и учащихся по созданию условий своего оптимального развития, это опыт воспитания и обучения, опыт педагогического взаимодействия.

 

Объект и предмет педагогики

Объект – это область, сфера действительности, которую исследует та или иная наука.

Объектом педагогики выступает процесс становления и развития личности, то есть те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в ходе целенаправленной деятельности социума. Эти явления получили название «образования». Образование и есть та область окружающей действительности, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики – педагогический процесс как фактор (ведущее условие) развития личности.

 

Цель и задачи педагогики

Целью педагогики как науки является изучение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процесса для совершенствования педагогической практики.

Данная цель может  быть конкретизирована следующими задачами:

    • разработка теоретических основ организации педагогического процесса;
    • обоснование технологии педагогического процесса;
    • обоснование оптимальных педагогических условий (условий развития учащихся и педагогов) развития личности;
    • обоснование системы педагогических средств;
    • разработка теоретических основ управления педагогическим процессом;
    • обоснование содержания и структуры профессиональной педагогической деятельности.

Основные категории  педагогики

Объект и предмет  педагогики могут быть конкретизированы определением понятийного аппарата педагогики как науки.

Ключевым понятием педагогики, обозначающим изучаемую область  и отделяющим ее от предметных областей других наук, является «педагогический процесс».

Педагогический процесс – это совокупность закономерных и последовательных взаимодействий педагога и учащихся в целях своего развития.

Другие понятия, а это «развитие», «образование», «обучение», «воспитание», «педагогические средства», «педагогические условия», отражают дифференциацию исходного понятия «педагогический процесс», уточняют его.

Развитие – количественные и качественные изменения в анатомо-физиологической, психологической и духовной сферах личности; переход педагога и учащихся из одного состояния в другое, более совершенное.

Развитие определяет цель, назначение педагогического процесса.

Образование — процесс и результат целенаправленного развития личности.

Образование как процесс (образовательный процесс) синонимично  понятию «педагогический процесс», в котором особенно подчеркивается идея саморазвития личности, создания самим человеком своего собственного образа, своего «Я», создание самого себя.

Образование как результат  констатирует определенный уровень  развития, достижение уровня культуры, уровня общих и профессиональных знаний.

Воспитание – целенаправленное создание педагогических условий (условий развития участников педагогического процесса).

Воспитание является составной частью целостного педагогического  процесса.

Обучение – целенаправленная организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся в целях развития.

Обучение является составной  частью целостного педагогического  процесса.

Педагогические средства – инструментарий, совокупность материальных и духовных предметов, приспособлений для осуществления профессиональной педагогической деятельности, для организации и осуществления педагогического процесса.

Организуя педагогический процесс, педагог  выстраивает систему педагогических средств.

Педагогические условия – целенаправленно организованная педагогическая среда, система педагогических средств, педагогических взаимодействий для решения педагогических целей и задач.

 

 Связь педагогики с другими науками

Как педагогическая наука, так и педагогическая практика вне связи с другими науками превратятся в сомнительные сентенции.

Профессионально выявляя закономерности функционирования педагогического процесса, организуя его на практике, невозможно не осознавать сущность и критерии личности, не учитывать физиологических особенностей человека, не определять методологию педагогического взаимодействия.

Фундаментом педагогики является философия. Философское знание, мировоззренческое по своей природе, служит методологическим основанием педагогического исследования. От системы философских идей (экзистенциональных, материалистических, неопозитивистских, прагматических и др.), которыми руководствуются исследователи, зависит направление педагогического поиска, определение цели, средств, условий, технологии педагогического процесса, характер взаимодействия его участников (педагога и учащихся).

Философия является теоретической  базой осмысления педагогического  опыта и разработки педагогических концепций.

Связь педагогики с психологией очевидна. Организация педагогического процесса, педагогического взаимодействия базируется на знании психологии развития человека, особенностей различных психических процессов, психологии обучения и воспитания учащегося. Психология является важнейшим источником научного обоснования педагогического процесса.

Связь педагогики с физиологией обусловлена необходимостью знания педагогом анатомо-физиологической сферы человека, возрастных физиологических особенностей учащихся при организации педагогического процесса, обучения и воспитания.

Тесные связи педагогика имеет также с социологией, политологией, экономикой, медициной и другими науками.

 

Структура содержания педагогики

Педагогика является комплексной, многогранной наукой, объединяющей систему педагогических дисциплин. В структуру содержания педагогики-науки входят:

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"