Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 21:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

история обр и пед мысли.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Среди представителей Возрождения были Витторино да Фельтре, Томмазо Компанелла , Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский. Общее в их трудах: авторитетное воспитание подвергалось критике, родилась идея классического образования, которая включала подражание образцам искусства античного ораторства, чтение античных авторов, развитие через изучение латинского и греческого языков, стремление к гармонии физического и духовного совершенства.

Протестанты создавали низшие городские школы, они предназначались для детей горожан, реже для крестьянских детей (с пяти до двенадцати лет). Школы были разделены для мальчиков и девочек, программа протестантской школы ограничивалась чтением Катехизиса. Иногда в программу входило обучение письму и церковное пение, обучали по воскресным дням. Была борьба за высшее образование. Центром образования стал Кембриджский университет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9   Пед идеи Локка

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге “Мысли о воспитании. Локк хотел воспитывать не простого человека, а джентльмена. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, а дома.

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Необходимо, считал он, с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк протестовал против изнеживания детей. Поведение джентльмена должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным, уметь подчинять себя велениям рассудка. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Главными воспитательными средствами всегда будут не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. Особенно важно воспитание у детей устойчивых положительных привычек. 

Как человек своего времени Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

Умственное воспитание джентльмена, по мнению Локка, следует подчинить выработке необходимых деловому человеку качеств. Джентльмена надо обучить чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, географии, арифметике, геометрии, астрономии, этике, дать основные сведения по истории и законоведению, обучить бухгалтерии, верховой езде и танцам. Локк рекомендовал также занять воспитанника каким-либо ремеслом или садоводством и сельским хозяйством, парфюмерным делом. Резко отрицательное отношение Локка к школам. Он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния “грубой массы”, от детей простолюдинов.

Локк составил проект закона о бедных, в котором указывал, что следует применять жесткие меры против нищих и бродяг, получающих пособие от приходов, заставлять “лентяев работать”. Он предложил целую систему наказаний, которым считал. возможным не подвергать только детей до 14 лет:. их надо устраивать в рабочие школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10      Коменский и становление пед-ки как науки. Идея природосообразности

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др.) рассмотрены все педагогические проблемы.  В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Большая заслуга Я. А. Коменского в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы. Он был уверен, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса любой ребенок может взойти на «самую высокую ступень лестницы образования».  

Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея Развивающего обучения. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности. Его труды проникнуты глубокой верой в человеческую личность, расцвет которой всегда был заветной мечтой великого педагога. 

Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований. Предложенные им принципы, методы, формы обучения (классно-урочная система, принцип природосообразности и др.) вошли в золотой фонд педагогической теории.

 

 Принцип природосообразности.

    В   трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания  многозначен,  ибо  требует

учитывать и универсальные законы  природы,  и  законы  природы  человека,  и законы природы самого воспитания.

     В искусстве воспитания  это  означает  –  развивать  то,   что  имеет человек «заложенным в  зародыше»,  развивать  изнутри,  ожидать  «созревания сил», не толкать природу туда,  куда  она  не  стремится. Коменский определял  роль  воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство»  естественным процессом саморазвития воспитанника.

       При этом имелись в виду не просто  имманентность  этого  процесса,  а сознательное  саморазвитие:  педагогический  процесс  обращен   к   личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства,  самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с  тем природосообразное воспитание –  это  «ненасильственная»

педагогика   естественного   и   свободного   развития   природных   сил   и способностей.

       На  основании  принципа  природосообразности,  Ян  Коменский  создает проект  воспитания  человека   от рождения   до  24  лет.   Его  научную обоснованность Коменский  обьяснял  тем,  что  обеспечивалось  соответствие педагогического процесса человеческой  природе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11    Коменский о возрастной периодизации и системе школ

Коменский предложил впервые в истории педагогики стройную систему школ, аргументируя её разработанной им же самим возрастной периодизацией от рождения до зрелости до 24 лет.

Первой ступенью воспитания и образования для детей от рождения до 6 лет должна быть так называемая материнская школа - воспитание в семье под руководством матери. Коменский видел главную задачу воспитания детей этого возраста в развитии органов чувств, обогащении круга представлений об окружающей жизни, в развитии речи и ручных первоначальных умений.

За материнской школой у Коменского следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек, независимо от сословной принадлежности, в возрасте от 6 до 12 лет. Данная школа должна была вооружать учащихся широким кругом реальных знаний -  по арифметике, географии, истории, экономической жизни и государственному устройству, знакомить с различными ремеслами и, конечно, осуществлять религиозное воспитание.

Третья ступень школьного образования, по Коменскому, гимназия или латинская школа, которая должна предназначаться для юношей 12-18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой в школе родного языка. Здесь наряду с латинским языком, языком науки, большое место отводится изучению реальных предметов - математики, физики, естествознания, как самостоятельные предметы фигурируют история, этика, новые языки. Лишь потом, венчая весь курс среднего образования, должны изучаться риторика и диалектика.

Завершающую ступень школьного образования в системе Коменского составляют академии - высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявивших особые дарования. 

Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи. 

• детство – от рождения до 6 лет включительно

• отрочество – от 6 до 12 лет

• юность – от 12 до 18 лет

• возмужалость – от 18 до 24 лет

 
В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество – развитием памяти и воображения с их исполнительными органами – языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость – развитием воли и способностью сохранять гармонию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12    Коменский  о содержании образования и  методике обучения

Для всех ступеней (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Он считал, что преподавание каждого предмета следует начинать с простейших элементов  знания детей от ступени к ступени должны расширяться и углубляться. 
          В те времена, когда обучение велось еще на латинском языке, весьма прогрессивным было требование Коменского сделать начальную школу школой родного языка. Великий педагог руководствовался при этом демократическим стремлением сделать науку доступной народу. В начальной школе, считал Коменский, дети должны научиться свободно читать и писать, познакомиться с арифметикой и некоторыми элементами геометрии, получить элементарные знания по географии и естествоведению. Хотя Коменский в разработанной им программе школы родного языка отводил еще большое место религиозному обучению, она была, несомненно, прогрессивной для его времени, когда начальная школа давала крайне убогие знания.  
    Значительно расширял Коменский и круг знаний, которые давала современная ему средняя школа. Сохраняя латинский язык и “семь свободных наук”, Коменский вводил в курс гимназии физику (естествознание), географию и историю. При этом он предлагал изменить установленный в средневековой школе порядок прохождения наук. После изучения языка (грамматики) он считал целесообразным перейти к физике и математике, а занятия риторикой и диалектикой перенести в старшие классы, т. е. развитием речи и мышления учащихся следует заниматься по приобретении ими реальных знаний.

Материал следует располагать так, чтобы каждый новый материал органично следовал из предыдущего. По мере взросления развивают сначала чувства учащихся, затем память, мышление и, наконец, речь и руку. Таким образом, Коменский применяет метод последовательности. Обучение вне всякого сомнения должно быть и посильным, а усвоение материала прочным. Постоянные упражнение и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. Но и в самих упражнения Коменский соблюдал диалектический принцип. Вначале ученики осваивали инструмент, с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы ("сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы" ), и лишь как завершение брались за целую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13   Свободное воспитание Руссо

Воспитание каждого человека по  Руссо (роман «Эмиль, или о воспитании») дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные и разумные склонности.

В соответствии с предлагаемой схемой воспитания Руссо делил жизнь детей на четыре периода. В первый период - от рождения до двух лет - он предлагал уделять внимание главным образом физическому воспитанию; во второй - от двух до двенадцати лет - воспитанию чувств; в третий - от двенадцати до пятнадцати лет - умственному воспитанию; в четвертый период - от пятнадцати до восемнадцати лет - нравственному воспитанию. Этот последний отрезок времени он называл периодом "бурь и страстей".

Вместо старых форм общественного воспитания Руссо считал необходимым ввести демократическую систему, в основу которой требовал положить трудовое воспитание: изучение общественных ремесел и искусств, причем в ходе обучения он считал необходимым выявлять у воспитанников те или иные дарования, заложенные природой.

14     Оуэн

Р. Оуэн считал, что нужно не только давать детям знания, но и развивать познавательные способности. Поэтому он стремился применять в школе активные методы обучения, способствующие проявлению пытливости детского ума и приучающие учеников к самостоятельному мышлению. Большое внимание уделялось воспитательной работе. Несомненный воспитательный эффект давало и регулярное участие детей в трудовой деятельности.

Чтобы все дети, достигшие пятилетнего возраста, могли посещать начальную школу, Р. Оуэн категорически запретил нанимать их на фабрику до десяти лет. С десяти лет подростки, уже работающие на фабрике, могли продолжать учение в вечерних классах, причем до двенадцати лет у них был сокращенный рабочий день. Таким образом, Р. Оуэн впервые осуществил в Нью-Ланарке соединение обучения подростков в школе с их участием в индустриальном труде.

Помимо учреждений для детей дошкольного и школьного возраста, созданных в Нью-Ланарке, большой интерес представляли культурно-просветительные мероприятия Р. Оуэна для взрослого рабочего населения. В Новом институте по вечерам обучали неграмотных; там регулярно проводились музыкальные вечера; родителям давались консультации по воспитанию детей. Школы колонии составляли единую систему из трех ступеней: школы для маленьких детей в возрасте от двух до пяти лет, дневной школы для детей от пяти до двенадцати лет и школы для подростков и взрослых.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"