Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:59, шпаргалка
1Методика профессионального обучения как область научно-педагогических знаний, общепрофессиональная дисциплина и нормативный способ деятельности педагога профессионального обучения.
2Признаки социального заказа по подготовке работников квалифицированного труда с начальным профессиональным образованием на основе ЕТКС (профессия, ступень квалификации профессии, квалификационный разряд).
3Профессионально-квалификационная характеристика и профессиограмма как основа для разработки содержания подготовки квалифицированных работников с начальным профессиональным образованием.
Под стандартизацией понимают выдвижение открытых требований к процессу и результатам образовательной деятельности. В процесс стандартизации включен ряд процедур, а именно: разработка, опубликование, применение или реализация стандартов.
Стандарты
обеспечивают единство
В процесс стандартизации включен ряд процедур, а именно: разработка, опубликование, применение или реализация стандартов. Стандарты обеспечивают единство унификации образования на федеральном уровне и дифференциации на региональном уровне и на уровне образовательного учреждения.
Объекты и субъекты оценки качества образования. Внешняя оценка качества
Субъекты, заинтересованные
в использовании ОСОКО как источника объективной и достоверной
информации о качестве образовательных услуг, представляют
основные группы потребителей результатов системы образования.
Среди них выделяются: государственные
структуры (интересы государства
здесь пони
маются в связи с
его ответственностью за реализацию конституционных
прав граждан, за социальную стабильность
и конкурентоспособность российской экономики,
а также в связи с тем, что оно является
крупнейшим работодателем); производство — государственные
и бизнес-структуры, представляющие как
отдельные предприятия, так и их различные
объединения, а также предприятия, организации
и учреждения социальной, культурной сферы
и т. д.; семья
и другие социальные общности (религиозные организации,
общественные ассоциации и др.); отдельные граждане,
интересы которых могут быть представлены также семьей,
производством (работодателями) и государством.
Основными объектами оценки качества образования выступают образовательные организации (учреждения) и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий.
Система образования в соответствии с ее трактовкой в законе «Об образовании» представлена тремя основными элементами: образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образовательные стандарты). Выбор актуальной и эффективной программы представляет интерес не только для потребителя, но и для образовательной организации (учреждения), так как именно качественная программа во многих секторах образования влияет на конкурентоспособность образовательной организации. Соответственно, оценка качества и сертификация образовательных программ становится широко востребованной функцией ОСОКО, которая позволяет включить программы в число основных объектов оценки; образовательные организации (учреждения) и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий; обучающиеся, точнее их индивидуальные образовательные достижения, представляют собой наиболее значимый объект оценки. Под обучающимися мы понимаем как тех, кто уже завершил освоения той или иной образовательной программы, так и тех, кто находится на различных промежуточных этапах обучения.
Внутренняя оценка качества
Внутренняя оценка качества в системе образования строится с учетом трех основных составляющих образовательного процесса обучающиеся (учащиеся, студенты); обучающие (учителя, преподаватели); ресурсное обеспечение (организационное, материально-техническое, методическое, информационное, финансовое).
Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО)
Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО) - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
Информационная подсистема — консолидирует организационно-методический инструментарий сбора и первичной обработки информации о качестве образования. В эту подсистему входят образовательная статистика, структуры единого государственного экзамена, мониторинговые структуры различного уровня и типа. Основной задачей структур, входящих в информационную подсистему, является получение достоверной
Образовательный стандарт - основной механизмом оценки качества образования; совокупность минимальных требований к содержанию, процессу и результатам начального профессионального образования. Стандарт это нормативный документ, прямого действия, несущий толкование статьи 43 Конституции и статьи 7 Закона РФ «Об образования». Стандарт диагностично описывает требования к результатам подготовки по профессии, которые отражают стандартные параметры качества этой подготовки.
Федеральный компонент стандарта по профессии - государственный документ, регламентирующий на федеральном уровне требования к минимуму содержания федерального компонента профессионального цикла обучения, требования к уровню квалификации выпускников, устанавливаемые профессиональной характеристикой образовательного стандарта и требования к максимальному объему учебной нагрузки.
Национально-региональный компонент стандарта – содержание образования по конкретной профессии (специальности), учитывающее особенности подготовки в конкретной территории в образовательном учреждении, а также потребности регионального (местного) рынка труда. Он разрабатывается региональными органами как национально-региональный компонент стандарта содержания по данной профессии (специальности), обязательный для всех образовательных учреждений в данной территории, дополняемый в образовательном учреждении местным компонентом, учитывающем особенности обучения в нем и потребности местного рынка труда. В целях сохранения единого образовательного пространства учебные программы должны отвечать требованиям федерального и регионального компонентов.
Параметры качества профессиональной подготовки |
Форма выражения параметров в стандарте по профессии |
Параметры качества содержания образования по профессии в целом (полнота содержания) |
В федеральных стандартах выражается в виде Обязательного компонента содержания по профессии, включающего укрупненные УЭ |
Параметры качества усвоения предмета (уровень усвоения предметного содержания) |
Выражается в виде требований к уровню усвоения учебного материала с I по III |
Параметры качества итоговых результатов профессиональной подготовки |
В федеральных стандартах прописаны на уровне профессиональной характеристики и представлены вне зависимости от уровня квалификации (разрядов) |
Параметры качества проведения контрольно-измерительных процедур |
Представлены в виде форм проведения итоговой аттестации выпускников НПО. согласно Типовому положению об итоговой аттестации выпускников НПО: в виде методических указаний по выполнению письменной экзаменационной работы в УНПО; общих требований к составлению контрольных заданий по проверке качества ЗУН |
профессиональное
училище - образовательное учреждение,
реализующее основные профессиональные
образовательные программы
профессиональный
лицей - образовательное учреждение,
реализующее образовательные
Задачи учебных заведений НПО
Теоретическое обучение - процесс формирования у учащихся системы знаний и умений по учебной дисциплине, относящейся к определенной отрасли технического или технологического знания об объектах и предметах труда, средствах труда, способах профессиональной трудовой деятельности, условиях труда, научных основах производственных процессов, экономики отрасли, техники безопасности.
Цели теоретического обучения
Обучающая – усвоение системы знаний и умений по учебной дисциплине общепрофессиональной, специальной на определенном уровне усвоения, заданного НРК стандарта;
Развивающая – формирование профессиональной лексики, мышления, памяти. Воображения, внимательности, активности, самостоятельности, способностей в области учебной деятельности, исследовательских способностей.
Воспитательная – формирование профессионального мировоззрения, профессиональных взглядов и убеждений, профессиональных отношений, осуществление трудового, нравственного, эстетического воспитания, воспитания коллективизма.
Производственное обучение – составная часть профессионального цикла подготовки, подготовка обучающихся к практическому осуществлению определенных трудовых процессов на основе полученных знаний на уроках ТО.
Цель производственного обучения – применение знаний, полученных на уроках ТО на практике, формирование трудовых умений и навыков в рамках предстоящей трудовой деятельности.
Производственная практика – составная часть процесса профессионального обучения в учреждениях профессионального образования, имеющая целью закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение необходимых трудовых умений и навыков практической работы по изучаемой профессии, в условиях, приближенных к профессиональной деятельности.
Цель производственной практики – совершенствование трудовых умений и навыков в соответствии с перечнем учебно-производственных работ, предусмотренных планируемым уровнем квалификации выпускника в соответствии со стандартом. Осуществляется в производственных мастерских, производственных цехах, отделах учреждений, предприятий, организаций.
Внеурочная учебная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса, одна из форм организации дополнительного образования; выражается в организации работы кружков, факультативов, проведении конкурсов профессионального мастерства учащихся, проведения предметных олимпиад.
Основные подходы к пониманию целей профессионального обучения.
Говоря о целях, принятых в профессиональном обучении мы должны понимать сущность и функции целей вообще.
В методике выделяют нормативные и инициативные цели. Первые заданы нормативными документами и учебно-программной документацией по предмету, профессии; вторые – выходят за эти рамки и ставятся педагогом, реализующим личностно ориентированный процесс обучения или авторские образовательные программы. Существуют цели преподавания и цели учения.
Пример цели преподавания при изучении темы урока: формирование педагогом у учащихся представлений в области ….
Пример цели учения: знание учащимися основных свойств и признаков…..
Действия педагога с целями обучения